Сальери перед миром оправдан по суду

Хоть Пушкин
Сам считал,
Что Гений и Злодейство -
Несовместны,
Он, -
(НеОсПоРиМо!), -
Гений, своею
Маленькой трагедией
"Моцарт и Сальери"
Послужил Злу, -
Остракизму миром
По отношению
К Сольери,
Хотя тот
К смерти Моцарта
Был нисколько
Не причастен.
Он не завидовал ему,
Купаясь в славе
За свои труды.

И более того,
Он дирижировал
Нередко
На концертах
Моцарта,
Готовил певцов
К исполненью партий
В операх Моцарта
И даже был учителем
Сына Моцарта
После смерти его отца.

Из-за легенды
О том, что он, -
Сальери, -
Отравил Моцата
На постановку
40-ка ешо опер
И остальных всех
Музыкальных
Проиведений
Был наложен
СТОЛЕТНИЙ мораторий.

Из-за того,
Что Сальери
рано стал сиротой,
Судьба его сложилась так,
Чт он учился и работал
В Вене
Он, итальянец,
Стал
Композитором
Австрийским.

Но итальянские
Любители музыки
Решили выяснить,
Есть ли действительно
Причины считать
Сальери
Убийцей Моцарта
На почве
Профессиональной
Зависти
К славе коллеги.

В Милане в 1997-ом году
Прошёл Процесс Судебный
По "Делу Сальери и Моцарта".
На основанье сообщений
Экспертов-музыковедов
И рассмотрения
Всех причастных к делу
Документов
Эпохи Моцарта-Сальери.
Вердиктом судей
Высокого Суда
Сальери б
БЫЛ ПоЛнОсТьЮ ОПРАВДАН
За ОтСуТсТвИеМ
СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ*.

И всё же
Сильна инерция
Мышления людей.
И в наше время, -
В 21-ом веке
Произведения Сальери
Широко
Не исполняются.
Однако
В произведениях
Бетховена и Листа,
Франца Шуберта,
Джакомо Мейербера
И Черни, -
Автора этюдов
Для фортепианр
Слышна рука
И отзвуки таланта
Их учителя, -
Сальери.

Трагедия сульбы Сальери
Аналог трагедии
Исторической судьбы
Целого нарда, -
Еврейского,
Который христианство
Предъявило
Вердикт о коллективной, -
Всем народом, -
Ответственности
За смерть Христа.
И хотя
Специальным решением
Ватикан в 1961-от году снял
С еврейского народа
ОБНЕНИК УБИЙСТВЕ ХРИСТА,
Антисемитизм в мир
НЕ ослабевает
И НЕ уменьшается

---------------------------------------------------
* - См. привеенное ниже Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Юлия Р.

                САЛЬЕРИ ПО СУДУ ОПРАВДАН.

        В детстве у меня была мечта — исполнить музыку Антонио Сальери. Спросите "Почему?!" -

        Из чувства справедливости.

        Я довольно рано прочла маленькую трагедию А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" и его же рассуждения на эту тему — травил Сальери Моцарта или не травил — и ... не убедил.

        Возможно, дело было в том, что я не только любила музыку и книги, но еще историю и право, так что понимала, что если бы такие аргументы были представлены в суде — Сальери обязательно был бы оправдан.

        Кстати сказать, - я оказалась права.

        Впрочем, не Пушкин заставил меня активно искать ноты с произведениями Сальери, но заслуга в этом тоже принадлежала стихам. Была у меня книжка стихов о музыке. И в одном из стихотворений, посвященных Сальери, были такие слова:

Исполнить музыку Сальери
Ничей смычок не поднялся.
Прикрыв рукой глаза неловко,
Похолодел недаром он:
Так начиналась забастовка
Всех музыкантов всех времён.

Всю жизнь свою отдать карьере,
А сорок опер — все молчат.
И не себя ль убил Сальери,
В чужой стакан бросая яд?!

        Тогда, прочитав эти строки, я испытала редкий для себя случай слепящего гнева, тем более сильный, что кое в чем поэт был прав — музыка Сальери действительно молчала.

        В те времена я ни разу не слышала, чтобы его произведения исполняли. Не слышала, чтобы где-то ставили его оперы.

        Зато читала рассуждения людей, которые тоже никогда не слышали музыку Сальери, но почему-то уверяли, будто он посредственность.

        Как можно говорить, не зная? И как можно судить, основываясь на чужих фантазиях?!

        Вот после этих стихов я и принялась искать ноты Сальери, чтобы исполнить его произведения.

        И... не нашла нот.

        Я была уже студенткой университета, когда на концерте в Горьковской консерватории услышала музыку Сальери. Она была прекрасна! Играл один из студентов консерватории. Помнится, это был 1989 год.

        И до этого концерта и после я много читала о Сальери и прочитанное открывало удивительного человека, которому ужасно не повезло в том, что сплетня о нем попалась на глаза гению, и тот по легковерию превратил ее в литературный шедевр.

        Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в городке Леньяго в Венецианской республике.

        Его отец был обычным торговцем. С раннего детства Сальери, как и его старший брат, проявил любовь к музыке. Именно брат и был его первым учителем.

        В 14 лет Сальери остался сиротой, но ему повезло в том, что в это трудное время он встретился с хорошими людьми, которые позаботились о его обучении музыке.

        А потом на него обратил внимание австрийский композитор Флориан Леопольд Гассман. Он увез Сальери в Вену, где тот и прожил всю жизнь. Когда Антонио покинул Италию, ему было 16 лет.

        Гассман позаботился не только о музыкальном образовании своего ученика, но и о его общей эрудиции.

        Не случайно позднее писали, что Сальери - один из самых образованных композиторов эпохи.

        Во многом Гассман заменил Сальери отца и Сальери всегда вспоминал его в благоговением, как и другого своего учителя — композитора Глюка.

        Гассман знакомил его с людьми, важными для музыкантов и композиторов, он ввел его в круг людей, приближенных к императору, он обеспечил ему блестящую карьеру.

        И Сальери запомнил этот урок на всю жизнь — урок заботы об учениках.

        В представлении многих имя Сальери ассоциируется со словами — высокомерный сухарь, карьерист, ремесленник, интриган, но на самом деле все эти слова не имели ни малейшего отношения к реальности. -

        Скромный, доброжелательный, остроумный, легко схватывающий все новое, Антонио Сальери был и смелым экспериментатором в области оперного искусства. Он смотрел на оперу, как на целостное произведение, а не собрание отдельных номеров, пусть и объединенных в яркие сцены. И он первым осмелился совместить в одном произведении трагическое и комическое, на что не решался даже Глюк. Что интересно, одна из опер Сальери "Данаиды" сначала была представлена как опера Глюка, и только потом, когда она имела оглушительный успех, Глюк сообщил, что оперу написал не он, а Антонио Сальери.

        А еще Сальери сотрудничал с великим Бомарше, и написал на его либретто оперу "Тарар" (она упоминается у Пушкина: "там есть один мотив... я все твержу его, когда я счастлив"). И он первым написал оперу на сюжет Шекспира — "Фальстаф".

        А вот карьера у Сальери была не только карьерой композитора.

        Ему было всего 24 года, когда он стал не только придворным композитором камерной музыки, но и капельмейстером итальянской оперной труппы Вены. А это можно было рассматривать как один из важнейших музыкальных постов в Европе того времени. И этот пост требовал большой административной работы и фантастического терпения! И, конечно, капельмейстер обязан был писать оперы.

        Кстати, к 24 годам Сальери уже был автором 10 опер, которые были необыкновенно популярны.

        Мог ли он завидовать Моцарту?

        А чему? - У Сальери было твердое положение в обществе. Его музыка звучала не только в Европе, но даже в Рио-де Жанейро. И уж если на то пошло, многие коллеги завидовали ему.

        Удивительное дело, - хотя Сальери всю жизнь (с 16 лет) прожил в Вене, для некоторых он по прежнему был "этим итальянцем, которые сплошь мошенники". Именно так частенько отзывался о нем и о других музыкантах и композиторах итальянцах Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея Моцарта. В письмах Амадея Моцарта тоже частенько встречаются резкие высказывания о Сальери, хотя именно Сальери неоднократно дирижировал при исполнении произведений Моцарта, готовил певцов, которые пели в его операх, и возвращал в театральный репертуар снятые с постановки оперы Моцарта.

         И, кстати сказать,, у них были и примеры совместного творчества. А когда Сальери хвалил музыку Моцарта, Моцарт писал об этом с нескрываемым удовольствием.

         В 37 лет Сальери стал придворным капельмейстером. А еще он был руководителем Венского музыкального общества. Уже в XIX веке входил в комитет по организации Венской консерватории (первоначально именуемой Певческой школой), а потом и возглавил ее.

         И тут мы возвращаемся к вопросу, поднятому Пушкиным.

         Может ли гений быть злодеем? - Может, хотя Пушкин полагал, что нет.
         
         Может ли гений быть завистником? - Конечно.

         Но вот может ли завистник быть хорошим учителем?

         А вот это нет!

         Завистник всегда будет смотреть на учеников, как на соперников и не захочет передавать им мастерство в полном объеме.

         Примеров этого достаточно много, в том числе и в музыке.

         А вот Сальери из 74 лет своей жизни 50 отдал в том числе и преподавательской деятельности.

         Он воспитал более 60 (!!!) композиторов и певцов. И очень часто он делал это бесплатно, то есть даром!

         Сейчас частенько можно читать в Интернете возмущение известных людей, которых начинающие авторы просят посмотреть их работы. "Как вам не стыдно, — возмущаются мэтры, — отвлекать занятых людей. У нас нет времени!"

         А разве Сальери не был занятым человеком?

         Сорок опер и множество других произведений требовали времени.

         А еще активная административная и общественная работа. И при всем том он отдавал много времени и сил своим ученикам.

         И какие имена! -

         Людвиг ван Бетховен!

         Послушайте музыку Сальери и Бетховена и сразу станет ясно, чей Бетховен ученик. Надо сказать, Бетховену Сальери помогал и тогда, когда тот стал знаменит, к примеру, с работой над оперой "Фиделио".

         Будь Сальери завистником, он нашел бы множество благовидных причин, чтобы отказать в такой помощи.

         Другой ученик — Франц Шуберт. Его Сальери приметил еще мальчиком и занимался с ним совершенно бесплатно.

         Ференц Лист — с ним Сальери тоже занимался бесплатно.

         Джакомо Мейербер — еще один ученик Сальери.

         Карл Черни, — потом он тоже стал выдающимся педагогом. Можно ли найти пианиста, который бы не играл Этюды Черни?

         И, более того, учеником Сальери был и младший сын Моцарта!

         Если бы Сальери и правда злоумышлял против Моцарта, отвела бы его вдова своего сына к врагу мужа?

         Перечислять учеников Сальери можно долго. Строго говоря, именно Сальери и создал музыку XIX века, а, значит, и нашего времени. Потому что дороги прокладывает тот, кто оставляет после себя учеников. А Сальери был гениальным учителем.

         Впрочем, не только учителем, но и заботливым и добрым человеком.

         Не удивительно, что ученики посвящали ему свои творения, — музыку и стихи.

         Он заложил традиции публичных концертов в Вене. Они были благотворительными — для пенсионного фонда вдов и сирот венских музыкантов (которому Сальери завещал и часть своего состояния).

         И надо же было так случиться, что этот человек стал жертвой грязной сплетни!

         Кстати, когда Пушкин написал трагедию "Моцарт и Сальери", современники отнеслись к ней настороженно, задавая законный вопрос, а может ли Пушкин быть уверен, что написал правду? И не является ли все это клеветой?

         Точнее, даже не так. — Современники были уверены, что это клевета, и спрашивали, можно ли ради литературного творчества клеветать на человека?

         Аргументы Пушкина были слабыми и даже шокирующими.

         Но чем больше проходило времени и чем больше славы и легенд окружало уже Пушкина, тем больше было ему веры.

         Да и литературные последователи у него тоже появились — уже в наше время. Один из них Питер Шеффер, автор пьесы "Амедей". Возможно, вы видели снятый по пьесе фильм. Правда, там в ход был пущен не яд, а интриги.

         И вот тут произошло интересное событие.

         Дело в том, что если в России и в Австрии (и не только там) сплетня о зависти Сальери к Моцарту широко распространена, то в Италии о ней ничего не слышали. Каково же было возмущение итальянцев, когда в ходе гастролей в Италии одного из английских театров они познакомились с пьесой Шеффера.

         И это возмущение привело к конкретным действиям. В Милане в 1997 году прошел судебный процесс по делу Сальери и Моцарта.

         К делу подошли очень серьезно. Были заслушаны эксперты, представлены документы эпохи, в результате чего Сальери был полностью оправдан за отсутствием состава преступления.

         Конечно, в мире множество людей, которые никогда об этом не слышали, либо не пожелали обратить на судебный процесс внимание.

         И все же, когда вы читаете Пушкина или смотрите фильм "Амадей", не забудьте, что они не имеют ни малейшего отношения к реальности.

         А музыка Сальери пусть звучит! Она того стоит.


                26 декабря 2021-го года. 


Рецензии