Н. А. Некрасов
"Я лиру посвятил народу своему..."
Н.А. Некрасов
На экране портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов великий русский поэт, издатель и редактор. Его поэзия определила поэтическое, литературное развитие творчества русских и советских поэтов и писателей в конце XIX и на протяжении всего XX века. Его редакторская и издательская деятельность дала имена и произведения выдающихся русских писателей: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского и многих других. Под покровительством и влиянием Н.А. Некрасова развивалась литературная критика и философия Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева.
В.В. Розанов – русский философ, писатель и литературовед так сказал о Н.А. Некрасове: «Некрасов дал первый образ прозаического стиха и был первым публицистом-поэтом, в этом синтезе двух качеств достигнув… величия. Нам его легко читать, он говорит, как мы…Он стал голосом России, он был голосом страны в самую могучую эпоху её истории, и голосом не подпевавшим, а свободно шедшим впереди».
А К.И. Чуковский исследуя творчество поэта в книге «Мастерство Некрасова» сделал вывод: « С каждым годом советские люди всё больше убеждаются в том, что лишь уразумев всю непревзойдённую ценность художественной формы Некрасова, его искусства, его мастерства, они могут приблизиться к решению вопроса, почему же его поэзия, относящаяся к такой далёкой эпохе, не только не утратила своего обаяния для новых читательских масс, но напротив становится для них всё роднее и ближе, и почему его литературное наследство принято с такой сыновней любовью поэтами советской эпохи».
В старой энциклопедии сказано, что городок Немиров на Украине – это небольшой населённый пункт Брацлавского уезда Подольской губернии, что в нём имеются гимназия, один винокуренный и два колокольных завода. После Богдана Хмельницкого городок этот переходил то к полякам, то к туркам, поэтому состав его населения был самый пёстрый. К концу XIX века в Немирове насчитывалось 5419 жителей, а вначале XX века их было ещё меньше. В этом местечке, расположенном на юго-западе Российской империи, рядом с русско-польской границей, суждено было родиться Николаю Алексеевичу Некрасову.
Отец поэта, помещик Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1866), служил в чине поручик в 28-м егерском полку. В 1817 году отец поэта познакомился с его будущей мамой, дочерью украинского дворянина Андрея Семёновича Закревского Еленой Андреевной. В этом же году они поженились.
28 ноября (10 декабря) 1821 года у них родился сын Николай. А в конце 1824 года вся семья Некрасовых переехала в родовое имение Грешнёво в Ярославской губернии.
Фото родителей поэта
Маленький Николай обладал удивительной памятью. Когда ему было три года, он на всю жизнь запомнил, как экипаж, в котором он вместе с братьями и сёстрами очень долго ехал, остановился у подъезда, как его внесли на руках в тёмные комнаты, в одной из них был наполовину разобран пол, а в другой он увидел двух старушек в очках, сидевших перед нагоревшей свечой и вязавших чулки. Это были мама и тётя Алексея Сергеевича.
Так началась новая жизнь в родовой усадьбе, оставившая глубокий след в душе будущего поэта.
Крепостные нравы и порядки грешнёвской усадьбы могли негативно сказаться на развитие и формирование личности маленького Коли. Его отец был консервативным и своенравным помещиком. Но благодаря Елене Андреевне Некрасовой их сын стал личностью с любовью, заботой и помощью относящийся к несчастным крепостным людям. В дальнейшем ни один поэт не посвятил столько тёплых и благодарных стихотворений своей матери, как Некрасов.
Елена Андреевна Некрасова имела широкое гуманитарное образование, воспитываясь в женском пансионе в Виннице. Она хорошо играла на фортепиано и пела. Знала иностранные языки. Постоянно читала и знала российскую и иностранную литературу. Первые упоминания о Пушкине, Данте и Шекспире Некрасов получил от мамы. Уже на склоне лет он писал давно начатую поэму «Мать» - гимн её памяти. В поэме Некрасов говорил о том, что всё светлое, доброе, идеальное он усвоил от Елены Андреевны.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моём уме напечатлела ты.
Так писал поэт о матери.
Ещё будущий поэт дружил с крестьянскими грешнёвскими детьми. Они были товарищами детских игр, а затем во взрослой жизни, соратниками по охоте. И они отвечали ему взаимностью. Крепостные видели в нём не барина, а равного: друга и помощника. Некрасов писал о грешнёвцах:
Всё-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
Вместе с деревенскими своими друзьями юный Некрасов часто бывал на волжском берегу. Любовался красотой природы на берегах великой реки. Встреча с бурлаками, их тяжёлый труд потрясли Некрасова и в будущем стали образами стихов о тяжёлой судьбе простого русского народа.
В 1832 году Алексей Некрасов отдаёт в ярославскую гимназию своих сыновей Николая и Андрея. В июле 1837 будущий поэт её заканчивает.
Фрагмент видео «По некрасовским местам»
Да, в 1838 году Николай Некрасов приезжает в Петербург. Безденежье вынуждает его ютиться по столичным трущобам: чердакам и подвалам. Прошло совсем немного времени и в октябрьском номере журнала «Сын отечества» появилось первое стихотворение Некрасова «Мысль». В ноябре в этом же журнале публикуются его стихи «Безнадёжность» и «Человек».
Фото В.А. Жуковского
С 1839 года Некрасов готовит первую книгу своих стихов. Вскоре он приходит на квартиру В.А. Жуковского, чтобы выслушать мнение выдающегося поэта. Жуковский прочёл книгу и через три дня объявил Некрасову, что одно или два стихотворения порядочные, но если он хочет издать книгу, то лучше вместо имени и фамилии автора просто поставить инициалы Н. Н. Ещё Жуковский мудро добавил, что скоро юный поэт будет стыдиться своей первой розовой поэтической романтики. И был прав.
В начале февраля 1840 года первая книга стихов Некрасова вышла в печать и называлась «Мечты и звуки». Но никакого интереса у читателей книга не вызвала. И Некрасов решил больше не писать лирических и нежных стихов. Он понял, что их актуальность прошла. И надо писать стихи о русском народе и для народа. О его проблемах, трудностях, жизненной несправедливости. О добре и зле, с верой в победу добра над злом.
С этого момента Николай Некрасов решает посвятить свою чувствующую человеческую боль лиру своему народу.
В 1840 году Некрасов пишет стихотворный фельетон «Провинциальный подъячий в Петербурге» под псевдонимом Феоклист Онуфрич Боб». Впервые в произведении Некрасова появляется реализм с элементами сатиры. Фельетон был замечен В.Г. Белинским и понравился ему. Критик писал: «Забавные куплеты всем так понравились и уже так всем известны, что мы не имеем нужды выписывать их».
В этот период Некрасов пишет прозу: рассказы и фельетоны. В дальнейшем это поможет ему в создании больших реалистических стихотворений и поэм. Он пишет и публикует в журнале «Пантеон» рассказ «Макар Осипович Случайный» и «Без вести пропавший пиита». В 1841 году в «Литературной газете» был напечатан рассказ Некрасова «Карета». Почему Некрасов перешёл на прозу? Потому что в этот период стихи в целом теряют читательский интерес. После гибели М.Ю. Лермонтова в 1841 году в российских журналах всё меньше и меньше публикуется стихотворений. Ещё в это время Н.В. Гоголь пишет и публикует выдающиеся свои прозаические и драматургические произведения. И все молодые литераторы вольно или невольно подражают ему. Творчество Гоголя оказывает огромное влияние и на Некрасова.
Большую поддержку в литературной работе, в становлении как профессионального писателя Некрасову оказывает Фёдор Алексеевич Кони. Привлекает его к работе в своих изданиях «Пантеон» и «Литературная газета».
Фото Ф.А. Кони
Сам Некрасов в дальнейшем критически относился к своей ранней прозе. Но произведения «Петербургские углы» и «Тонкий человек» он переиздавал вместе с его выдающимися стихотворениями и поэмами. В этот же период Некрасов сотрудничает с петербургскими театрами, пишет водевили для них. И их постановки имеют зрительский успех. Печатает их тексты в периодических изданиях Кони.
В 1842 году Некрасов лично знакомится с В.Г. Белинским. С 1843 года Белинский готовит Некрасова к большой литературной работе. Знакомит с левыми социалистическими взглядами. О Белинском Некрасов разговоре с Добролюбовым сказал так:
«Вы вот вступили в литературу подготовленным, с твёрдыми целями и ясными принципами. А я? Заняться своим образованием у меня не было времени, надо было думать о том, чтобы не умереть с голоду! Я попал в такой литературный кружок, в котором скорее можно было отупеть, чем развиться. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».
Фото В.Г. Белинского
Под влиянием Белинского Некрасов пишет роман «Жизнь и приключения Тихона Тростникова». Это было зрелое произведение. Период обучения Некрасова закончился, он стал профессиональным литератором. К сожалению, были опубликованы только две главы романа. А рукопись была утеряна. И найдена лишь в 1931 году.
Некрасов работает рядовым сотрудником журнала «Отечественные записки». Но в 1843 году он уже заменяет Белинского во время его деловых поездок в Москву.
В 1845 году Некрасов читает Белинскому только что написанное стихотворение «В дороге». О тяжёлой судьбе крепостной девушки, воспитанной в помещичьей семье, но выданной замуж за крепостного парня. Белинский заключает: «Это стишки не к деве и луне; в них много умного, дельного, современного»:
Видит бог, не томил
Я её безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…
И другие стихи Некрасова середины 40-х годов были приняты с восторгом Белинским и его молодыми друзьями-писателями «гоголевской натуральной школы»: И.С. Тургеневым, А.И. Герценым, Огаревым, Панаевым. К числу лучших стихотворений Некрасова 1845-1846 годов относят «Колыбельную песню» подражание «Колыбельной» М.Ю. Лермонтова:
Купишь дом многоэтажный,
Схватишь крупный чин
И вдруг станешь барин важный,
Русский дворянин…
Фрагмент видео «Открытый урок»: Д.Л. Быков о стихотворении «Колыбельная песня»
В консервативном лагере были очень недовольны «Колыбельной песней», после её публикации. Белинский же открыл для себя поэзию Некрасова. Он помнил, как Лермонтов лично знакомил его с оригинальной «Колыбельной». И вот появился новый молодой выдающийся поэт.
А теперь поговорим о главном деле Н.А. Некрасова, о его работе в журнале «Современник».
В 1836 году «Современник был основан А.С. Пушкиным.
Фото А.С. Пушкина
Поэт успел выпустить всего 4 книги. Он пригласил печататься в свой журнал Гоголя, Жуковского, Тютчева, Кольцова, Баратынского. И собирался привлечь к работе в журнале, уже была личная договорённость, молодого критика В.Г. Белинского. После гибели Пушкина журнал перешёл к его другу Плетнёву. Но Плетнёв отказался публиковать реалистическую литературу. Теперь в журнале печатали только дворянскую пейзажную деревенскую лирику. Журнал перестал соответствовать пушкинскому названию.
Плетнёв продаёт журнал А.В. Никитенко. А редакторами и издателями становятся И.И. Панаев и Н.Н. Некрасов. В объявлении о подписке на «Современник» на 1847 год, написанное Некрасовым, сообщалось:
«Современник, основанный А.С. Пушкиным, а впоследствии с высочайшего соизволения перешедший в распоряжение П.А. Плетнёва, с 1847 года подвергается совершенному преобразованию. Редакция «Современника» переходит к профессору С.-Петербургского университета А.В. Никитенко. Издание же сего журнала, по взаимному согласию и условию с прежним издателем и редактором, приняли на себя И.И. Панаев и Н.А. Некрасов…»
Коллективное фото писателей журнала «Современник»
«Современник быстро стал популярнейшим журналом в России. Это произошло благодаря авторам, которые в нём публиковались. В нём впервые были изданы «Записки охотника» И.С. Тургенева, роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, «Антон Горемыка» Д.В. Григоровича, критические статьи В.Г. Белинского, «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого, рассказы «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?» А.И. Герцена и многие другие произведения русской литературы. Это произошло благодаря деятельности Н.А. Некрасова. Он лично приглашал писателей в журнал, налаживал с ними деловые и личные отношения.
Наивысший расцвет творчества Николая Алексеевича начался с 1855 года. Он закончил поэму «Саша», в которой попытался показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от прежних «героев времени». Тогда же он написал свои знаменитые стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные» «Поэт и гражданин». Вышедший в 1856 году сборник «Стихотворения Николая Некрасова» принёс ему широкую известность.
В 1858 году он пишет стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Квартира Некрасова выходила окнами на дом, в котором жил министр Муравьёв. И именно к нему приходили просители-крестьяне и он часто им отказывал и бедные люди уходили в свои волости ни с чем. В один из дней Некрасов увидел их группу дожидавшуюся и не дождавшуюся приёма Муравьёва:
Загорелые лица и руки,
Армячишко худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…»
Так Некрасов ёмко и точно описал образ просителей.
Стихотворение «Крестьянские дети» и созданная одновременно поэма «Коробейники», в 1861 году, окончательно укрепили его авторитет в мире поэзии. Некрасов становится первым поэтом, понятным и понятым крестьянством. «Коробейники» Некрасов посвящает своим знакомым крестьянам, тем, с кем общался и охотился. Изданную отдельной книгой, специально для крестьян, Некрасов распространяет поэму в Ярославской, Владимирской и Костромской губерниях, в местах, где он охотился и отдыхал. Поэма начиналась посвящением:
Другу-приятелю
Гавриле Яковлевичу
(крестьянину деревни Шоды,
Костромской губернии).
Строки поэмы: «Ох, полным-полна коробушка / Есть и ситец и парча…» Известны всем. И этот отрывок поэмы положен на музыку, эта песня на стихи Некрасова стала народной. Книжки с «Коробейниками» очень быстро приобретаются крестьянами на сельских и деревенских ярмарках. Из-за цвета обложки они назывались «Красные книжки». Это был первый случай, когда поэт буквально дарил своё произведение простому народу.
Фото Н.А. Добролюбова, фото Н.Г. Чернышевского
Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года очень отразилась на жизни, судьбе и творчестве Н.А. Некрасова. Временное цензурное послабление заканчивалось. В 1861 году умирает Николай Добролюбов, написавший в конце 50-х, начале 60-х годов очень много критических статей антикрепостнического содержания в «Современнике». Другой яркий сотрудник и помощник Некрасова Н.Г. Чернышевский подвергся аресту и ссылке в Сибирь. Некрасов едва успевает опубликовать его роман «Что делать?»
В 1864 году Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога». О строительстве крепостными крестьянами-рабочими Николаевской железной дороги в 1842-1851 годы. О тяжёлом труде за гроши простых людей:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
«Железная дорога» - одно из самых сильных гражданских стихотворений Н.А. Некрасова.
После первого и второго предупреждения государственного цензурного комитета журнал «Современник» запрещается и прекращает свою деятельность. Это происходит в 1866 году.
В тяжёлые годы безнадёжной борьбы за журнал Некрасов создаёт свой шедевр поэму «Мороз, Красный нос», первый семейный эпос в мировой поэзии. Поэма была написана в 1863-1864 годы. Стихотворение «Орина, мать солдатская», написанное в это же время стало символом материнской и сыновней любви российского народа.
После закрытия «Современника» Некрасов берёт в аренду журнал «Отечественные записки», в 1868 году. И возглавляет журнал до своей смерти, до 1878 года. Вскоре «Отечественные записки» приобретают такую же славу и известность, как и «Современник». В них работают и сотрудничают писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский, печатает свои пьесы драматург А.Н. Островский.
В 1871-1873 годах Некрасов создаёт поэму в 2-х частях «Русские женщины» 1-ая часть называлась «Екатерина Трубецкая», 2-ая «Мария Волконская». История жён декабристов, поехавших за мужьями в Сибирь, о стойкости и доброте и преданности женщин, оставивших роскошную столичную жизнь, связавших свои судьбы с судьбами своих супругов.
В 1866 году Некрасов начинает создавать свою поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо». В ней поэт рисует все стороны жизни российского народа после отмены крепостного права, описывает все его сословия. Над поэмой он трудится до самой смерти. На вопрос современников, кому всё-таки «живётся весело, вольготно на Руси?» «Кто же счастлив, в итоге?» Некрасов отвечал, что «счастлив на Руси» пьяный. И монологом пьяного крестьянина должна была закончиться поэма.
Уставший душой и телом, изнурённый работой, видевший, что никаких особых изменений к лучшему в крестьянской России после 1861 года не происходит, Некрасов приходит именно к такому выводу.
В 1870 году поэт знакомится с молодой девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой. Она была красивой и добросердечной. Некрасов лично даёт ей образование. Вскоре она переезжает в его квартиру на Литейном проспекте. Он даёт ей новое имя: Зинаида Николаевна. И уже перед смертью венчается с ней.
В 1875 году Н.А. Некрасов серьёзно заболевает. Его здоровье стремительно ухудшается. Но он продолжает работать. Сделанная операция не даёт улучшения.
27 декабря 1877 года Николай Алексеевич Некрасов скончался. Хоронят его 8 января 1878 года на кладбище Новодевичьего монастыря. Прощальную речь у могилы произносит Ф.М. Достоевский, чей роман «Подросток» был опубликован Некрасовым. В своей речи Достоевский сравнивает с А.С. Пушкиным. В этот момент слышатся выкрики многочисленных студентов, пришедших проститься с великим поэтом: «Выше! Выше!».
В 1881 году на могиле Николая Алексеевича Некрасова был установлен памятник работы скульптора М.А. Чижова.
Фото памятника Н.А. Некрасову на его могиле
Поэзия Н.А. Некрасова стала ориентиром для русских поэтов конца 19 века. Одним из первых продолжателей его поэтики становится А.А. Блок. Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова заимствуют некрасовские слог, размеры и ритмы. В своей протестной городской лирике продолжает традиции Некрасова В.В. Маяковский, в деревенской лирике С.А. Есенин. В советской поэзии продолжателями Некрасова становятся А.Т. Твардовский, Н.С. Тихонов, Б.А. Слуцкий, Н.М. Рубцов и многие, многие другие.
Николай Алексеевич Некрасов посвятил России и всему российскому народу, свою жизнь, своё дело, свою поэзию. Его творчество любят, читают, изучают, пишут и поют песни на его стихи, находят ответы на острые жизненные и общественные вопросы в его произведениях. Его творчество актуально, современно и сегодня, в начале 20-х годов 21 века.
Список литературы:
1. Жданов, В.В. Некрасов. - М., («Жизнь замечательных людей»,1971. - 496 с.;
2. Еремин, В.Н. 100 великих поэтов. – М.: Вече, 2005. – 480 с.;
3. Иванов, Г.В., Калюжная, Л.С. 100 великих писателей. – М.: Вече, 2000. - 592 с.;
4. Розанов, В.В. Уединённое. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях.- М.: СЛОВО, 2001. – 776 с.;
5. Чуковский, К.И. Мастерство Некрасова. – М.: Художественная литература, 1971. – 711 с.
Видеоматериалы:
1. Документальный фильм «По некрасовским местам»;
2. «Открытый урок»: с Д.Л. Быковым: «Николай Некрасов».
Составитель: Артём Белозёров
Ноябрь-декабрь 2021 года
Свидетельство о публикации №121122607017