Старорусский
*
«ИГРАЕТ ВРЕМЕНЕМ СТРОКА»
*
Значение[править | править код]
Древнерусская литература представляет собой свод важнейших письменных источников русской истории периода Средневековья и раннего Нового времени. Она служит одним из источников изучения истории Руси, в том числе истории культуры. Древнерусская книжность содержит истоки русской литературной традиции. Несмотря на свое своеобразие, литература Руси существовала в контексте восточнохристианской и общеевропейской культуры[2].
*
Литературная Москва начинается с летописей, хронологические даты событий, затем и частные заметки, жалобы, челобитные, дипломатические. Но конечно же основой являются духовны, монастырские писания, толкования, службы.
Древнерусская литература — русская литература в период с XI по XVII век[1][2][3]. Характерна тесной связью с византийской и болгарской литературными традициями и аскетической христианской направленностью[2]. Древнерусская литература не механически заимствовала, но творчески преобразовала византийскую и болгарскую литературные традиции, с которыми она была тесно связана, исключая античную, воспринималось на Руси как языческое, а потому вредное для человеческой души и не имеющее культурной ценности.
Сознание Древней Руси представляло собой религиозное сознание[7]. Христианское миропонимание отводило языку роль посредника между человеком и высшей реальностью. Текст воспринимался как откровение, поскольку сообщал Божественные истины - Установления его жизни связаны с правилами святых отцов, толкованиями, дидактическими поучениями и гимнами. Особое место занимает почитание памяти святых, предполагающее обширный круг текстов. Главная задача литературы являлось спасение души
Душеполезным содержанием проникнуты и более поздние обширные дидактические сборники, жития святых, торжественные проповеди, летописи, воинские повести, притчи, афоризмы, описания путешествий, княжеские и пастырские наставления. Такие литературные своды, как «Измарагд», «Златая цепь», «Мерило Праведное», «Пчела», предназначались для того, чтобы сформировать у читателя навыки христианского служения. Аскетические творения и поучительная литература стали введением в сотериологию, учение о спасении души. История, записанная в летописях, развивавшихся с XI века, воспринимались в первую очередь как реализация Божьего промысла. Особняком среди сохранившихся произведений стоит «Слово о полку Игореве».
История и вечность не предполагали вымысла, художественной фикции. Уже в 1073 году составители «Изборника Святослава» предостерегали от иноземных мирских сочинений, основанных на художественном воображении. Беллетристика развивается лишь в поздний период.
*Уже в ранний период развития древнерусской литературы прослеживается понимание Руси не только как этно-политического и религиозного сообщества, но и как Царства Христова. В Слове о законе и благодати середины XI века (будущего митрополита Илариона) новокрещённый русский народ именуется новым.
*
литературного этикета Д. С. Лихачёва. Как и в фольклоре, в древнерусской литературе особое место занимают «общие места». Литературное произведение стремится не удивить читателя новизной, а, напротив, — «заворожить» его привычностью[8]. Авторы стремились всё ввести в известные нормы, классифицировать[12]. Составляя литературное произведение, автор совершает некий обряд, участвует в ритуале. Рассказ ведётся в подобающих рассказываемому церемониальных формах[8].
*
Этикетность приводит, как и в фольклоре, к особой импровизационности литературного творчества, его коллективности и традиционности. Литературные произведения не ограждены друг от друга строгими границами, текст не закреплён точными представлениями о литературной собственности, произведения обладают некоторой «текучестью», неустойчивостью текста, отражающейся в общем литературном процессе «размытостью» хронологических границ[
*идеологическая принудительность, общемировоззренческая предрешённость высказывания, которое основывалось не на достоверности, а на истинности, на должном.
*
А. В. Каравашкин. По его мнению, концепция этикетности исключала авторский замысел, целеполагание и имманентную смысловую природу текста. восходит к внетекстовой реальности и предполагает идейные и содержательные задачи, которые решал автор. Преобладание имперсонального, по мнению учёного, не означало полного отсутствия личностного начала.
ПОЭТИКА
протопоп Аввакум (XVII век): «Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым истинным глаголом последующее, поживите. Понеже ритор и философ не может быти християнин»[
*
литературного памятника была связана с коллективным творчеством многочисленных переписчиков и редакторов. Произведения не считались принадлежащими конкретному автору, авторская воля никак не закреплялась в традиции, авторство было неотделимо от соавторства.
*
Одна из жанровых классификаций древнерусской литературы была предложена Н. И. Толстым[17] и опробована на литературном материале Е. М. Верещагиным (вариант последнего несколько отличается от варианта Толстого):
• скриптурные памятники (Священное писание и апокрифы)
• литургические/евхографические (богослужебные книги и гимнографические памятники)
• вероучительные (символы, изложения веры, огласительные, полемические и этико-наставительные поучения, толкования)
• проповеднические (ораторская проза и гностическая литература)
• житийные (жития святых, похвальные слова святым, сказания об обретениях, перенесениях мощей и икон, чудесах)
• канонико-юридические (уставы, кормчие книги, судебники, договорные, духовные, вкладные и др. грамоты)
• мемориальные (летописи, хронографы, описания исторических событий, паломничеств, путешествий)
• научные (сборники энциклопедического характера)
• бытовые (частная переписка, надписи, эпиграфика)[18
монументальные и малые жанровые формы[12]. Н. И. Прокофьев приводил следующую классификацию:
• сложные формы (летописи, хронографы, агиографические сборники, письмовники и др.)
• первичные жанры
o эпические жанры
; исторические жанры (житие, воинская повесть, сказание и хождение)
; аллегорические (притча)
; символические (чудо, видение, знамение)
o лирические (поучение, послание, плач).
Важнейшим признаком эпических жанров является объект изображения, лирических — назначение[20].
Литературный язык
IX века на болгаро-македонской основе был создан старославянский язык (в оригинале назывался «слов;ньскъ ;зыкъ»), ставший общеславянским литературным языком. Этот язык применительно к периоду после конца X века называют церковнославянским языком
Бытовой и деловой язык использовал фольклорный вариант речина Руси этот язык адаптировался к живой русской речи.
Наддиалектная форма древнерусского языка была языком официальных документов: грамот, Русской Правды, княжеских уставов. Церковнославянский язык стал книжно-литературным языком Древней Руси
*
• собственно древнерусская литература, XI — начало XIII века
• средневековая русская литература, XIII—XVI века
• литература периода перехода к Новому времени, XVII — первая треть XVIII[2]
*
солунским братьям Кириллу и Мефодию и их ученикам, которые создали переводы важнейших библейских книг, молитв, гимнографических произведений.
*
заимствованных Русью переводных, в основном с греческого языка, и оригинальных памятников включал библейские и богослужебные книги, патристику, церковно-учительную литературу, догматико-полемические и юридические сочинения и др. Этот литературный фонд был общим для всего византийско-славянского православного мира и обеспечил сознание религиозного, культурного и языкового единства на протяжении столетий. Славяне усвоили преимущественно церковно-монастырскую византийскую книжную культуру. Богатая светская литература Византии, продолжавшая традиции античной, за немногими исключениями не была востребована. Южнославянское влияние конца XI—XII веков положило начало древнерусской литературе и книжному языку.
Древняя Русь последней из славянских стран приняла христианство и познакомилась с кирилло-мефодиевским книжным наследием, однако становление развитой книжной традиции на Руси произошло в очень короткие сроки[3].
*
Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлечённом стиле, в нём усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести» сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, Провидения. Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.
Феодосию, игумену
*
Выдающимся писателем был князь Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.
*
Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича. Описание этого похода служит автору поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава».
*
Большое влияние на русскую культуру оказало Монгольское нашествие. Первое произведение, посвящённое нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Слово дошло до нас не полностью. Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о чудотворной иконе Николы Зарайского. Примером сохранения в XIII веке традиций торжественного и учительского красноречия являются наставления («Слово о маловерии» и др.) Серапиона Владимирского.
*
В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно. Они взаимно дополняли друг друга и иногда вступали в тесное соприкосновение. Однако в целом фольклор слабо отразился в письменности[3]. В средневековой литературе, в сравнении с более архаичной синкретической поэтикой фольклора, возрастает роль авторства, но одновременно растут требования следования канону, образцам, определённым
*
В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно. Они взаимно дополняли друг друга и иногда вступали в тесное соприкосновение. Однако в целом фольклор слабо отразился в письменности[3]. В средневековой литературе, в сравнении с более архаичной синкретической поэтикой фольклора, возрастает роль авторства, но одновременно растут требования следования канону, образцам, определённым Божественным замыслом[2].
Значение
Первое упоминание о Москве в летописи датируется 4 апреля 1147 года (по старому стилю 28 марта). Автор Ипатьевской летописи говорит о том, что князь Юрий Долгорукий принимал в городке "Москов" дружественных ему князей.
В те времена Москва была небольшим поселением на юго-западном рубеже Ростово-Суздальского княжества, располагалась на пересечении путей, шедших во Владимир, Ростов и Суздаль из Чернигова и Рязани.
летописи, однако, представляют типы официальной летописи. Во многих изредка встречается смесь повествования официального с частными заметками. Такая смесь встречается в рассказе о походе великого князя Иоанна Васильевича на Угру, соединённом с знаменитым письмом Васиана. Становясь все более и более официальными, летописи, наконец, окончательно перешли в разрядные книги. В летописи вносились те же факты, только с пропуском мелких подробностей: например, рассказы о походах XVI в. взяты из разрядных книг; прибавлялись только известия о чудесах, знамениях и т. п., вставлялись документы, речи, письма. Были разрядные книги частные, в которых родовитые люди отмечали службу своих предков для целей местничества. Появились и такие летописи, образчик которых мы имеем в «Летописях Нормантских». Увеличилось также число отдельных сказаний, которые переходят в частные записки. Другим способом передачи является дополнение хронографов русскими событиями. Таково, например, сказание князя Кавтырева-Ростовского, помещенное в хронограф; в нескольких хронографах встречаем дополнительные статьи, писанные сторонниками разных партий. Так, в одном из хронографов Румянцевского музея есть голоса недовольных патриархом Филаретом. В летописях новгородских и псковских встречаются любопытные выражения неудовольствия Москвой. От первых годов Петра Великого имеется интересный протест против его нововведений под заглавием «Летопись 1700 г.».
Степенная книга
+Уже в XVI веке появляются попытки прагматизировать: сюда относятся Степенная книга и отчасти «Никоновская летопись». Рядом с общими летописями велись местные: архангелогородская, двинская, вологодская, устюжская, нижегородская и др., в особенности монастырские, в которые вносились местные известия, в кратком виде. Из ряда этих летописей выдаются особенно сибирские.
Лицевой летописный свод
Лицевой летописный свод — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40—60-х гг. 16 в. (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки Ивана Грозного в единственном экземпляре.
Сибирские летописи
Начало летописания сибирского приписывается Киприану, митрополиту Тобольскому. До нас дошло несколько сибирских летописей, более или менее отклоняющихся одна от другой:
• Кунгурская (кон. 16 в.), написанная одним из участников похода Ермака;
• Строгоновская («О взятии Сибирской земли»; 1620-30 или 1668-83), основанная на несохранившихся материалах вотчинного архива Строгановых, их переписки с Ермаком;
• Есиповская (1636), составленная Саввой Есиповым, дьяком архиепископа Нектария в память о Ермаке;
• Ремезовская (кон. 17 в.), принадлежащая С. У. Ремезову, русскому картографу, географу и историку Сибири.
• Алексей Ржевский. «Прости, Москва…» (1761)
• Александр Сумароков. «Все меры превзошла теперь моя досада…»(1770)
• Василий Майков. Освобожденная Москва (1772—1773)
• Денис Давыдов. При виде Москвы, возвращаясь с Персидской войны (1826)
• Кондратий Рылеев. «Повсюду вопли, стоны, крики…» (1822 или 1823)
• А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Из главы VII. (1827—1828)
• Николай Языков. Ау! (1831)
• Александр Полежаев. Иван Великий (1833)
• Михаил Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» (1835—1836)
• Фёдор Глинка. Москва (1840)
• Афанасий Фет. Москва (из Кернера) (1843)
• Михаил Дмитриев. Московская жизнь (1845). Поклонная гора (1845)
• Фёдор Тютчев. Спиритическое предсказание (1853)
• Аполлон Майков. Москве: В день столетия Московского университета (1855)
• Освобожденная Москва
• Василия Майкова, посвященная освобождению Москвы от поляков, вторжение которых произошло в 1612 году
• Пою оружие и мощь российской длани
Во время внутрь ее горящей страшной брани.
О муза, ты мою мне лиру днесь устрой
И подвиги со мной российских чад воспой,
Тебе бо ведома деяний смертных древность.
Поведай мне сама сынов российских ревность
И возгласи со мной сладчайший оный час,
Как пленную Литвой Москву Пожарский спас
И как с восшествием на царство Михаила
Унылая Москва свой вид возобновила.
•
Свидетельство о публикации №121122605873