Антиквары Галактик Версия 75

Антиквары Галактик
Версия 75

ПРИНЦИП «МОДУЛОР» ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Принцип Модулор Ле Корбюзье – это разносторонний специализированный вычислительный масштаб, базирующийся на средневзвешенных объемах антропологического тела и «золотого ряда» (в золотом ряду каждая следующая цифра рассчитывается посредством сложения двух предшествующих чисел).
Б.Л. Яшин в своей книге по математической философии писал, что Модулор является своего рода гаммой. Дословно в книге говорится о том, что музыканты владеют гаммой и пишут музыку согласно своим возможностям — обычную или прекрасную.
Согласно Модулору в XX веке было вычислено отношение крупного многоэтажного жилого Марсельского здания с квартирами двухуровневого типа. Фасад данного дома дизайнер впервые оформил символом Модулора. (Важно отметить, с 1945 года Ле Корбюзье полюбил еще один вид искусства — скульптурную деятельность). В конце концов, он стал сохранять рельеф идеального для себя образа, будто здоровавшегося приподнятой рукой с каждым сближающимся человеком, на фасадах других жилых строений. Так, в 1955 году он оставил изображения на фасаде в Нант-Резе, в 1957 году на Западе Берлина, в 1961 году в Бри-ан-форе, а в 1968 году в Фирмини. Важно отметить, что он регулярно использовал в своих работах пропорции, разработанные по принципу Модулора.
Перейдем к середине XX века. В эти годы жилое здание Марселя являлось для Корбюзье настоящим шансом для превращения в реальность своих теорий, касающихся разработки идеальных пропорций. В данном случае говорится о здании для человека, соизмеримого с человеком. Иными словами, согласно формулировке Корбюзье, о знаниях, равных человеческому масштабу единого пропорционального механизма мер, используемого как в архитектурном строительстве, так и в механике. То есть о Модулоре (название было разработано в 1945 году).
Положения Модулора закреплены в книге. Книга «Модулор» насыщена сносками на исторические произведения, сведениями замеров архитектурных монументов. Корбюзье не придерживается истории с точки зрения пропорциональной системы. Он повествует о существовании определенных принципов, которым следовала архитектура Парфенона, церквей и соборов. Однако упоминает он лишь принципы использования мер, касающихся антропологических показателей (обхват локтя или, например, фута).
К слову, известно, что ранее имели действие различные пропорциональные системы в архитектурном строительстве. Витрувий закрепил точный принцип разработки модульных размеров античных соборов, жилых зданий и даже строений для животноводства. Он также разработал систему геометрического сооружения театральных объектов и иных строений. Архитекторы средних веков разрабатывали пропорциональное соотношение готических храмов. Теоретические мыслители эпохи возрождения и эпохи классицизма — архитектурных ордеров.
Древние каноны утратили свое предназначение. Поэтому, согласно Р.Витковеру, какое бы ни было отношение к Модулору, это является первой обоснованно объединенной системой, разработанной еще со времен краха исторических систем. Она, более того, определяет новый способ мышления и характеризует непрерывную связь с приобретенными ценностями искусства.
Книга о Модулоре совсем не является научным сочинением. Она больше похожа на мемуары писателя, интересное повествование его изучения пропорций, непрерывно связанное с помыслами об архитектуре, разговорами с близкими и дискуссиями с соперниками. Следовательно, чтобы осознать и рассудить ключевую задумку Модулора, необходимо для начала изучить ключевые стадии ее развития.
Первоначальный поиск в 1910 годах проводился практически вслепую. В книге Корбюзье писал, что его интерес привлекло изображение Римского Капитолия Микеланджело. Затем его спонтанно настигла мысль, что возможно вся картина поддается прямоугольному углу, а встроенные прямоугольные углы символизируют построение. Он отыскивает доказательство использования математических правил в искусстве посредством изучения произведение Сезанна, анализируя книгу Шаузи о развитии архитектурной деятельности. После этого (в частности с 1918 года) математическое базирование, модель-регулятор преследует всю деятельность автора, проявляясь на стенах построек и на художественных холстах.
В это же время возникает идея о добавлении антропологического масштаба в абстрактное математическое модулирование. Объект с приподнятой рукой характеризует габариты построек от 210 до 220 сантиметров, определенные в каждом творении как всеобщего зодчего, так и опытного строителя, габариты комфортных кают и океанских почтовых суден.
Принципы математического модулирования и антропологический масштаб соединились в 1943 году. Объединение произошло в проекте, который Корбюзье отдал одному из своих подручных. Он попросил взять образ человека с приподнятой рукой. Высота человека должна быть 220 см. Человеческую фигуру необходимо было разместить в двух квадратах, находящихся друг напротив друга. В полученные два квадрата требовалось расположить третий квадрат. Именно этот квадрат должен был подсказать помощнику решение. Область вершины внесенного прямого угла позволила бы подручному вместить третий квадрат.
Первые чертежи, сделанные согласно данной гипотезе грядущего Модулора Ханингом и Э. Майер, не привели к определенному решению. Они размещают третий квадрат по вершинной оси встроенного прямоугольного угла. Однако они перемещают его с оси изначального квадрата. В реальности, как потом сообщил сам Корбюзье в 1950 году, написав текст к Д. Кодерану, вершина прямоугольного угла разделяет грани квадрата, созданного из двух квадратов, ровно на две половины.
Первые постройки математического формата оказали большое влияние на последующее распространение задумки. Так, в середине XX века декан Сорбоннского факультета сообщил Корбюзье, что его построения приводят к частому использованию золотого деления. Полагаясь на золотое деление и связанных с ним пропорций числового ряда Фибоначчи, Корбюзье и его подручные разработали линейчатую шкалу пропорциональных габаритов.
* Ряд Фибоначчи — это числовой ряд 1;1;2;3;5;8;13;21;34;55;89;233;377. Каждая из цифр, начиная с цифры 2, получается, посредством сложения двух предшествующих чисел. При этом соотношение двух смежных цифр медленно достигает отношения золотого деления (понятие именовано в честь Фибоначчи — математика из Италии XIII века).
В результате зарождается система пропорциональных показателей. Модулор, образованный в середине XX века, объединился с символом рельефного мускулистого образа мужчины с приподнятой рукой. Человеческий образ объединен сплетающимися пружинами красного и голубого размерного ряда, увеличивающегося согласно золотому сечению.
Структура красного ряда подразумевает относительный антропологический рост. Первое деление, сокращающее изначальный показатель в золотом членении, выражает грань квадрата, умножение в два раза которого равно человеческой высоте с приподнятой рукой и определяет старт синего размерного ряда.
Относительный человеческий рост, определенный изначально в 2 м и 7 см был повышен до 1 м 82 см (футов). Это обеспечивало выражение всех делений Модулора не только в сантиметрах, но и в дюймах. Так, рост образа с приподнятой рукой определялся в формате 2 м и 2 см (89 дюймов).
Итоговые показатели закреплены в таблице, благодаря которой можно понять, что показатели синего размерного ряда (к примеру, 3.66; 2.26;.0.3 м), считаются по расположению умножению в два раза показателей красного ряда соответственно (1.83; 1.13; 0.27 м).


Рецензии