Рождество в протестантской этике

Семья Кроули принадлежала к Плимутскому братству, к протестантской секте, доводящей до крайности суровую жёсткость в буквальном следовании Священному Писанию. Приверженцы этой секты отвергали даже молитву "Отче наш" как языческое заклинание. Языческим праздником они считали также традиционное Рождество со всей его своеобразной трогательной поэзией. У Плимутских братьев был свой непререкаемый, как им казалось, аргумент: Бог не может родиться и следует говорить лишь о воплощении Бога, а не о Его рождении.

В таком контексте раскрывается подлинный смысл "Рождественской песни в прозе" Чарльза Диккенса. Угрюмый делец Скрудж в этой повести, отказывающийся праздновать Рождество, руководствуется не только собственной скупостью, но и религиозностью своего рода, хотя Диккенс об этом прямо не говорит.  Явление рождественских духов, конечно, должно было представляться протестантскому ригоризму откровенным, разнузданным язычеством, перед которым скряга Скрудж, правда, не устоял, оттаяв от воспоминаний. Духи из "рождественской песни в прозе" напоминают духов из шекспировского "Макбета", но те погубили Макбета, а эти спасли Скруджа, пробуждая в нём сострадание и даже любовь к бедным, греховную с точки зрения протестантской этики. Жан Кальвин, несомненно, обладавший блестящим интеллектом, разработал, основываясь на букве Писания, строгое и стройное учение о предопределении. Когда Жан Кальвин ещё учился светским наукам, товарищи прозвали его "Accusativus" (винительный падеж). Прозвище это отчасти предопределило и его доктрину предопределения. Если ничего не происходит без воли Божией, очевидно, это Бог обрекает одного на богатство, а другого на бедность. Вопреки евангельскому культу бедности, Кальвин учит, что богатство – знак избранничества и в этом мире, и в том, а бедность – подтверждение отверженности, изначальная вина, ведущая в ад. Собственно говоря, бедный виноват не в том, что он беден, а в том, что отвержен Богом. Такое отвержение вне человеческой логики и потому вне оправдания, символ веры, исповедуемой Винительным Падежом (Accusativus).

Такова была вера английских пуритан, родственных по духу Плимутским братьям. Переселившись в Северную Америку, пуритане наряду с масонами сыграли решающую роль в провозглашении и формировании Соединённых штатов. Но и в Англии их влияние никогда не прекращалось. В романах  Диккенса постоянно разоблачается благотворительность, в особенности, так называемые работные дома. В идеологии подобной благотворительности отчётливо проступает кальвинистско-пуританское презрение к бедным, непоправимо отверженным Богом от века и вовеки.

Благотворительность осуществляется не для того, чтобы помочь бедным, а для того, чтобы избранные продемонстрировали своё превосходство над отверженными. Такова истинная подоплёка протестантской этики. Отсюда раздражение и даже протест против некоторых американских благотворительных программ. Помощь нуждающимся и даже само сострадание к ним – лишь подтверждение избранничества и богоугодного величия, которое предписывает Америке особую роль в мире. Так чёрных рабов обращали в христианство и оставляли их при этом рабами, ибо их освобождение было бы посягательством на волю Божию.

Впоследствии Кроули скажет: "Если хочешь увидеть по-настоящему правдивую картину ада, нужно пожить в Соединённых Штатах…"


Рецензии
Мысль очень интересная, но… . Что значит освободить? В России после освобождения крепостных возникло много проблем, закончившихся революцией, ГУЛАГом и распадом. Для того, чтобы «освобождённые» находились на уровне «хозяев - освободителей», нужно поднять уровень их образования и много чего ещё. Свободный человек - человек развитый во многих отношениях, иначе получается Башмачкин из гоголевской «Шинели», или Шариков из «Собачьего Сердца» Булгакова. С уважением, Людмила.

Людмила Манько   20.01.2022 10:38     Заявить о нарушении
Интересная мысль, дорогая Людмила, но чтобы освободиться, недостаточно подняться на уровень тех, от кого освобождаешься. Рабовладельцы и крепостники отнюдь не были свободны. Рабство порабощает всех. И хуже всего, когда рабы являются рабами рабов. В древнем Вавилоне царь считался рабом богов и предполагается, что в их языке даже не было слова "свободный". В нашем случае, по-видимому, надо освобождаться от самих себя, если это возможно. Любопытно, что первоначальная форма демократии вообще основывалась на рабстве, причём, не только в Афинах, но и в Соединённых штатах.

Владимир Микушевич   20.01.2022 21:04   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Рабство от наёмного труда отличается невозможностью самостоятельной смены хозяев.
В Помпеях Марк Аврелий Секундио, бывший раб, добился высокого социального и экономического положения, вошёл в коллегию жрецов императорского культа (Советское Политбюро ЦК КПСС). Таких примеров множество в различных формациях, рабство было очень разным.
Внутренне свободным может чувствовать себя исключительный индивидуалист, не беспокоящийся об окружающих, тогда он полностью независим.
Человеку дан разум? Воистину, слово изречённое есть ложь, т.к. обстоятельства , а с ними и мнения меняются. Неизменны лишь доброта и широта души.
Простите, если отвлекаю. Я не философ, Всю жизнь принадлежала к "реальному сектору экономики.
Благодарна Вам за Ваши труды и возможность "воспарить духом".
С уважением, Людмила.

Людмила Манько   21.01.2022 20:16   Заявить о нарушении
Ваши соображения очень интересны, дорогая Людмила. Развивая Вашу мысль дальше, можно вспомнить, что в Древнем Вавилоне иные рабы были богаче своих владельцев, занимаясь предпринимательством. Разумеется, рабовладелец мог отобрать всё это в любую минуту, но не делал этого, т.к. разорился бы сам. Рабство причудливо, и худшая разновидность рабства, когда никто не свободен и рабы являются рабами рабов, что, по-моему, и следует назвать тоталитаризмом. На мой взгляд, диктатор, наделённый как будто неограниченной властью, никак не может считаться свободным даже в социальном смысле, не говоря уже о внутренней свободе.

Владимир Микушевич   23.01.2022 22:52   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир, вы совершенно верно отметили: "...диктатор, НАДЕЛЁННЫЙ властью". Интересно, что у одних народов бывает диктатура, а у других (как правило протестантов) - нет. Думаю, это связано с "самоответственностью" и "взрослостью" нации, отдельные члены которой не желают делегировать свои права "вышестоящим", а сами отвечают за судьбу свою и своего народа.
Кстати, деревня - тоже стадия развития человечества. У меня есть пара стихов на эту тему : одно об истории развития человека, включая деревенский период, другое о С.Есенине, как выходце из деревни. Даю на них ссылки, если будет время и желание, прочтите.
http://stihi.ru/2020/08/08/8157 (Деревня умирает, краткая история человечества)
http://stihi.ru/2020/07/19/7353 (Деревня для Сергея Есенина).
С уважением, Людмила.

Людмила Манько   24.01.2022 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.