Антиквары Галактик Версия 74
Версия 74
Придя в аукционный зал, Александр, Филимон и Маргарита стали вниматльно изучать каталог выставленных артефактов древности. В этом каталоге помимо экспонатов на продажу, были кое-какие заметки представляющие определённый интерес для любого кто занимается искусством и антиквариатом. Вот что они прочли в каталоге:
Леонардо дa Винчи создал множество полотен, рисунков и чертежей, которые впоследствии вызывали огромный интерес исследователей.
В число таких его работ входит и «Витрувианский человек» - рисунок, выполненный гениальным итальянцем около 1490 года и размещенный в одном из журналов. Он изображает фигуры обнаженного человека - мужчины в двух позициях, наложенных одна на другую: вписанная в окружность фигура с разведенными в сторону ногами и руками и вписанная в квадрат аналогичная фигура со сведенными вместе ногами и разведенными руками.
Сам рисунок и специальные пояснения к нему, составленные Леонардо, некоторые считают каноническими пропорциями человеческого тела.
В сопроводительных записях да Винчи указывал, что рисунок создавался для определения мужского тела в строгом соответствии с описаниями в трактатах римского архитектора времен Античности Витрувия (Vitruvius). Автор трактатов составил такие пропорциональные соотношения человеческого тела:
- расстояние от кончика самого длинного из четырех пальцев руки до самой - низкой точки основания пальцев равно ширине ладони
- длина ступни равна четырем ладоням
- локоть равен шести ладоням
- высота человека определяется как шесть локтей или 24 ладони, соответственно
- шаг человека составляет расстояние в четыре локтя
- одинаковую величину составляет рост человека и размах его рук
- расстояние oт подбородка до линии волос на лбу равняется одной десятой высоты человека
- расстояние oт подбородка до макушки – одна восьмая высоты человека
- максимальная ширина плеч составляет одну четвертую его высоты
- расстояние oт макушки мужчины до его сосков составляет также одну четвертую его роста
- от локтя дo кончика руки – одна четвертая высоты человека
- расстояние от подмышки до локтя равняется одной восьмой высоты мужчины
- длина руки – две пятых его же высоты
- от носа до подбородка - одна треть лица человека
- расстояние от бровей до линии волос составляет одну треть лица
- длина ушей также равняется одной третей части лица человека
Данные математические пропорции тела человека, которые были повторно открыты в XV веке Леонардо дa Винчи и некоторыми другими учеными, стали очень значимым достижением, предшествовавших эпохе итальянского Ренессанса.
Витрувианского человека используют часто как символ гармонии Мира – симметрии, присущей человеческому телу, а также и Вселенной.
При внимательном изучении данного рисунка, можно заметить, что комбинации рук и ног в двух случаях имеют различные позиции. Так, центром круга, в который вписана фигура с разведенными в стoрoны руками и ногами, является пуп на теле мужчины. А центром квадрата с вписанной фигурой со сведенными вместе ногами и раскинутыми руками, является «мужское достоинство». Используя эту же методику, впоследствии знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье создал свою шкалу пропоpционирования – Мoдулор, которая имела значительное влияние на эстетику архитектуры ХХ века.
Полотно «Мона Лиза» является одним из самых известных предметов живописи во всей истории человечества.
Такое внимание со стороны ценителей искусства вызвано таинственной улыбкой женщины, изображенной на этой картине великим мастером Леонардо да Винчи. Улыбка кажется живой, обращенной к человеку, смотрящему на нее, чувства будто бы продолжают играть на губах Моны Лизы.
Ученые, а также исследователи искусства не одно поколение ищут объяснения такому необычному феномену. Версии о том, что делает ее такой особенной, выдвигались совершенно различные: беременность натурщицы, наличие у женщины заболевания астмы, неправильный прикус и многие другие.
Но вероятно, именно Маргарет Ливингстон, нейробиологу из Гарвардского университета, удалось подойти к разгадке таинственной улыбки ближе всех.
Ливингстон утверждает, что эффект живой улыбки является результатом создания оптической иллюзии, которая свойственна мозгу человека из-за некоторых особенностей строения зрительных рецепторов.
Журнал «Science» опубликовал отчет Маргарет о проведенном ею исследовании. Во время эксперимента Ливингстон убрала с оцифрованного изображения все нечеткие детали, полутона и тени. Улыбка после этого исчезла! Когда же размытые элементы и нечеткости в картине были восстановлены, она снова заиграла на губах Моны Лизы.
Причиной такого явления, считает ученый, являются особенности человеческого восприятия внешнего мира. Дело в том, что за четкие детали в формировании картины мира отвечают одни участки глаза, а за динамические объекты, блики и тени – другие.
Талантливому художнику Леонардо да Винчи удалось в своей работе задействовать сразу две области, это и позволило отобразить на полотне эффект движения. Особенно заметна динамика улыбки при расслабленном, несосредоточенном взгляде на полотно, когда становится активной именно вторая группа рецепторов.
Свидетельство о публикации №121122501861