Конкурс на досуге - 87. Задание!
Занимаясь творчеством, мы все стремимся к неповторимости и индивидуальности самовыражения! А как иначе? Но с другой стороны, мы хотим затронуть сердце нашего читателя, достучаться, достичь взаимопонимания и установить доверительные отношения, чтобы приобрести читателя, а не оттолкнуть. И для этого мы говорим на понятном для него языке, используя известные идиомы, общепринятые истины. И наступает момент, когда мы останавливаемся и задумываемся о том, что всё давно уже сказано и написано... Как совместить и то и другое, сохранить понимание и добиться индивидуальности? Есть только один путь. Но он труден. А кто говорит, что будет легко? Но не в этом ли и есть ключ вдохновения, творческого подъёма и всего того, чем мы здесь занимаемся? Интересный вопрос...
Объявляется тема 87 конкурса на досуге:
Difficile est proprie communia dicere –
ТРУДНО ПО-СВОЕМУ ВЫРАЗИТЬ ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ ВЕЩИ
_____________________________________
Квинт Гораций Флакк, "Наука поэзии", 128-130:
D;fficil(e) ;st propri; com m;nia d;cere; t;que
R;ctius Iliac;m carm;n ded;cis in ;ctus,
Qu;m si pr;ferr;s ign;t(a) ind;ctaque pr;mus.
Впрочем, трудно сказать по-своему общее: лучше
Песнь о Троянской войне сумеешь представить ты в лицах.
Нежели то, о чем до тебя никто и не слышал.
(Перевод М. Гаспарова)
"Communia значит не обыкновенные предметы, но общее всем (дело идет о предметах трагических, всем известных, общих, в противоположность предметам вымышленным"(А. С. Пушкин, "Об Альфреде Мюссе" VII )
"Тот же Мериме постоянно применял к Пушкину изречение: "Proprie communia dicere", признавая это уменье самобытно говорить общеизвестное - за самую сущность поэзии, той поэзии, в которой примиряются идеальное и реальность" (И. С. Тургенев, Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве.)
"Трудно говорить своеобразно о том, что знает всякий. Difficile est communia proprie dicere, сказал Гораций, и в этом-то именно и выражается верная примета счастливой писательской натуры" (С. А. Андреевский, Из мыслей о Льве Толстом.)
И действительно, Пушкину удавалось писать так, что ни у кого не вызывало сомнения в его индивидуальности, хотя он повторял не только тему, но и выражения, используемые ранее. Всем известно стихотворение "Памятник", к примеру.
Заимствовались сюжеты басни, повторялись темы, названия и т.д. Но от этого мировая литература не потерпела урон, а даже обогатилась. Ведь каждый раз гениальность проявлялась в том, что новый автор вкладывал что-то своё.
Но это всё о самом творчестве. А в жизни? Что происходит в жизни людей, которую отражают в поэзии? Люди не перестают любить, разочаровываться, страдать, унывать и иной раз кажется, что сценарии в чём-то похожи, как и сами образы и средства выразительности. Но о последнем, мы промолчим, потому что сегодня мы ставим перед собой задачу написать о чём-то общеизвестном, быть может, в чём-то повториться, но сделаем это по-своему. Может быть, пересказать чью-то мудрую притчу, написать заново известную басню или пересказать историю жизни известного человека, которому уже роман, фильм или воспели в поэзии.
Задача уйти от банальности и скуки. Но это не значит обращаться напрямую к жанру пародии или прямого подражания. Вовсе нет. Сколько раз писали о любви, признании? Напишите это по-своему так, чтобы создалось впечатление, что до Вас никто так не смог написать, хотя и слова, и даже отдельные выражения будут общеизвестными и распространёнными. А для этого помогут ещё несколько мыслей на эту тему:
"Счастье у всех одинаковое; каждый человек несчастлив по-своему. Прав Толстой. Счастье – это притча, а несчастье – история" /Харуки Мураками/
"Знаю по своему опыту, что чем меньше информации получает твой мозг, тем сильнее работает воображение" /Иосиф Бродский/
"Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно" /Пифагор/
"Каждый закат красив по-своему" /Джаред Лето/
"Величайшие истины — самые простые" /Лев Николаевич Толстой/
К примеру, тема любви. Давайте проследим, как она преломляется в строках разных поэтов, обратите внимание на средства выразительности, которые используются для раскрытия этого знакомого всем чувства (возьмём примерно один объём):
1) Александр Пушкин Я вас любил...
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1829
2) Анна Ахматова Приходи на меня посмотреть...
Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»
Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!
Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
1912
3) Николай Рубцов "Улетели листья
Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?
*
4) Борис Пастернак "Любить иных, тяжелый крест"
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
5) Вера Полозкова "Мне бы только хотелось"
Мне бы только хотелось, чтобы
(Я банальность скажу, прости)
Солнце самой высокой пробы
Озаряло твои пути.
Мне бы вот разрешили только
Теплым ветром, из-за угла,
Целовать тебя нежно в челку
Цвета воронова крыла.
Мне бы только не ляпнуть в шутку —
Удержаться и промолчать,
Не сказав никому, как жутко
И смешно по тебе скучать.
*
________________
Задание для этого конкурса (выбирайте из трёх пунктов):
1. Предлагается написать стихи, повторив известный сюжет басни, сказки, рассказа, который до вас уже был кем-то написан и потому известен практически всем
2. Или можно написать стихи на любую тему, используя слова, отражающие общеизвестные вещи и понятия, такие как "любовь, ненависть, вера, надежда" и многое другое, что можно отнести к банальности. Ведь обычно мы пытаемся избегать таких прямых слов, а иносказательно говорить о чувствах и общеизвестных истинах.
Пишем открыто выражая свои мысли и чувства, но стремимся к индивидуальности, так, чтобы казалось, что только мы об этом и пишем, а больше никто никогда не писал так, как мы! Задача сложная, но сто'ящая.
На выше приведённых примерах покажем в тексте эти банальные сами по себе слова и выражения о любви, чтобы было понятна поставленная перед нами задача (тема может быть любой, не только о любви):
1) я вас любил
2) глаза твои вижу во сне
3) любовь и нежность
4) любить и жить
5) целовать тебя нежно и скучать
Разумеется, повторять эти слова и выражения в своих стихах не обязательно, как и саму тему любви. Пишите о том, ЧТО ВАС ВОЛНУЕТ В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
3. Кроме этого, можно написать стихи о самой банальности и трудности быть оригинальным в творчестве и в жизни, то есть допускается прямое раскрытие темы, как бы рассуждая на эту тему (философская лирика):
ТРУДНО ПО-СВОЕМУ ВЫРАЗИТЬ ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ ВЕЩИ
___________________________
Итак, дерзайте, друзья! Не теряйте времени! Вы находитесь среди друзей, которые по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов.
***
Не будем узко подходить к раскрытию темы. У всех разные взгляды, жизненные ориентиры. И есть чем поделиться всегда. Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и приняли то, что вы пытаетесь донести. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства, даже если пишем простым языком! Не забывайте про искренность. И тогда всё получится!
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!
Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
Приём до 24.00 СУББОТЫ!!! Но если надо, можно продлить... Подсказывайте, у нас семеро одного ждут!
Иллюстрация: Richard Bergh (1858–1919), Швеция
Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №121122400515