Иудаизм Второго храма

В Иудее, в 63 г. до н.э. ставшей протекторатом Рима, вполне сформировался иудаизм Второго храма, в основе которого лежал закон этических заповедей и постановления, регламентирующие храмовое служение и жизнь народа, записанные в Торе. Этот иудаизм возник после Вавилонского плена на принципах завета Всевышнего Бога с еврейским народом, организации религиозной жизни вокруг Иерусалимского храма с необходимым паломничеством в храм. Был выработан и установлен канон книг ТаНаХа, офомились основные школы иудаизма саддукеи (храмовые священники), фарисеи (ивр. перушим - отделившиеся), ессеи (жившие обособленно, кумраниты) и зелоты (ревнители, приверженцы).

Саддукеи – религиозно-философская школа, возникшая в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н.э.). Сосредоточив в своих руках после вавилонского пленения духовную, светскую власть и денежные средства, саддукеи составили родовую и финансовую аристократию в Иудее. Саддукеи признавали только писанный закон Моисеев и придерживались жестокого, основанного на законе, уголовного права. Они позиционировали себя хранителями закона и иудейскими жрецами.

История фарисейского движения восходит ко времени вавилонского пленения, когда духовная жизнь евреев стала организовываться вокруг домов собраний (ивр. Бейт-Кнессет, греч. синагога) и молитвенных домов (ивр. Бейт-Тефила). Второй иерусалимский храм был построен «к третьему дню месяца Адара в шестой год царствования царя Дария» (Ездр.6;15). Царь Мидо-Персии, Дарий I Великий правил с 522 по 486 г. Второй иерусалимский храм был завершён строительством в 516 г. до н.э. В это время была проведена кодификация и канонизация Танаха – древнееврейского Священного писания. Учебные и богослужебные дома остались важной частью общественой жизни. Евреи собирались в синагогах для утренних, дневных и вечерних молитв и по понедельникам, четвергам и субботам для публичного чтения еженедельной части Торы. Вокруг изучения и толкования Священного писания выделилась многочисленная группа книжников и мудрецов, позднее называемых учителями (раввинами). Раввины верили в то, что Бог на горе Синай вместе с Торой дал и её толкование – устную Тору. В начавшийся с 332 г. до н.э. эллинистический период еврейской истории стал развиваться раскол между жрецами и мудрецами. В 141 г. до н.э. в Иудее к власти пришла жреческая династия Хасмонеев. В отличие от элитных, связанных с правящими классами, саддукеев возникшие из книжников и мудрецов, популярные и демократичные фарисеи (ивр. паруши – тот, кто отделён), пользовались большей поддержкой простого народа и стали влиятельной силой в Иудее. В правление Александра Янная (103-76) в стране произошла гражданская война, завершившаяся кровавыми репрессиями против фарисеев. В царствование Саломеи Александры (76-67) политическое влияние фарисеев значительно возросло. Ирод I Великий (37-4) в борьбе с саддукейской оппозицией благосклонно относился к фарисеям, которые в его правление сосредоточили всю свою деятельность на исследовании Торы. Во времена Иисуса Христа у фарисеев были две отличавшиеся  друг от друга школы: школа Гиллеля и школа Шамая. Шамаиты крепче держались буквы закона и не допускали такой свободы толкования, какую допускали гиллелиты. Школа Гиллеля, благодаря нравственной высоте её основателя, восторжествовала, и её мнения были приняты народом как религиозные нормы.

История народа Израилева, запечатлённая в книгах ТаНаХа, ясно указывала на греховную, плотскую природу как язычников, «не умеющих отличить правой руки от левой» (Ион.4;11), так и стоявших под законом иудеев. Оказалось, что по этому закону (Ек.7;20) «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». Пс.13;2,3: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Рим.3;23: «Все согрешили и лишены славы Божией». Рим.3;20: «Законом познаётся грех». Закон не только, подобно юридическому кодексу определял преступление, но и указывал на нашу греховность, как на патологическую расположенность к злым делам (Кол.1;21). Закон не в состоянии избавить нас от наших греховности и грехов. Жертвы, приносимые по закону, способные очистить только наши тела, не могли сделать нас совершенными в нашей совести. Потому весь закон и все пророки прорекли о Новом завете. В частности, пророк Иеремия (Иер.31;31-34) предвозвестил приход Нового завета, пророк Исаия в 53-й главе своей книги описал облик, характер и призвание страдающего Мессии, пророк Даниил (Дан.9;25-27) указал сроки явления Христа народу, Его служения и Его миссии в утверждении завета в Эрец-Исраэль (израильской земле).


Рецензии