Обзор работ 166-го большого конкурса
В литературный портал «СТИХИ.РУ» я пришла в 2010 году и также, как многие, начинала с участия в конкурсах на странице Фонда ВСМ.
В настоящее время я – Гранд-Магистр Жюри МФ ВСМ, Подвижник Фонда ВСМ, участвую в судействе литературных сообществ «Неогранка», «Литсеть», а также руковожу лит. студенческой студией при техническом университете (АлтГТУ).
Судейство последнего конкурса (166 Большой Конкурс Фонда ВСМ) вызвало у меня такую бурю эмоций, что мне захотелось сделать хотя бы небольшой обзор стихов, присланных на конкурс.
Милые мои сотоварищи по перу! Повторюсь: я сама родом из Фонда ВСМ, и поэтому близко к сердцу принимаю все успехи и неудачи новых авторов. В этом конкурсе мне встретилось огромное разнообразие поэтических тем и голосов, а так как тексты анонимны (идут под номерами), то о личности и возрасте участников говорили сами
стихи.
Так, что же мне рассказали ваши работы?
- Прежде всего то, что в большинстве вы очень уверены в своём непогрешимом таланте («Ты есть талант…. и отодвинь свои сомнения…»(с),
- что рядом с вами нет опытного руководителя (помощника и критика), что вы не любопытны, и наверняка не заходили на страничку http://stihi.ru/avtor/antikvarius . Иначе не случилось бы так, что основной общей ошибкой в стихах этой конкурсной подборки стал сбой ритма.
Ритм – главное определяющее качество поэзии. «Стихи – ритмически организованная речь…»(с). И никаким оригинальным метафорам, никаким ярким образам и глубоким мыслям этого не изменить. Скажу образно: стихи со сбоями ритма – это птица без крыльев, сад без цветов, красивая женщина в лохмотьях.
В следующих примерах из произведений Конкурса справа, рядом со строкой обозначено число слогов каждой строки:
1.
Успеть сказать, прости, 6
Успеть сказать, прощаю. 7
И тучи руками развести 9
И жить всегда не унывая. 9 (цифры – размерность строк).
2.
Отвезите меня туда, где горы.. 11
Где они, в тумане, сливаются с небом, 12
Где нет и пятнышка цветом белым,10
И где не нужно задёргивать по вечерам шторы. 15
3.
Я был богат и счастлив и беспечен, 11
А на людей, я с высока смотрел вокруг. 12
Но вот, в тот день, под вечер, 7
с моих ботинок, отлетел каблук. 10
Первое приближение к ритму – просчёт на соответствие размерности рифмующейся пары строк (подсчёт гласных букв) – сразу же покажет нарушение размера строки и, соответственно, ритма.
Следующая часто встречающаяся ошибка – внутристрочное нарушение ритма. Небольшими изменениями в строке можно привести ритм в соответствие:
1.
Детские горячие ладошки
Они робко так, порой несмело, сбой ритма представляет местоимение «Они», не оправдывающее своё присутствие в данном случае
Робко и порою так несмело
Спрячут прядь волос твоих за ушко
2.
Подари мне немного солнца,
Не спеши, дай ещё погреться.
Как микстуру, одну порцию, сбой ритма: Одну
Как микстуру, малую порцию,
Следующие, наиболее часто встречающиеся недоработки в текстах – тяжёлые, малопонятные инверсии, когда кажется, что писал иностранец:
1.Мне бы Светлых земли, всех достигнуть Обителей,
2.Дождевой у Ворот, мне бы в бочку, по крыше водой.
3. И целовал того я друга, кого на веки потерял.
4. Сколько сделать многое оно умеет.
И другие.
Иногда поэт так торопится сказать, что бежит впереди мысли, по пути теряя слова, и предлагая читателю угадать, о чём он хотел сказать:
1.По рельсам заросшим, как поезда. (?)
2. Подари мне часов немного, неоднозначно, наверно – минут или времени
3. я на работу торопилась,
ещё ребёнка в детский сад. непрописано: вела ребёнка?
4. Дорога в карьере опасна падением, неоднозначно, «дорога в карьере» или «дорога по карьере»?
5. В твоих глазах ночует утро (?) – оксюморон, однако
6. Не снег теперь белеет на поляне,
То утром ранним соловьи поют - как снег связан с пеньем соловьёв.
7. И внимая выкрикам кукушки, - слова надо подбирать точнее: И внимая голосу кукушки.
8. Та искра, что в печи
Горит алой синевой.(?)
9. Лишь взор его здесь оглянётся (?)
Ну и о рифме, как одной из главных составляющих русской классической поэзии. У великого реформатора русской рифмы В. Маяковского есть статья «Как делать стихи», где он описывает мучительный подбор своих рифм. И это гениальный Маяковский! Но наши начинающие таланты особо не мудрствуют: берут первое, что приходит в голову:
сколько-насколько, сполна – до утра, деревьями-крыльями, слезах - глаз, шумя -заря, карга - нищета, обиды - силы и др.
Нередко встречается полная потеря рифмы в строке. И, конечно же, – непременные костыли начинающих поэтов – глагольные рифмы. Открою небольшой секрет опытных стихотворцев (может, кому-то пригодиться): никогда не брать в стихи первую залетевшую рифму, а лучше – хотя бы третью.
И ещё – о сюжетных стихах, где в прозаический тест вводится рифма, что даёт повод называть его стихами. Возьму на себя смелость утверждать, что в стихах-рассказах этого конкурса есть и рифма, и ритм, и интересный сюжет, а поэзия отсутствует. Мало того, появляются ошибки стихосложения. Ошибки! Чего никогда не случилось бы в прозаическом варианте этого текста.
Есть несколько стихов в конкурсном пакете, о которых мне хочется сказать особо: это стихи без знаков препинания (новомодный выверт).
В твоих глазах ночует утро
В твоих глазах искристая гроза
И растворяюсь я как будто
В желании "Люблю" сказать и. т. д.
Правописание, вернее его игнорирование – отдельная больная тема, а в случае начинающих авторов – это дополнительный минус. Знаки препинания – это, как знаки дорожного движения. Они указывают направление авторской мысли, и ведут за собой читателя.
Также мне встретились очень замысловатые стихотворения, если и понятные, то только самому автору:
1.
Я верил ведь, что боль - нереальна,
Но мыслью Зевса - выстрел в мозг.
А гроза была и впрямь летальна,
И тут вдруг понял, что, увы, не смог... и т. д.
2.
Пустая магистраль, косая полоса,
Повержены луга, отрешены леса.
Искрится снегом даль, и горы говорят,
Узоры на окне напомнили рокайль. (Рифма)
3.
В небе чистом много смеха,
Перья в свете их горят.
Путь лежит в собор успеха,
Арлекин бросает взгляд.
А теперь об поэтических удачах, хотя вроде бы полагается говорить о них в начале обзоров. Есть несколько стихов, которым я поставила отличные оценки: « Баллада о птицах», «Я бродил по страницам школьного детства», «Мальчик и время», «Весной». Вот эти стихи можно назвать поэзией. А одно понравившееся стихотворение мне хочется просто процитировать полностью. Думаю, что оно и вам понравится.
У СЧАСТЬЯ СВОЙ ЧЕРЁД
Твой мир гораздо проще, не лукавь.
Эмоций буря ляжет первым снегом.
Утихнет ветер. Времени оставь
Тот хаос, что был вызван человеком.
Жизнь без него не превратится в ад,
Хотя сейчас ты этому не веришь.
Так было раньше. Много раз подряд.
Так будет. И порядок не изменишь.
Пройдёт неделя, месяц или год,
И встреча принесёт не боль, а радость.
Ты подожди, у счастья свой черёд.
Оно придёт. Ему чуть-чуть осталось.
Евгения Ткалич, поэт, прозаик, член Союза писателей России
Свидетельство о публикации №121122403996