Часто приходилось писать под заказ
«Часто приходилось писать «под заказ»
========================================================
Интервью с поэтом Российского союза писателей Ханаевой Людмилой Григорьевной.
1.Какого Вы знака зодиака? Действительно ли и влияют ли звёзды на судьбу человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли поэты, предопределённые Судьбой?
Европейский знак Зодиака – ОВЕН
Китайский знак Зодиака – КРОЛИК
Знаками Зодиака никогда не увлекалась, поэтому не отношусь к ним серьезно.
2.Расскажите о себе: откуда вы родом? Где росли? Что окончили?
Родители мои познакомились во время войны. Так что на их долю выпали тяжелые испытания. Папа отправил маму на север (д. Носим), т.к. там был его родительский дом. В 1948 году он вернулся (после войны) в семью и увез маму в п. Верхний Чов, там продолжил свою службу, где я и родилась. Окончила школьное педагогическое училище им И.А. Куратова, получив диплом учителя, затем обучалась на дневном отделение при Сыктывкарском университете на филологическом факультете. Долгое время работала в отделе кадров, имела опыт работы с технической документацией, некоторое время параллельно вела бухгалтерию, ближе к пенсии ушла в школу (коррекционную). Работала документоведом и вела индивидуальное обучение с больными детьми.
3.Расскажите немного о своей семье! А также о своём детстве, как росли, с чего началась любовь к литературе?
О семье, где я выросла, остались только теплые воспоминания. Папа водил нас в походы (он очень любил природу), играл с нами в шашки, в шахматы, помогал осваивать фотодело, поощрял наши музыкальные увлечения, (сам немного играл на балалайке). Мама хорошо знала русскую и еврейскую классику, любила поэзию, много нам рассказывала из прочитанного (она была замечательным рассказчиком), поощряла вечера, где мы читали стихи, где звучали романсы под гитару.
4.Что вы читали в юности? На каких авторах «выросли»? Насколько была в почёте литература в вашей семье?
Мама очень много читала, что-то рекомендовала, что-то я сама брала в библиотеке. Любила сказки, поэзию Есенина, Пушкина, Лермонтова…прозу Пришвина, Лермонтова, Токареву… Рубцова, Асадова, Бунина, Ахматову, басни Михалкова… Всех перечислить невозможно…
5.Ваш литературный дебют — когда он состоялся? И темы Ваших произведений — откуда они берутся: из богатого воображения и любознательности, или это художественная обработка реальных фактов?
Дебют состоялся в газете «Красное знамя» в 1992 году. Очень люблю природные зарисовки, детскую поэзию, лирику…
6.Каким вы видите будущее русской литературы? Как, по-вашему, сегодня она переживает период подъёма, или наоборот?
Поэзия всегда будет существовать для любителей этого жанра. Надо прививать с малых лет любовь к поэтическому слову, развивать детей в этом плане. Поэзия в наше время испытывает огромную конкуренцию с сомнительными сайтами. Идет спад интереса к поэтическому слову у молодежи. Их воспитание и развитие осуществляет культура невысокого уровня (такая, как реп).
7.Кого из современных российских авторов вы цените?
Особый колорит имеет наша северная поэзия и поэзия местных авторов. Где-то нравится какая-то строчка, где-то все произведение, обращаю внимание на образность, удачную рифму, грамотное изложение, высказанные мысли и т.д. Попадают в поле зрения много интересных российских авторов. К ним такие же требования: наличие интересных образов, содержание, мастерство стихосложения.
8. Что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще встречаются малограмотные учителя. Как с этим быть?
Прививать интерес к красивой грамотной речи надо начинать с детского сада. Пресекать применение нецензурной брани… Повысить качество подготовки филологов.
9.Вы не можете не переживать за сегодняшнюю Россию. Что, по-вашему, её ожидает в будущем, учитывая её прошлое и настоящее?
Политикой интересуюсь на уровне обыкновенного обывателя.
10.Нужна ли нам национальная идея? Какая?
Мы россияне, это наша национальность.
11.Должен ли актёр, писатель, поэт, художник публично высказывать свою гражданскую позицию? Или они должны быть вне политики?
Конечно, у каждого творческого человека должна быть своя гражданская позиция, которую он должен отражать в своем творчестве, которую должен уметь выразить.
12.Как вы относитесь к написанию стихов «под заказ»? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
Часто приходилось писать «под заказ», но никогда в коммерческих целях. Желательно уметь это делать.
13.Кого вы бы назвали своим учителем — прямым или косвенным? На кого из писателей вы ориентируетесь или ориентировались в своём творчестве, если есть такой?
Посещала литобъединение Юрия Ионова, усвоила степень ответственности печатного слова. Впоследствии училась у каждого понемногу. Уважаю самообразование в любом возрасте.
14.Писатель и тщеславие — понятия совместимые? Нужны ли писателю премии и звания? Дают ли они что-то?
Да, я считаю, что должно быть поощрение. Это ведь наш интеллектуальный труд, а всякий труд должен оплачиваться. Я начала печататься, когда еще выплачивались гонорары.
15.Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
Отрицательно. Ненормативную лексику нельзя употреблять ни при каких условиях.
16.А нужна ли литература человечеству как таковая? Или оно и так бы прекрасно обошлось, если бы не было, к примеру, Достоевского, Шекспира, Мураками?
Литература развивает, воспитывает, делает нашу жизнь привлекательнее и интереснее одухотвореннее.
17.У нас есть шанс остаться «самой читающей страной мира»?
Шанс всегда есть, если к этому стремиться.
Благодарю Вас, уважаемая Людмила Григорьевна.
Беседовала член РСП Надежда Веклич
Свидетельство о публикации №121122108318