Аверс Булгакова по Канту

Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».
/Документ о встрече Воланда с Кантом из архива Михаила Булгакова/

*

- Интерес нечистой силы к "Критике чистого разума" диалектически логичен и делает честь обоим участникам диалога. Ещё чашечку глинтвейна, Мессир Воланд? - велеречиво и превежливо испросил Мастер Кант. - Пикантный приятный напиток делает мой слуга Мартин Лампе
- Приятно и нам вас слушать, да присядьте же, беспокойный вы старик, Иммануил, - Мессир якобы случайно сбросил со стола листок с так и не подписанным соглашением о передаче души господина философа в соответствующие истинному Бессмертию пределы, листок подхватила девица из обслуги и отнесла на ту сторону зала, к Канту.

- Вы обронили, Herr Professor.
- Женщины даже мужской пол делают более утончённым, - улыбнулся и ей Herr Professor. - А вы не хотите ещё чашечку глинтвейну?
- Как я могу на службе, - с сожалением облизнулась дамочка.
- Женщина не любит выдавать себя и поэтому не напивается. Она слаба и потому хитра. - Кант развеселился и даже немного бравировал своими суждениями апостериори. - Это уже по части критики практического разума, мессир, если позволительно в нашем диспуте несколько отклоняться от заявленной темы.

- Там прочли всю трилогию, всю вашу трипитаку. И не всем довольны. - Мессир побарабанил пальцами по столу, ему подали книгу.

„Царство Божие придёт к нам только тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается. Вера эта ещё в зародыше. Но зародыш не может не разрастаться.“ (прочёл некто нудным пасторским голосом, наступила пауза, Кант кашлянул, отпил малюсенький глоточек горячего глинтвейна, поставил чашечку на столик)

- Позвольте уточнить, в чём недовольство? Это суждение базируется на традиции ожидания прихода Царства Божия сюда. Да, парадокс - все люди идут туда, а молятся о встречном движении. Но это лично для вас и в устном формате, здесь и теперь в конкретном приложении к Церкви произнесено, на публику же я просто отмечаю, что в нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям. И никакой привязки к институтам теократии, мессир. - уже без улыбки осторожно пояснил Кант.

- Чем-то вы мне напоминаете тайного советника Гёте, его черновики к доктору Фаусту.
- Не читывал трудов Гёте, не слыхал о докторе Фаусте.
- Труд выйдет в печать через 4 года после того, как вы скажете «Es ist gut»(«Это хорошо»).
- Не понимаю, о чём вы. Как бы...
- Ну и хорошо, что не понимаете. - перебил Иммануила Воланд. - Это отвлечённое суждение. Условная цифровая игра. Некий философ К. умирает в 1804 году, а в 1808 году некий поэт Г. издаёт поэму. В которой всё нехорошо. И последние слова перед смертью у философа совсем другие. И некая безнравственность в сюжете, злость на напрасно прожитую жизнь, затем практические действия, например совращённная философом девица - масса интересного для публики. Вещь обречена на успех. К вам не имеет никакого отношения. Вы скучны, вы достали публику своей пресной добротой.

- Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем. - осторожно ответил Имманул. - В кабинете я работаю наедине с собой, в спальне смотрю сны наедине с собой. Вы тоже, господин дьявол, мой сон, надеюсь.

- Но ведь не страшный сон? Но ведь вам, как минимум, интересно со мной, не так ли, беспокойный старик Иммануил? - Воланд опять улыбался. - Да и, старик, не такой уж вы и старик. Луиза Ребекка Фриц очень аппетитно выглядит и с этой дамой ваши сны в спальне могут быть много интереснее для чувственного опыта, нежели эти беседы с плодами своего воображения.

- В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность. - Кант даже порозовел от смущения от самой мысли о духовном слиянии. - Луиза телесно прекрасна, я некрасив. Если дети будут красивы, как она, то «Es ist gut»(«Это хорошо»). Если как я слабы здоровьем, да ещё и воспримут от неё слабость духа... Нет. У моей матери было 12 детей, она отдала нам всю себя и рано умерла.

- Не забудьте указать в своём критическом труде, что „человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.“ - Воланду явно наскучила беседа, он уже не шутил, язвил. - И не забудьте отказать себе в этой способности в человечности. Вы себя со стороны видите?

Иммануил развёл руками. „Люди бежали бы друг от друга, если бы всегда видели друг друга совершенно открыто.“ Подумал, но не сказал. Потому что кто его знает, может быть собеседник не плод воображения, не фантом предутреннего сна? Говорит-то он многое из того, о чём думать не доставляет радости уму.

- Время без одной минуты 5 утра. - сказал из-за спины Воланда механический голос.

- Да, нам пора. Так Вы готовы подписать договор и получить ВСЁ, что заслужили пресной жизнью в этом скучном Кенисберге, господин философ?

- Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все. - рассмеялся Кант. - И где же будет моя логика, если я подпишу всё, зная, что это не всё?

....все знали, что каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку горяченького напитка и курительную трубку.

Только Мартин знал, что у Канта появилась странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Он теперь полностью исключил глинтвейн, только медленно попивал слабенький зелёный чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа. Потом читал лекции. Потом...

Сегодня его сбило с мысли нечто круглое. У студента Вильхельма на рубашке не было пуговицы. Кант попытался вспомнить, о чём лекция, и не смог. Это нехорошо.

«Wie hast du's denn so weit gebracht? Sie sagen, du habest es gut vollbracht?» это написал в своей домашней курсовой работе невежливый, неопрятный студент - «Как достиг ты столь многого? Говорят, что хорошо выполнил свое дело?»

Старик Иммануил написал ему ответ не для публики, а тоже лично, прямо в конспекте: «Mem Kind, ich habe es klug gemacht: Ich habe nie uber das Denken gedacht»'  - «Дитя мое, я поступил умно: я никогда не размышлял о мысли».
 
Старик лукавил. Студенту это нравилось, он ведь хотел стать не бухгалтером, а ловеласом. Но на это не учат, это от природы. И он написал 230 лет спустя конкретно следующее:

"Не кантовать" -
Старик Иммануил запрет на интернет нам завещать забыл.
Им смело можно в чате коучать!

"Не колумнить" -
Бродяга Христофор просил поставить вдоль Колумбии забор.
А то там каждый чел себя Колумбом мнит!

"Не пиковать" -
Не в смысле "не пикапить", а как бы романтическая копоть...
А так как дело тонкое, Восток -

- Вот томагавк твой, Ястребиный Коготь.
Пусть тама гавкнут ток...

..."пикантно" - это ежели по Канту, от истинно "пикапить"? Иль "прикнопить"?

И Антифауст бродит по Европе, -

...он будто бы из Калининграда в Кёнисберг идёт не по улице, а по времени. По точному времени. И в этом эпизоде все ответы старика Иммануила точно по Канту, лишь с небольшой интонационной окраской, смею заявить - в допустимых для имманентно сущего возраста пределах пикантности.

*
Вместо морали - первое письмо от Гретхен:

Восторги! голова кругом от кругозора Вашей головы!) Кстати, что такое "коучать"? Может, "поучать"? А то Вы никогда не просматриваете написанное Вами. Бывают иногда помарки от неправильного нажатия клавиш...)
Ваша Г.

Поучинг - это новое слово для меня! Пользовался исконно славянским Коучинг (англ. произносят coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной, волшебной,  или профессиональной цели.

То есть
"Скажи, коучдесник, любимец богов
Что сбудется завтра со мною?
Каких себе благ наскребу из блогОв?
Чего в бла-бла-каре нарою?"

...стучат? Сам открою. Надо же - Яков Эммануилович Голосовкер, духовный сын Канта, лично к нашему завтрашнему завтраку. Ну, я пропал. Для Якова Эммануиловича старик Иммануил - это наше всё.

- Глинтвейну, профессор? Морозец прибалтийский не то, что минус 45 у вас в Томске, но согреть горло не помешает.
- Извольте, - с удовольствием принял чашечку вечно ссыльный философ.

Мы откушали, после чего Голосовкер зачитал мне своё умозаключение:

- «Откуда и куда бы ни шел мыслитель по философской дороге, он должен пройти через мост, название которому — Кант. И хотя этот философский мост, одно из семи чудес умозрительного конструктивизма, надежно огражден высокими насыпями человеческого опыта, леденящий ветер безнадежности пронизывает на нем мозг путника, и напрасно будет он искать в окружающем полумраке солнце жизни. И как бы осторожно и медленно, с частыми передышками, ни ступал этот окоченевший мыслитель, он, еще не дойдя до середины пути, ощутит, что шаг его становится неверен, что мост под ним колеблется и качается, что он идет по подозрительно скептической дороге…»

И тут зазвенел будильник. То есть закончился сей эпизод-аверс с пикантными подробностями из жизни Канта, как возможного прообраза доктора Фауста. Не смею задерживать более внимание уважаемого читателя, ибо моя личность скромного магистра социологических наук вовсе не претендует на то, чтобы стать вровень со стариком Иммануилом.

Однако, отмечу, что у Якова Эммануиловича описываемый мыслитель вдруг превращается в пьяного Петрушку, мост — в «хитрую систему танцующих коромысел», и для меня Голосовкер так и остается навсегда «с коромыслом», как Тютчев со стр;козой, и ...

Голосовкер стоял с коромыслом.
И внезапно повеяло смыслом
В суете, мельтешеньи, возне…

- Гефтер - это гештальт такой? - спросил я у уходящих теней. Видимо, утренний полусон ещё окончательно не перешёл черту материального, ибо при упоминании имения тут же отозвался Гефтер-сын.

Гефтер (Валентин Михайлович, директор Института прав человека): - Если вернуться к разговору об авторитетах, сегодня лидеров в области мысли мало. Много честных людей, искренних, переживающих, реально работающих. Причем я не делю мир на власть - невласть. Во власти тоже не все дегтем мазано. Не то чтобы все моральные и честные на одной стороне, а бесчестные и жулики - на другой. Но уровень понимания, открытости, не столько даже глаз, сколько мозгов, оскудевает довольно заметно. Я довольно часто ловлю себя на том, что даже в своей среде не нахожу людей, с кем мне хотелось бы не спеша поразмышлять об основах мироздания, как это было в советское время. Находилось время и усилия читать больше книг, самим думать и обмениваться продуманным. Нет, конечно, есть Интернет... Все есть, но почему-то расфокусировано.

- Да уж, - отвечал я собеседнику. - Несколько неожиданно слышать ностальгию по СССР из уст члена семьи диссидентской направленности. Видимо не зря глубоко почитаемый и ныне читаемый мною Иммануил Кант сформулировал: „Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.“ Так может быть расфокусированость - это и есть главный фокус сегодняшних масс-медиа?

Но мне уже никто не ответил, настало утро, реально, конкретно. А аверс медали при дневном свете не виден, только лицо.
*


Рецензии
Михаил, у меня тоже есть томик Канта, когда-то читала, пыталась разобраться, но всё не осилила... Благодарю за Ваш мощный интеллект и поэтическое восприятие мира во всём его многообразии!!! Вдохновения и здоровья! С теплом души, Ирина.

Блохина Ирина 8   23.12.2021 17:40     Заявить о нарушении
А "коучей" слишком много развелось, как мух назойливых...

Блохина Ирина 8   23.12.2021 17:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.