Батюшков

Рецензия на «К. Батюшков, или почему Пушкин наше всё» (Зера Черкесова)

Маршак написал яркие стихи о пушкинской лире, но, думается, что в 2013г. я все же поторопилась с оценками. Не сравнивай! Живущий несравним...И в каждом своя частичка вселенской материи. Что ж, о Батюшкове стоит написать снова, а ведь о Языкове уже недавно писала, навеянное Этюдами о русских классиках М.Шагинян. Восхитилась ведь и я этим полу-забытым поэтом!

Зера Черкесова   18.12.2021 00:23   •   Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Как мы все помудрели с тех пор...Как многое поняли...

Зера Черкесова   18.12.2021 00:24   Заявить о нарушении / Удалить
I.
Р;ЧЬ
о вліяніи легкой Поэзіи на языкъ,
читанная при вступленіи въ Общество
Любителей Русской Словесности въ
Москв;. Іюля... 1816.
Избраніе меня въ сочлены ваши есть новое свид;тельство, Мм. Гг., вашей снисходительности. Вы обращаете внимательные взоры не на одно дарованіе, вы награждаете слабые труды и мал;йшіе усп;хи; ибо им;ете въ виду важную ц;ль: будущее богатство языка, столь т;сно сопряженное съ образованностію гражданскою, съ просв;щеніемъ, и сл;дственно — съ благоденствіемъ страны славн;йшей и обширн;йшей въ мір;. По заслугамъ моимъ я не им;ю права зас;дать съ вами; но если усердіе къ Словесности есть достоинство, то по пламенному желанію усовершенствованія языка нашего, единственно по любви моей къ Поэзіи, я могу см;ло сказать, что выборъ вашъ соотв;тствуетъ ц;ли Общества. Занятія мои были маловажны, но безпрерывны. Они были предъ вами краснор;чивыми свид;телями моего усердія, и доставили мн; щастіе зас;дать въ древн;йшемъ святилищ; Музъ отечественныхъ, которое возраждается изъ пепла вм;ст; съ Столицею Царства Русскаго, и со временемъ будетъ достойно ея древняго величія.

Р;чь о вліяніи легкой поэзіи на языкъ, читанная при вступленіи въ «Общество любителей русской словесности» въ Москв;
авторъ Константинъ Николаевичь Батюшковъ

Начало - далее...

Зера Черкесова   18.12.2021 00:28   Заявить о нарушении / Удалить
Изысканно. Старинный слог. Здесь подходит старое же слово "стушеваться". Скромность. И в то же время осознание своей значимости.
А о каком "возрождении из пепла" Рускаго государства и необходимости поощрения даже малых результатов творчества - Обществом - докладывает Константин Батюшков, вологжанин, кстати.

Зера Черкесова   18.12.2021 00:31   Заявить о нарушении / Удалить
Старое письмо читается легко.
А читая Николая Языкова - те же аллюзии.
Что-то произошло в Рускам госудрастве, чего сокрыли учебники истории...А сейчас альтернативщики пытаются реконструировать. Вот я тоже сейчас это ощущаю, читая уже первые абзацы старых писателей-поэтов до поушкинской поры. И учитывая, что Пушкин при всей его гениальности, все же не единственный, кто писал стихи и прозу, сейчас уже задаемся снова вопросом:почему Пушкин?
Обозначен основоположником руского лит. языка, словно до него русского языка не было!

Зера Черкесова   18.12.2021 00:34   Заявить о нарушении / Удалить
Как и в музыке. Каково было мое удивление, так же как Мариэтты Шагинян при открытии языка Батюшкова, Языкова, Баратынского...-так почему же Пушкин всех затмил?!
И я только открыв для себя Бортнянского, Евстигнея Фомина, Джузеппе Сарти(итальянец при русском Дворе)и пр.- поразилась:отчего считается будто до Глинки на Руси не было никакой музыки, кроме гуслей?
Да Глинка так не написал бы! Это же моцартовская музыка!

Зера Черкесова   18.12.2021 00:36   Заявить о нарушении / Удалить
Архаичность, я понимаю. Но отрицать великое культурное прошлое - почему?!

Зера Черкесова   18.12.2021 00:37   Заявить о нарушении / Удалить
http://stihi.ru/2021/12/05/9212
М. Шагинян. Поэт Н. Языков сильнее Пушкина
Зера Черкесова 2
Прочла заново статью "Три речи о Пушкине" 1937-го, юбилейного пушкинского года в "Этюдах о русских классиках".
"О языке Пушкина". Мариэтта Шагинян задается в очерке вопросом:почему основоположником литературного русского языка мы считаем Пушкина, и называем себя говорящими пушкинским языком, если ...Если разложив вокруг на столе томики стихов пушкинской поры мы испытаем "живеейшее удивление", как она пишет.
И далее:"Эти современники Пушкина говорят на блистательном русском языке. Некоторые из них пленяют такой свежестью и новизной речи, что вы невольно чувствуете их как бы даже выдвинувшимися вперед, дальше Пушкина в оригинальности словотворчества". И далее панегирик Языкову, называемому ею "Богатырь русской речи"!
Дельвиг, Вяземский, Баратынский...По мнению автора очерка писали стихи не менее значительные. Но почему Пушкин? Не стану лишать вас удовольствия прочтения "Этюдов о русских классиках" Мариэтты Шагинян, в частности "О языке Пушкина".

Зера Черкесова   18.12.2021 00:41   Заявить о нарушении / Удалить
Сложилась новая статья из моих откликов на давнюю публикацию, конечно очень слабую, как вот и Батюшков о себе...
"Мои занятия были маловажны, но безпрерывны".

заметим:безпрерывны. не беспрерывны.
Но если усердие есть достоинство...

Прекрасные воспитательные строки.

Зера Черкесова   18.12.2021 00:43   Заявить о нарушении / Удалить
Не счастье, но щастие.

интересно, что по-украиснки тоже щастье.
Откуда тогда современное счастье?

Зера Черкесова   18.12.2021 00:44   Заявить о нарушении / Удалить
В ту пору я писала неважно, но безпрерывно. И пусть усердие мое будет достоинством и вознаграждено - нынешней творческой плодовитостью, ибо перечитывая свое прошлого я вижу отчетливо, что даром годы мне все же не прошли "маловажных, но безпрерывных" стихирских трудов.

Зера Черкесова   18.12.2021 00:46   Заявить о нарушении / Удалить
Обозр;вая мысленно обширное поле Словесности, необъятные труды и подвиги ума челов;ческаго, драгоц;нныя сокровища Краснор;чія и Стихотворства, я съ горестію познаю и чувствую слабость силъ и маловажность занятій моихъ; но ут;шаюсь мыслію, что усп;хи и въ мал;йшей отрасли Словесности могутъ быть полезны языку нашему. Эпопея, Драматическое искусство, Лирическая Поэзія, Исторія, Краснор;чіе духовное и гражданское требуютъ великихъ усилій ума, высокаго и пламеннаго воображенія. Щастливы т;, которые похищаютъ пальму первенства въ сихъ родахъ: имена ихъ становятся безсмертными; ибо щастливыя произведенія творческаго ума не принадлежатъ одному народу исключительно, но д;лаются достояніемъ всего челов;чества. Особенно великія произведенія музъ им;ютъ вліяніе на языкъ новый и необработанный. Ломоносовъ тому явный прим;ръ.

далее о Ломоносове кусок еще вернутся.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:30   Заявить о нарушении / Удалить
Сей великій образователь нашей Словесности, зналъ и чувствовалъ, что языкъ просв;щеннаго народа долженъ удовлетворять вс;мъ его требованіямъ и состоять не изъ однихъ высокопарныхъ словъ и выраженій. Онъ зналъ, что у вс;хъ народовъ, и древнихъ и нов;йшихъ, легкая Поэзія, которую можно назвать прелестною роскошью Словесности, им;ла отличное м;сто на Парнас; и давала новую пищу языку стихотворному. Греки восхищались Омеромъ и тремя Трагиками, велер;чіемъ Историковъ своихъ, уб;дительнымъ и стремительнымъ краснор;чіемъ Демос;ена: но Віонъ, Мосхъ, Симонидъ, ;еокритъ, мудрецъ ;еосскій и пламенная Сафо были ув;нчаны современниками.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:32   Заявить о нарушении / Удалить
А почему до сих пор никто не заметил что в старой русской литературе Гомер назывался Омером?! См кусок выше из Батюшкова.
И озарение! Гомер если убрать Г(укр.)Омер. Омар Хайм.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Зера Черкесова   18.12.2021 01:35   Заявить о нарушении / Удалить
вот я и сделала открытие, читая полу-запретных, полу-уничиженных "древних" допушкинских.
Омер и Омар слишком подозрительное созвучие двух великих поэтов "древности"!

Зера Черкесова   18.12.2021 01:36   Заявить о нарушении / Удалить
А ведь читая Омара Хайама, причем НАУЧНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ЕГО ТЕКСТЫ, а также и стихи, я не ощущала их "древности". Напротив:поразительно современно всё звучит!
И уже тогда поставила под сомнение "тысячелетнюю" древность Омара Хайама.
И вот снова:у Батюшкова:Гомер назван Омером.
Так может потому и уничижены допушкинские - что много проговаривались того, что нам знать не положено?!

Зера Черкесова   18.12.2021 01:38   Заявить о нарушении / Удалить
Далее. Омар Хайам в офиц биографии написанной историком математики Юшкевичем и востоковедом Розенфельдом в советское время, называется "учитель науки греков"(перечитать эту книжку, хорошая книжка)- потому что он учил царей в том числе восточных(так в тексте)-учению Аристотеля.
Аристотель же греческий мудрец и энциклопедист.
опять подозрительно перекликается с "Омером" у Батюшкова.
Омар был связан с Грецией или был греком?!

Зера Черкесова   18.12.2021 01:41   Заявить о нарушении / Удалить
Это у Фоменко. Он обнаружил что одни и те же биографии ПОД РАЗНЫМИ ИМЕНАМИ И В РАЗНЫЕ ДАТИРОВКИ проходят по всей истории.

вот я сейчас обнаружила такую параллель, никто не обнаружил, мое открытие. Омар Хайам и Гомер - возможно одно и то же лицо! чьё имя по разному транскрибировалаось, исказилось.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:43   Заявить о нарушении / Удалить
обоих Омара и Гомера роднит связь с "древнегреческой литературой и философией". уже два совпадения.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:44   Заявить о нарушении / Удалить
"Если хочешь делать новые открытия - прилежно читай старые книги"

эта запись авторство которого утеряно красовалось в моей тетради выписок где-то с 1 курса.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:45   Заявить о нарушении / Удалить
значит два "древних" великих поэта(что перебор!!) носят одно имя с незначит. отличием, обьяснимым обычным чередованием гласных:
Омар - Омер.

А Хайам это что? может прозвище, может указание откуда пришел. Но имя одно!

Зера Черкесова   18.12.2021 01:47   Заявить о нарушении / Удалить
Гомер, стало быть, никакой не Гомер, а Омер.
а Г возможно ему припечатали чтобы был НЕУЗНАВАЕМ В ОБРАЗЕ ОМАРА!

Зера Черкесова   18.12.2021 01:48   Заявить о нарушении / Удалить
и ПОКОЛЕНИЯ ЧИТАЮТ гОМЕРА И ОМАРА ХАЙАМА и не сопоставляют! такова инерция нашего восприятия.
пока вот у Батюшкова не прочла:Омер. то есть резонно было бы счесть что в его-то старинное время Омера называли Гомером, ближе к украинско-малороссийскому, но нет:Омер.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:50   Заявить о нарушении / Удалить
Греки восхищались Омеромъ и тремя Трагиками, велер;чіемъ Историковъ своихъ, уб;дительнымъ и стремительнымъ краснор;чіемъ Демос;ена: но Віонъ, Мосхъ, Симонидъ, ;еокритъ, мудрецъ ;еосскій и пламенная Сафо были ув;нчаны современниками.
-----------------

каков слог! аж завидно что утеряли такую Изящную и умную Словесность с большой буквы!

Зера Черкесова   18.12.2021 01:52   Заявить о нарушении / Удалить
а кто эти поэты? обр вним на написание буквы Ф.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:53   Заявить о нарушении / Удалить
Вийон, Мосх?

Мосха не знаю. А Вийон каким тут боком?

Зера Черкесова   18.12.2021 01:54   Заявить о нарушении / Удалить
пламенная Сафо.

только сейчас догадалсь. Товарищи, Сафо это же София!
Софико. Софочка. Сонька.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:56   Заявить о нарушении / Удалить
мудрецъ ;еосскій

мудрец Феосский.

Феодосия. греч название города в Крыму.
Причерноморье было греческим. Меотида там же наша.

мудрец Феосский возможно из Феодосии?

Зера Черкесова   18.12.2021 01:58   Заявить о нарушении / Удалить
ага аг википедия Сафо названа в вики Сапфо.

во как искажают Гомер- он же Омер в аутентичном старо русском написании
Сафо чуяла что по др ее звали. да. Сапфо. опять лишняя буква и...другой ник.

Зера Черкесова   18.12.2021 01:59   Заявить о нарушении / Удалить
значит Батюшком называет ПОДЛИННЫЕ ИМЕНА а нас приучили к ИСКАЖЕННЫМ. чтобы мы не узнавали. ВОТ ТАК СТИРАЮТ ПАМЯТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ!

и конечно Са(п)фо которую легко было бы узнать как Софию если бы ее называли настоящим ее именем, отнесена к немыслимой древности до н.э.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:01   Заявить о нарушении / Удалить
Сапфо;, вар.: Сафо;, Са;фо (др.-греч. ;;;;;, ;;;;;; лат. Sapph;); родилась около 630 года до н. э. на острове Лесбос, умерла в 572 или 570 году до н. э.) — древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). Входит в число Девяти лириков. Стихи Сапфо сохранились во фрагментах, музыка Сапфо не сохранилась.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:02   Заявить о нарушении / Удалить
;;;;;; — буквально 'телёнок', скорее всего, прозвище; Мосх Сиракузский[1]) — древнегреческий поэт-буколик из Сиракуз, жил во II веке до н. э.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:04   Заявить о нарушении / Удалить
а ведь Мосхъ это старинное название МОСКВЫ
почему и удивилась, что за поэт о котором ни разу не слыхалИ. других хоть искаженно но слыхали об них.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:05   Заявить о нарушении / Удалить
Батюшков в нескольких абзацах "маловажных" своих трудов загадал нам столько загадок, а ткнула наугад в викитеке, на стихи, первым попалась эта Речь. и дальше не менее интересно.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:06   Заявить о нарушении / Удалить
по всей видимсти, никаких "древнегреческих" мудрецов и поэтов не было, а были РУССКИЕ - с какого перепугу что называется Ломоносов писл бы буколики в стиле Вергилия, а Батюшков восхвалял и сокрушался что сам ничтожен пред их величием- греческих авторов якобы.
и зачем "мертвые" греч и лат в русской школе были веками? ведь никто внятно это не объяснил.

а что если они учили родной язык и родных поэтов. которых потом перевели на "греческий" и стали они как бы чужестранцами? вот что угадала сама! раскумекала!

Зера Черкесова   18.12.2021 02:10   Заявить о нарушении / Удалить
а Русь в тьме вековой прозябала...

Зера Черкесова   18.12.2021 02:11   Заявить о нарушении / Удалить
Цицеронъ, Виргилій, Горацій, Титъ-Ливій и другіе состязались съ Греками. Важные римляне, потомки суровыхъ Коріолановъ, внимали имъ съ удивленіемъ; но Эротическую Музу Катулла, Тибулла и Проперція не отвергали. По возрожденіи Музъ, Петрарка, одинъ изъ учен;йшихъ мужей своего в;ка, св;тильникъ Богословія и Политики, одинъ изъ первыхъ создателей славы возрождающейся Италіи изъ развалинъ классическаго Рима, Петрарка, немедленно шествуя за суровымъ Дантомъ, довершилъ образованіе великаго нар;чія Тосканскаго, подражая Тибуллу, Овидію и Поэзіи Мавровъ, странной, но исполненной воображенія. Маро, Царедворецъ Франциска I, изв;стный по Эротическимъ стихотвореніямъ, былъ одинъ изъ первыхъ образователей языка Французскаго, котораго владычество, почти пагубное, распространилось на вс; народы, не достигшіе высокой степени просв;щенія. Въ Англіи Валлеръ, п;вецъ Захариссы, въ Германіи Гагедорнъ, и другіе Писатели, предшественники Творца Мессіады и великаго Шиллера, сп;шили жертвовать Граціямъ и говорить языкомъ страсти и любви, любим;йшимъ языкомъ Музъ, по словамъ глубокомысленнаго Монтаня. У насъ, преемникъ лиры Ломоносова, Державинъ — котораго одно имя истинный талантъ произноситъ съ благогов;ніемъ, — Державинъ, вдохновенный П;вецъ высокихъ истинъ, и въ зиму дней своихъ любилъ отдыхать со старцемъ ;еосскимъ.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:13   Заявить о нарушении / Удалить
а вот и прямые доказательства моей версии дальше у Батюшкова:

после развалин Рима

образовались
итальянский
французский
английский
немецкий
русский

Зера Черкесова   18.12.2021 02:15   Заявить о нарушении / Удалить
По возрожденіи Музъ, Петрарка, одинъ изъ учен;йшихъ мужей своего в;ка, св;тильникъ Богословія и Политики, одинъ изъ первыхъ создателей славы возрождающейся Италіи изъ развалинъ классическаго Рима, Петрарка, немедленно шествуя за суровымъ Дантомъ, довершилъ образованіе великаго нар;чія Тосканскаго, подражая Тибуллу, Овидію и Поэзіи Мавровъ, странной, но исполненной воображенія.

------------
То есть была поэзия мавров, были развалины Рима.
Петрарка следуя за Данте, довершили образование тосканского наречия, то есть литер. итал. языка.

а почему все время про литературный язык говорится, что кто-то его "создал" в одиночку? и у всех европейских народов.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:17   Заявить о нарушении / Удалить
Тибулл, Овидий - это были предшественники, но недальние. Были разванилны Рима.
Живопись развалин. Пиронези!!

Зера Черкесова   18.12.2021 02:18   Заявить о нарушении / Удалить
Маро, Царедворецъ Франциска I, изв;стный по Эротическимъ стихотвореніямъ, былъ одинъ изъ первыхъ образователей языка Французскаго, котораго владычество, почти пагубное, распространилось на вс; народы, не достигшіе высокой степени просв;щенія.

---------------
французское влияние как ныне аглицкое тлетворно на весь мир, где не было своей сильной нац. кульутры.
эротические стихотворения видимо у Батюшкова означает просто любовную лирику а не то что сейчас таковыми именуют.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:20   Заявить о нарушении / Удалить
Въ Англіи Валлеръ, п;вецъ Захариссы, въ Германіи Гагедорнъ, и другіе Писатели, предшественники Творца Мессіады и великаго Шиллера, сп;шили жертвовать Граціямъ и говорить языкомъ страсти и любви, любим;йшимъ языкомъ Музъ, по словамъ глубокомысленнаго Монтаня.
------------

В Англии в то же время охваченный глобальным процессом после некоей ВСЕМИРНОЙ КАТАСТРОФЫ, язык восстанавливал на уровне литературном(видимо плебс одичал) - поэт ВаллерЪ.

В Германии - Гагедорн

и другіе Писатели, предшественники Творца Мессіады и великаго Шиллера,

какой Мессиада?

Зера Черкесова   18.12.2021 02:24   Заявить о нарушении / Удалить
Клема;н Маро; (фр. Cl;ment Marot; 23 ноября 1496, Кагор — 13 сентября 1544, Турин) — известнейший французский поэт и гуманист эпохи Ренессанса. Симпатизировал Реформации.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:26   Заявить о нарушении / Удалить
Так чем же была "эпоха Возрождения"?! в действительности. вот Батюшков открыто почти пишет и понимает что его понимают! в первых строках потому про важность даже малых усилий по возрождению из пепла Рускаго государства!

Зера Черкесова   18.12.2021 02:27   Заявить о нарушении / Удалить
это 1816 год датировка его Речи.
после войны с Наполеоном?

какой урон Наполеон нанес России?

Зера Черкесова   18.12.2021 02:28   Заявить о нарушении / Удалить
У насъ, преемникъ лиры Ломоносова, Державинъ — котораго одно имя истинный талантъ произноситъ съ благогов;ніемъ, — Державинъ, вдохновенный П;вецъ высокихъ истинъ, и въ зиму дней своихъ любилъ отдыхать со старцемъ ;еосскимъ. По сл;дамъ сихъ Поэтовъ, множество Писателей отличились въ этомъ род;, по видимому столь легкомъ, но въ самомъ д;л; им;ющемъ великія трудности и преткновенія, особенно у насъ; ибо языкъ Русской, громкій, сильный и выразительный, сохранилъ еще н;которую суровость и упрямство, несовершенно исчезающія даже подъ перомъ опытнаго таланта, поддержаннаго наукою и терп;ніемъ.

Главныя достоинства стихотворнаго слога суть: движеніе, сила, ясность. Въ большихъ родахъ читатель, увлеченный описаніемъ страстей, осл;пленный жив;йшими красками Поэзіи, можетъ забыть недостатки и неровности слога,, и съ жадностію внимаетъ вдохновенному Поэту или д;йствующему лицу, имъ созданному. Во время представленія, какой холодный зритель будетъ искать ошибокъ въ слог;, когда Полиникъ, лишенный в;нца и внутренняго спокойствія, въ слезахъ, въ отчаяніи бросается къ стопамъ разгн;ваннаго Эдипа? Но сіи ошибки, поучительныя для дарованія, зам;чаетъ просв;щенный Критикъ въ тишин; своей учебной храмины: каждое слово, каждое выраженіе онъ взв;шиваетъ на в;сахъ строгаго вкуса; отвергаетъ слабое, ложно блестящее, нев;рное, и научаетъ наслаждаться истинно прекраснымъ. — Въ легкомъ род; Поэзіи читатель требуетъ возможнаго совершенства, чистоты выраженія, стройности въ слог;, гибкости, плавности; онъ требуетъ истины въ чувствахъ и сохраненія строжайшаго приличія во вс;хъ отношеніяхъ; онъ тотчасъ д;лается строгимъ судьею, ибо вниманіе его нич;мъ сильно не развлекается.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:30   Заявить о нарушении / Удалить
Главныя достоинства стихотворнаго слога суть: движеніе, сила, ясность.

Батюшков.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:32   Заявить о нарушении / Удалить
Красивость въ слог; зд;сь нужна необходимо и нич;мъ зам;ниться не можетъ. Она есть тайна, изв;стная одному дарованію и особенно постоянному напряженію вниманія къ одному предмету: ибо Поэзія и въ малыхъ родахъ, есть искусство трудное, требующее всей жизни и вс;хъ усилій душевныхъ; надобно родиться для Поэзіи; этого мало: родясь надобно сд;латься Поэтомъ, въ какомъ бы то ни было род;.

Зера Черкесова   18.12.2021 02:32   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензии за предыдущий день: 19.12.2021
Авторские анонсы


Рецензии