Сочинение Учитель в современном мире
Сочинение
Учитель в современном мире
Значение профессии учителя
Во все времена профессия учителя была одной из самых значительных и уважаемых. Учитель воспитывает новых членов общества, передаёт им знания старших поколений, развивает их мышление, побуждает на новые открытия, а значит – способствует развитию прогресса. Из этого следует, что от учителя зависит, какое будущее нас ждёт, какое общество придёт на смену нашему. Значение педагогической профессии для общества в целом огромно. Знаменитый деятель педагогической науки Ян Коменский писал, что «выше должности учителя не может быть ничего под солнцем»
Понятие «учитель» очень древнее, хотя само слово в русском языке появилось сравнительно недавно – в начале восемнадцатого века. Ранее учителя, чаще всего, обучали детей грамоте на основе духовных книг, поэтому учителями были люди духовного сословия, и обращались к ним «святой отец». Профессиональные же навыки передавали мастера, наставники.
Понятие учитель в широком смысле до сих пор продолжает включать в себя всё новые аспекты деятельности, в том числе и воспитание подрастающего поколения.
Великий русский педагог Ушинский писал: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо».
У слова «учитель» есть и другое значение. Учителем называют человека, который оказал огромное влияние на развитие личности человека или на развитие общества в целом. В современном педагоге эти два толкования должны слиться в одно. В идеале, каждый учитель должен быть выдающейся личностью, влияние которой должно оказать благоприятное воздействие на будущее нашей страны.
Современные требования к учителю
С быстрыми изменениями в современном обществе, возрастают и ускоряются требования к учителю, как к воспитателю и проводнику знаний. Это естественно, ведь и учитель, и ученики живут в современном мире, вместе со всем миром претерпевают все происходящие с обществом изменения.
Каждый преподаватель даёт ученикам знания своего преддмета, но, находясь в постоянном контакте с детьми, их родителями, другими учителями и администрацией школы осуществляет другие функции педагогической деятельности.
Функции педагогической деятельности:
1. Диагностическая функция – определение насколько ученик подготовлен к обучению, насколько высок уровень его воспитанности;
2. Прогностическая функция – умение педагога намечать общие направления воспитательной работы с каждым конкретным учеником;
3. Конструктивно-проектировочная функция – умение ставить цели обучения и воспитания каждого ученика в перспективе, умение подбирать необходимый учебно-воспитательный материал;
4. Организаторская функция – вовлечение всех учеников в учебно-воспитательный процесс, стимулирование их активности и мотивации;
5. Информационная функция – передача учителем ученикам необходимой научной информации, а также морально-нравственных норм и правил поведения в обществе.
6. Коммуникативная функция – умение научить детей доброжелательному общению между собой и со старшими;
7. Творческая функция – умение организовать педагогическую деятельность, как живой, творческий процесс.
Современный учитель должен быть знаком с передовыми педагогическими идеями и опытом своих коллег. Однако этого мало. Каждый современный педагог должен быть немного исследователем, он должен находить и использовать в своей работе новые методы и приёмы, для того, чтобы детям было интересно учиться.
Этот процесс взаимозависимый – если учитель подходит к своей профессии творчески, если работа доставляет ему удовольствие, то и школьнику с удовольствием идут в класс.
В современном обществе педагогика изучается на многих специальностях в высших учебных заведениях, так как роль её неуклонно возрастает.
Даже инженерно-технические специальности невозможно представить без изучения педагогики.
Педагогика просто необходима специалистам, которые работают с обществом – журналистам, работникам радио, прессы и телевидения, деятелям искусства, литературы и кино. Эти люди не менее, чем профессиональные учителя влияют на то, каким будет общество в будущем. Великий русский мыслитель и фантаст Иван Ефремов в ответ на вопрос «как можно на Земле создать общество гармонии, красоты, добра и любви?» в своё время ответил: «Это возможно тогда, когда профессии учителя и врача сделаются ведущими по отношению к другим»
Как говорят учёные-педагоги, в наше время надо пелагогизировать само общество, развить влияние педагогов, воспитателей на исскуство и средства массовой информации, которые, к сожалению в данный момент имеют скорее отрицательное влияние на подрастающие поколения.
Государственная политика должна повернуться лицом к учителю, государство должно в полной мере оценить его нелегкий труд, поднять престиж педагогической профессии.
Факторы препятствующие успешной педагогической деятельности
К сожалению, деятельности учителя и педагогического коллектива в целом в наше время препятствуют многие отрицательные факторы:
1. Недостаток качественных детских фильмов и печатной продукции;
2. Низкое качество информационных продуктов и произведений искусства, предназначенных для семейного пользования;
3. Засилье отрицательной информации на телевидении, сцены насилия и откровенной эротики, которые демонстрируются в дневное время и могут быть увиденными детьми;
4. Культ наживы, денег, отсутствие морально-нравственных ориентиров в обществе;
5. Доступность компьютерных игр с использованием сцен насилия и убийства;
6. Недостаточное количество бесплатных детских и подростковых клубов и кружков по интересам.
В этих условиях ребёнку очень трудно давать правильную оценку окружающему его миру, так как у школьника ещё не вполне сформировалась система ценностей. Поэтому роль учителя нельзя переоценить. Учитель – это маяк, который указывает ученикам верное жизненное направление.
Огромное значение работы учителя и при общении с родителями учеников. Опытный, неравнодушный преподаватель и воспитатель может дать хороший совет родителям, проконсультировать их в трудной ситуации.
К сожалению, из-за недостаточного финансового обеспечения учителей в педагогические вузы идут не всегда те люди, у которых есть дествительно желание стать учителем. Часто туда поступают по остаточному принципу те, кто не добрал баллы при поступлении в другие высшие учебные заведения. Более 40 процентов выпускников не приходят в школу и используют обучение педагогике, как получение хоть какого-нибудь диплома.
Это приводит к низкой социальной оценке педагогического труда. В наше время не редкость явное неуважение и даже хамство в адрес учителя не толоько со стороны родителей, но даже со стороны учеников.
Повышение престижа профессии учителя привело бы к поступлению в педагогические вузы действительно талантливой, увлечённой молодёжи, что в конечном счёте положительно отразилось бы на обществе в целом.
Качества необходимые для современного учителя
В педагогике не должно быть случайных людей. Те, кто поступают на педагогическую специальность, должны быть абсолютно убеждены в том, что не мыслят без педагогики свою жизнь. К.Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением». Учитель, у которого нет собственных твёрдых убеждений, не может воспитать настоящего человека, так как сам является только бездумным исполнителем чужих приказов.
Не менее, чем собственные твёрдые убеждения современному учителю необходим широкий кругозор. Сейчас лети имеют широкий доступ к самым разным областям знаний. Учитель должен направить детский интерес в нужное русло, структурировать полученную детьми информацию, научить школьников правильно интерпретировать полученные знания. Для этого он сам должен быть всесторонне образованным, интересным человеком.
Однако, наличие богатых теоретических знаний и педагогического таланта и твёрдых убеждений ещё мало, для того, чтоб стать хоргошим учителем в современном мире. Необходим практический опыт, чёткие педагогические навыки. Нужно уметь общаться с учениками, увлечённо излагать материал, красиво писать, выразительно читать художественный текст, рисовать, красиво одеваться и двигаться. Всё это – составляющие успешной работы учителя.
Современный учитель обязательно должен обладать чувством юмора. Без этого он не сможет завоевать уважение своих учеников. Юмор – один из многих мощных педагогических инструментов. Станислав Ежи Лец писал: “Когда обезьяна рассмеялась, увидев себя в зеркале, — родился человек”. Очищающий смех может помочь разрядить напряжённую ситуацию в классе, настроить учеников на позитивный лад.
Но, пожалуй, самым главным педагогическим качеством современного учителя является готовность самому постоянно учиться и совершенствоваться. К.Д. Ушинский писал: «Учитель живет до тех пор, пока учится». Современная эпоха предполагает непрерывность педагогического образования. Учитель должен ежедневно получать новые общие и профессиональные знания, быть в курсе интересов своих учеников, знать современные тенденции в науке, технике, искусстве и моде. Мотивом для саморазвития педагога должно быть не желание профессионального соответствия современным потребностям школы, а собственная потребность развивать свою личность, свой интеллектуальный потенциал и духовный мир.
Для учителя, который имеет свою семью, это, конечно, непросто. Поэтому учительский труд в наше время сродни подвигу. Он требует огромных затрат времени, сил, полной самоотдачи. Хороший учитель знает о своих учениках не меньше, чем их родители, он с интересом и удовольствием организует для них поездки, экскурсии и другие виды деятельности. Он симпатизирует им, защищает их перед администрацией школы, а иногда и перед родителями.
С.Л. Рубинштейн писал: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается».
К сожалению, таких учителей в жизни каждого из нас единицы. Но именно их мы помним всю жизнь и сохраняем в своём сердце благодарность этим людям до конца своих дней.
Свидетельство о публикации №121122002634