Змеиная мудрость
Быт.3;1 «Змей был хитрее всех зверей полевых». Слово переведённое здесь как «хитрее» (ивр. кохам) означает и «хитрее», и «умнее», и «мудрее». Змеи – вид пресмыкающихся, происшедший от ящериц, действительно отличаются чрезвычайно тонким поведением и изощрёнными реакциями. Бог называет змея самым мудрым из всех полевых зверей. Видимо поэтому сатана избрал его в качестве проводника его воли. Змей не был страшен жене, потому что все звери в раю, как говорит Иоанн Златоуст, признавая свою подчинённость человеку, были ручными и кроткими. То, что жена нашла речь змея разумной, также должно было привлечь жену к тому, чтобы слушать речь змея. Сатана, задавший через змея вопрос жене, пригласил её этим к самостоятельному рассуждению на тему «Бог и Его заповедь». Самостоятельное мышление замечательная и полезная вещь, но у него есть границы, особенно в вопросах веры, в которых приоритет и критерий истины –– Божие слово. Об этом говорит Писание. Пр.3;5-8: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». Мтф.16;17: «Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Не рассуждение на основе данных чувственного восприятия, а слово знания от Бога в духе открыло ему это. Иак.4;13-17: «Послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Грех тому, кто, зная свою зависимость от Бога, думает и действует без оглядки на Него. Безоглядное полагание на свой разум есть надмение, есть зло. Имея подобие греховной плоти (Рим.8;3), Иисус Христос говорил (Ин.5;30): «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Искать волю Отца. Для нас, призванных жить по благодати, благодать не только желанна и мила, но и жизненно необходима, ибо если мы живём по благодати Святого Духа, то будем живы (Рим.8;1,4,13), а если по плотской мудрости (2Кор.1;12), то умрём. Невинные люди искали волю Отца. Направление их сердца, их жизни было искать волю Отца, водиться Богом. Водимые Богом пророчествуют. Адам в раю говорит пророческое слово (Быт.2;24): «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть», и согрешивший Адам (Быт.3;20) пророчески даёт имя жене Ева (Жизнь), «ибо она стала матерью всех живущих».
Рецензии