2005-09-25 Иванов Виталий. Генетическая память

Пути «Электрички». Обсуждения на сайте Рифма.ру, 2004 - 2012 года/ Составил Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2021.– 382 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4226/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/eail/hysi/
-------------------------------------------------

2005-09-25 Иванов Виталий. Генетическая память
________________________________________

Генетическая память

Кружат ночью кошмарные сны.
Миллиарды каких-то талонов…
Кто-то страшно кричит мне: «Мясник,
Ты убил шестьдесят миллионов!»

Кто-то злобный визжит: «Наконец!
Жил, как сволочь… Хоть кончи достойно!»
Крутит яйца сынишка-стервец…
Очень больно! Ну, очень уж больно!..

Вижу, мертвых летит эшелон -
Нет конца кольцевому этапу! -
По стране, заключенной в бетон,
В нем вредители: мама и папа.

Я врагов и друзей победил -
Расстрелял, заморозил, зарезал…
Что же ночью из общих могил
Мертвецы милой родины лезут?!..

Желание

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=6225
------------

Я хочу, чтоб меня расстреляли
У высокой-высокой стены;
Чтоб вокруг часовые стояли
Никому не известной «вины».

Чтобы рядом березки шумели,
Свежий ветер глаза мне слезил;
А в груди – тонко струны звенели,
От избытка желаний и сил!

Чтоб мгновенья годами казались,
И природы понять голоса;
Чтобы ласково мне улыбались
Издалёка любимой глаза.

Чтоб веселая песня звучала,
И горячая капала кровь…
И чтоб было сто жизней мне мало,
Чтобы жизнью насытиться вновь!

1978

* * *

Мы глядим отягченными взорами,
Точно в жизни вкусили всего.
Но бродили мы – между заборами,
За которыми нет ничего!..

1990

________________________________________
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Глейзер Имануил, Дулевская Жанна, Васильева Ирина, Габриэль Александр, Конева Елена, Шляхова Надежда, Суворов Александр, Мельник Александр, Ливнева Людмила, Коркин Владимир, Ауров Евгений, Сафин Михаил (Шрайк), Меломедов Владимир, Администратор, Гойзман Владимир, Зимовец Елена, Лохматова Татьяна, Конева Елена, Тищенко Михаил, Островский Семён, Стрелец Вик

Комментарии не сохранились, авторы удалены или ушли с сайта: Дмитрий Артис, Стогов Ларик, Дрозд Дмитрий
________________________________________

Всё ясно. Кровожадность без прикола.
Расстрельщик знает толк в труде своём.
Переизданье мудрых «Протоколов»
Он под подушку прячет перед сном.

:((((((((((((((((((((((

Глейзер Имануил 25.09.2005 23:42
--------------------------------

Тяжкая память...

Дулевская Жанна 26.09.2005 00:03
--------------------------------

Ой, ужасти какие, Виталь!!!

И чего-то про сынишку непонятно.
____________________

Одна радость - дата под стихом!

:)

Васильева Ирина 26.09.2005 00:08
--------------------------------

По-моему, очень трудно достойно кончить, если вам крутят яйца... :-))

Габриэль Александр 26.09.2005 02:03
--------------------------------

Ох...как...
Да уж...
Тяжко...

Конева Елена 26.09.2005 03:15
--------------------------------

Дмитрий Артис
Стогов Ларик

:) А то!

Иванов Виталий 26.09.2005 09:21
--------------------------------

Надо ли говорить, что в стихотворении речь идет о литературном герое (т.е. ЛГ) ? Сам автор никого не резал, не морозил и не расстреливал… Соответственно, сынишка ничего ему не крутил. И даже ЛГ все это только приснилось, в страшном кошмаре!

Ответственно так же заявляю, что автор никогда никого не просил, чтоб лично его расстреляли. Или кого-то другого. Тем более не просит сейчас. Ни у высокой стены, ни в любом другом месте, из любого вида оружия.

А то, вижу, кое-кто хочет понимать буквально каждое мое слово!

А тех, кто этого не понимает, ЛГ настоящей подборки вполне может повесить за… что-нибудь, без каких-либо шуток. Т.к. он шутит лишь с теми, кто понимает; с теми же, кто шуток не понимает, он не любит шутить!

Дулевская Жанна
Васильева Ирина
Дрозд Дмитрий
Габриэль Александр
Конева Елена
Глейзер Имануил

Спасибо всем!

Иванов Виталий 26.09.2005 10:11
--------------------------------

Ох, не знаю, Виталь... Ваша память умозрительна, по-моему. Вряд ли генная память так всеобъемлюща. А вот отцовские рассказы о том, как приходил эшелон здоровых, крепких людей, а месяца через три от него оставалась сотня людей, остальные умирали от голода... Да, это видение меня до сих пор мучит. И простая цифра - отец, освободившись из лагеря весил 40 кг...

Шляхова Надежда 26.09.2005 14:57
--------------------------------

Надежда!
У меня дед по отцу 25 лет провел в лагерях. А по матери из 7 братьев деда только он да младший дожили до преклонного возраста. Мало что мне рассказывали, увы. Боялись тогда, а сейчас уже и нет никого.

Спасибо, Влад.

Иванов Виталий 26.09.2005 15:39
--------------------------------

Мы все в ответе за свою Родину.
Это мы ее сделали именно такой, какая она есть. Наши желания толкнули ее в новое рабство, под копыта нового Ига, еще более страшного, чем татарское и польское нашествия. Тогда спасла нерушимая Вера в Спасителя. Что сегодня - вера в золотого тельца! Но эта вера ведет в тамтарары где нет Бога!
Только праведнику дано увидеть во сне невинно убиенных, только ему откроется ответ на вопрос: по чьей воле в России уже свыше ста лет восстает брат на брата и сын на отца, а Вера в Бога заменена желанием!
Спасибо за стихи, Виталий.

Суворов Александр 28.09.2005 11:20
--------------------------------

Да, Александр. Все мы в ответе… То, что было, не изменить, но надо как следует разобраться, что же произошло. Сегодня – наша ответственность. От нашей искренности, дел, мнений зависит будущее России. И здесь надо быть честными до конца. Только Честь и Достоинство может победить ложь и предательство, равнодушие...
СПАСИБО !

Иванов Виталий 28.09.2005 11:55
--------------------------------

Проблема в том, по-моему, что такая генетическая память и чувство вины встречается лишь у очень немногих. Народ же в основной своей массе легко свалил всё на одного Сталина и его окружение. Мы не виноваты, мы не хотели! Хотя стрелял и крутил не Сталин, а чей-нибудь очень даже уважаемый дядя или дедушка.

Мельник Александр 29.09.2005 12:04
--------------------------------

Великолепно написано, Виталий!
Эх, буквализм-буквализм. :) (улыбаюсь).

Ливнева Людмила 29.09.2005 12:07
--------------------------------

Александр!
Народ не так глуп. То, что показывают по телевидению, пишут в газетах и т.д., не всегда соответствует действительности.
Я живу в Санкт-Петербурге, общаюсь с людьми… Да, мнения разные, но уже практически нет слепой веры в «идеалы революции», или Сталина - вождя и спасителя от красных ленинских «комиссаров», фашистов, или, наоборот, Сталина - виновника всех несчастий страны, допустившего немцев до Волги, уничтожившего миллионы людей, десятки миллионов… Нет слепой надежды и на современную российскую «демократию».
На мой взгляд, в целом идет процесс освобождения сознания от навязываемых догм, тех или иных, постепенно прорисовываются плюсы и минусы исторических событий и личностей. Повторюсь, да, мнения разные, но никто уже не мажет все одной краской – черной, красной, белой, коричневой… И это уже хорошо.

Иванов Виталий 29.09.2005 12:33
--------------------------------

Спасибо, Людмила!
Я редко на такие темы пишу, а здесь – вылилось как бы само собой.
Стихи разных лет, но захотелось вот их связать.

Иванов Виталий 29.09.2005 13:10
--------------------------------

Виталий я не буду вдаваться в дебри сути стихов, потому что видение исторического процесса обычно заканчивается уже на следующий день после события. Назавтра оно уже превращается в воспоминание, а послезавтра - в домыслы и легенды... Но основное мерило - это совесть человеческая, о чем и говорит автор...
В принципе основная идея ясна, но весь сыр-бор, скорее, из-за технического исполнения.
Вторая строфа первого стиха сильна как эмоциональная составляющая, но мне она показалась лишней, потому что уводит от основной идеи, - убери ее, и стих только приобретет законченную ясность... (мнение мое как читателя и не претендует на истину в последней инстанции)
Второй стих более целен. Но есть чисто технические помарки, которые легко устранимы:

«И природы понять голоса» лучше продолжить как ряд перечисления:
«Чтоб природы понять голоса»

«А в груди – точно струны звенели»
Здесь желательно уйти от неопределенности, ну хотя бы так:
«А в груди тонко струны звенели»

А вот последняя сторфа, по-моему, нуждается в основательной переделке...
Что-то в ней не так...
Может, как вариант:

Чтобы весело песня звучала,
Чтоб играла горячая кровь,
Чтобы жизнь сотню жизней вмещала,
Повторяясь во мне вновь и вновь...

Но автор есть автор и все сказанное выше по технике исполнения - его прерогатива...:)

Коркин Владимир 30.09.2005 15:02
--------------------------------

Владимир!

Все так. Споры по толкованию исторических событий в России, как правило, подразумевают вИдение сегодняшнего и перспектив. Я в стихах фиксирую внутреннюю картинку, фотографию души, ничего не придумываю специально. Вот так получилось…

По технике.

Второе четверостишие в первом стихе добавляет конкретики, прослеживает тенденцию из прошлого, через настоящее в будущее. От родителей до детей, продолженье кошмара… в развитии. Да, оно, может быть, несколько… перебарщивает. Но ведь это лишь сон. Убрать его, стих потеряет, хотя станет более гладким, для кого-то приемлемым… Не знаю, пока не хочется.

«Чтоб природы понять голоса» – «чтоб», «чтобы» и так очень много в стихотворении.

А вот «тонко струны звенели» - да, может быть, и хорошо. Учту! :)

И последнее четверостишие… нет, мне видится так. Авторский вариант более соответствует, на мой взгляд, первой строчке.

Огромное СПАСИБО, Владимир, за отклик и конкретные, неравнодушные замечания! Буду думать еще.

С искренним уважением и признательностью,

Виталий Иванов

Иванов Виталий 30.09.2005 15:49
--------------------------------


Ну что ж, генетическая память телу присуща это точно! Хорошие стихи!
С теплом, Джонни

Ауров Евгений 06.10.2005 20:45
--------------------------------

СПАСИБО, Джони! :)

Иванов Виталий 06.10.2005 21:11
--------------------------------

Взаимно, Ген. Что-то плохо совсем с балами. Не понимаю, честно сказать… С увеличением возможной оценки, я все меньше могу их поставить. Вначале мог поставить только 1 бал, потом 2, теперь вот – 4… А общая сумма предоставляемых балов не увеличивается! Где-то 30 раз могу поставить оценку за неделю! Т.е. всего по 4 оценки в день! Конечно же, балы уходят в первые дни, как не держись…
С ужасом думаю, что будет, когда смогу ставить пятерки. :(((

А стиши, да неоднозначные… Они все разные у меня. Таких больше нет. :)

Иванов Виталий 07.10.2005 15:51
--------------------------------

Жестока память.. тем жестче - генетическая..

Только вот говорят, что нужно не одно поколение, чтобы генетика заметно изменилась..
:)

Сафин Михаил (Шрайк) 11.10.2005 17:42
--------------------------------

А так и есть, Михаил… То ли будет еще! Сначала наяву разберемся, что было, а потом это понимание еще изменит в нас несколько генов. Дай бог, в лучшую сторону! :)

Иванов Виталий 11.10.2005 20:42
--------------------------------

Я согласен с А. Суворовым («Мы все в ответе за свою Родину. Это мы ее сделали именно такой, какая она есть»). Мало кому из живших при советской власти вспомнится, что все мы голосовали «за» на комсомольских собраниях.
Касательно техники.
В третьем катрене первого стиха «эшелон» и «в нем» разнесены слишком далеко.
Образы второго катрена второго стиха звучат несколько штамповано.
А смысла строк:
«Чтоб мгновенья годами казались,
И природы понять голоса;» - понять просто не могу. Казались понять?..
Впрочем, критиковать старые стихи - занятие недостойное.

Меломедов Владимир 12.10.2005 00:32
--------------------------------

Меломедов Владимир.

Все виноваты, согласен. И мы – в первую очередь, потому что сегодня – время нашей ответственности.

По технике.

Насчет третьего катрена могу согласиться. Действительно, фраза построена не лучшим образом. Полагал, что сойдет, но, видно, надо все-таки переделывать.

Насчет «штампованности второго катрена – нет, не думаю, что это так. Возможно, он чересчур прям, вызывающ, режет какие-то моральные внутренние устои… Последние. :) Это, да. Но таково стихотворение в целом - нацелено задеть за живое.

«Чтоб мгновенья годами казались» и «природы понять голоса» - по сути, два разных предложения, через запятую. Хочу, «чтоб мгновенья годами казались», каждое мгновение – длинной с год, или вечность… Что же тут непонятного?

Спасибо за конкретные замечания и живой интерес. Для меня именно такие комментарии самые ценные.

А то, что стихи старые, не имеет значения. Поэзия вне времени, и, пока жив автор, нет окончательных вариантов. Я все стихи правлю, если возникает необходимость – внутренняя или же внешняя. :)

Иванов Виталий 12.10.2005 10:19
--------------------------------

Виталий,
После Вашего объяснения мне стал понятен смысл третьего катрена. Сбивает с толку, что в конце второго катрена стоит не двоеточие, а восклицательный знак. Кроме того, если бы вместо «и природы» стояло «чтоб природы», смысл был бы прозрачнее.
Касательно вины и ответственности хочу добавить также, что поиски виновных (даже в лице себя самого), к сожалению, не решают проблем, а наоборот, отвлекают от их решения. Таково моё мнение.

Меломедов Владимир 12.10.2005 20:17
--------------------------------

Тут двоеточие не годится, Владимир. Собственно, с первого катрена идет перечисление, в основном объединяемое в группы по две строки, а связки – «чтоб», «чтобы»… Был вариант между всеми катренами (1-2, 2-3, 3-4) поставить точку с запятой, может, оно было бы понятней и лучше. Но мне захотелось поставить где-то восклицательный знак, где-то точку… А то, что это перечисление, казалось, понятным. Честно сказать, первое встречаю непонимание… Эх, сколько людей, столько мнений!.. :)

Начинается стих:
Я хочу, чтоб меня расстреляли
У высокой-высокой стены…

Кончается:
(Чтоб) И сто жизней мне было бы мало,
Чтобы жизнью насытиться вновь!

Вот зачем я хочу, чтоб меня расстреляли – ощутить жажду жизни! Вся середина об этом и она же - подход к двум строчкам последним, кульминации.

«чтоб природы» - лучше не ставить, и так много «чтоб», будет явный перебор.

Вообще, стих (любой) настолько хрупкий организм, что любое неверное слово может из него сделать калеку. Я так вот вижу. :)

Безусловно, только виниться – бесперспективно. Дело надо делать, согласен. И дело, на мой взгляд, не в поиске «виноватых» - в поиске исторической правды. Ложь – раковая опухоль в сознании человека и, тем более, общества. Духовный организм России смертельно болен, и лечить его можно лишь правдой. На мой взгляд… Не надо ее бояться.

Иванов Виталий 12.10.2005 23:27
--------------------------------


Произведение перевыставлено.

Администратор 10.11.2005 21:18
--------------------------------

И сто жизней мне было бы мало,
Чтобы жизнью насытиться вновь!
!!!!!!!!!!

Олгерт Ольга 10.11.2005 21:44
--------------------------------

Жуткие картинки память рисует...
!!!

Гойзман Владимир 10.11.2005 21:52
--------------------------------

Да, Оля, бывает… Бывало по-разному. Чтобы сто раз жить, надо сто раз умереть. :)
А бывает, что просто хочется умереть, и жить снова – не хочется.
С трудом заставляешь себя дожить до того момента, пока снова захочется ЖИТЬ. И чтоб сто жизней было бы мало!
Ведь, если мы живем, значит, это кому-нибудь - нужно… :)

СПАСИБО !

Иванов Виталий 10.11.2005 21:54
--------------------------------

Генетическая… Это нас возили в этих мертвых теплушках… И расстреливали у стенки. А теперь надо оставшимся – сто жизней прожить.

Спасибо, Володя!

Иванов Виталий 10.11.2005 21:58
--------------------------------

Виталий, интересная тема… В первом сюрреалистичная картинка... генетика, - с ней не поспоришь :)
Во втором хорошо состояние передано, читаешь и чувствуешь… Интересные стихи

Зимовец Елена 11.11.2005 17:33
--------------------------------

Спасибо, Лена.

Иванов Виталий 11.11.2005 21:04
--------------------------------

Произведение перевыставлено.

Администратор 22.11.2005 21:52
--------------------------------

Да-а... Хочется верить, что это все в прошлом. Жутко. И как это люди все вынесли? Не приведи, Господи!

Лохматова Татьяна 22.11.2005 22:33
--------------------------------

Виталий, неужели эти стихотворения написаны в 1978, когда «экономика была экономной», когда, глядя бровастого, чмокающего генсека, было стыдно и страшно?
Понравились оба стихотворения!
Спасибо!

Конева Елена 23.11.2005 00:48
--------------------------------

Лохматова Татьяна

Сегодня тоже много «хорошего» происходит. В семидесятые по крайней мере рождаемость была выше смертности. А сейчас? А сейчас мы не можем позволить себе такие желания – «чтоб меня расстреляли». :( Поэтому будем бороться и стоять до конца! Или Начала. :)
Спасибо, Татьяна!

Иванов Виталий 18.12.2005 15:08
--------------------------------

Конева Елена

«Я хочу, чтоб меня расстреляли» - 1978 г.
«Генетическая память» - 1990 г.
Все думалось, удивится однажды кто-нибудь году написания первого стихотворения? Или нет? Нашелся такой человек все-таки… :)

Спасибо, Лена!

Иванов Виталий 18.12.2005 15:13
--------------------------------



Мы глядим отягченными взорами,
Точно в жизни вкусили всего.
Но бродили мы – между заборами,
За которыми нет ничего!..

Вот точная характеристика эпохи(((

Тищенко Михаил 02.12.2006 00:56
--------------------------------

Спасибо Михаил!

Иванов Виталий 02.12.2006 10:40
--------------------------------



Прочитала и послушала стихи. Отлично!) Пять!)

Закс Полина 11.11.2010 23:34
--------------------------------

Спасибо, Полина! За честность и взвешенную поддержку! :)

Иванов Виталий 11.11.2010 23:50
--------------------------------

Здорово!!!
Спасибо!!!
:)

Островский Семён 13.11.2010 08:25
--------------------------------

Спасибо, Семён! :)

Иванов Виталий 15.11.2010 10:07
--------------------------------

Виталий, сильно и глубоко. Более всего пришлось по сердцу «Желание».

Юдовский Михаил 15.11.2010 19:20
--------------------------------

МИХАИЛ !
Искренне рад дружескому пониманию. И признанию! :) Спасибо!
А «Желание» - тоже мне больше нравится, одно из моих самых любимых. Впрочем, не знаю, надо ли сбываться таким желаниям. :)

Иванов Виталий 15.11.2010 19:54
--------------------------------

Отлично, Вит! Молодца! :-))))

Стрелец Вик 20.11.2010 18:03
--------------------------------

Рад, что заглянул, Вик. Благодарю!

Виктор, Борис, Алексей
СПАСИБО !

Иванов Виталий 21.11.2010 22:10
--------------------------------


Рецензии