Колокол и аквариум
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
В этом стихотворении Бусона незаметно отсвечивает банальный, но непростой вопрос, с которым рано или поздно сталкивается каждый человек: "Как найти себя в жизни?" Этот вопрос дремлет как бабочка на грузном колоколе бубнящего ответа. Бусон такой замечательный японский поэт, его хайку порой так невинны, так лаконичны, так выпукло многозначительно просты.
Как найти себя? А может сначала оглядеться вокруг? Увидеть то, что "не ты", разглядеть, всмотреться в не-себя? Не менее замечательный поэт, Николай Рыленко, мне кажется, призывал как раз-таки к этому простейшему действию: "Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться..."
Проблема поиска себя в жизни возникает, когда слишком много нас. Это немного парадоксально, но это так. Куда ни ткнись, там мы. Нас слишком много. Мы начинаем уставать от паттернов своего мышления, от шаблонности или, наоборот, эксцентричности своих поступков, куда-то проваливается, проседает чувство осмысленности происходящего. Живое такое чувство осмысленности, с яркими и живыми проницательными глазами. Наша жизнь становится похожа на просевший старый диван, скрипящий уставшими пружинами или, точнее, тем, что от них осталось.
Мы понимаем, что там, где мы — там, в действительности, нас нет. Что-то странное начинает происходить, наше подспудное чувство бытия показывает нам наше странное такое состояние одиночества, когда мы погружены в него без нас самих. Одиночество есть, а нас нет. Как аквариум без рыбок. Всё есть, все есть, но нас нет. Кому нужен такой аквариум? Зачем он? Это действительно, странно.
Если аквариум все же есть, а нас нет? Тогда что? И если даже рыбки появятся, то кому и зачем все же понадобился этот странный аквариум?
Мир непрямолинеен, непрост. Во многих казахских народных сказках рекомендуется идти к цели не прямой и кратчайшей дорогой, но самой длинной околесицей добираться. И тогда, по странному сказочному рецепту, приходит успех. Обычно наша жизнь, мы сами представляем собой грузный колокол, и когда хотим найти себя, то только очень острое, натренированное и опытное зрение жизненного игрока может заметить легкую, махонькую бабочку порхающего истинного "я" на самом краю колокола жизненных обстоятельств, жизненных перипетий. Ребенок с врожденным чувством прекрасного внезапно с восторгом заметит эту кричащую гармонию невесомой диспропорции в жизни, возле какого-нибудь древнего колокола. А старец, умудренный жизнью, видит такие колоколы в каждом человеке. Просто у каждого свой колокол. У каждого своя бабочка.
Где-то у Макса Волошина я встречал изречение: "Вход не для всех, но для каждого!" Кажется, в его незабываемых "Ликах творчества". Так вот, когда нас слишком много — мы это все. А вот когда мы видим свою бабочку — тогда речь уже идет о кристаллизации индивидуальности, духовно-пустотной индивидуальности, индивидуальности динамической пустоты. Наша японская модель-метафора и есть тот самый аквариум, который мы можем наполнить такими вот ниргунистыми рыбками-индивидуальностями.
Возникает как бы предупреждение: не спешить разрушать аквариум, пока не стали каждым! Всему свое время. Сначала обнаруживается бабочка. Вспоминаются моменты прекрасного. Когда мураши бегают по коже и хочется плакать неведомо от чего. В эти моменты нас касается наша бабочка динамической пустоты.
И когнитивным искажением оказывается называние самой обычной жизни "иллюзией". Просто обнаружить себя грузным колоколом. У него есть свой тембр, свое собственное величественное или тревожно-пронзительное звучание. Воспринимать жизнь на слух. Быть антенной смысла.
Внезапно обнаружить красоту незамысловатых будней, обрести ощущение невероятно мощного счастья от привычных вещей, звуков, повадок близких людей.
А как найдётся жизнь — не забыть покормить рыбок!
А хайку просто прекрасно...
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
г.Нур-Султан, 2018-2021-2022 гг.
Свидетельство о публикации №121121901832