Гении музыкального мира Часть 7
периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св.Фомы руководил
исполнением кантаты,тема которой выбиралась согласно лютеранскому календарю.Хотя
Бах исполнял и кантаты других композиторов,в Лейпциге он сочинил как минимум три
полных годовых цикла кантат,по одной на каждое воскресенье года и каждый
церковный праздник. Кроме того,он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре
и Мюльхаузене.Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику,из
которых только 200 дошли до наших дней(последняя - в виде единственного
фрагмента).
Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке.Некоторые из них
написаны для одного голоса,некоторые - для хора;некоторые - для исполнения
большого оркестра,а некоторые - всего несколько инструментов.Однако наиболее
часто используемая модель такова:кантата открывается торжественным хоровым
вступлением,затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов,а
завершается все хоралом.В качестве речитатива обычно берутся те же слова из
Библии,что читаются на этой неделе по лютеранским канонам.Завершающий хорал
часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей,а также
иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus.Наиболее известными из
духовых кантат Баха являются "Christ lag in Todesbanden"(номер 4),"Ein feste
Burg(номер 80),"Wachet auf,ruft uns die Stimme)(номер 140)и "Herz und Mund und
Leben"(номер 147).Кроме того,Бах сочинил и некоторое количество светских
кантат,обычно приуроченных к каким - либо событиям,например к свадьбе.Среди
самых известных светских кантат Баха две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная
кантата и Крестьянская кантата.
Пассионы,или страсти.Страсти по Иоанну(1724)и Страсти по Матфею(ок.1727)-
произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий,предназначенные
для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св.Фомы и Св.Николая.
Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха.
Известно,что Бах написал 4 или 5 пассионов,но только эти два - полностью дошли
до наших дней.
Первым описанием жизни и творчества Баха стала работа,выпущенная в 1802 году
Иоганном Форкелем.Составленная Форкелем биография Баха - основана на некрологе
и рассказах сыновей и друзей Баха.В середине 19 века интерес широкой публики к
музыке Баха возрос,композиторы и исследователи начали работу по собиранию,
изучению и изданию всех его произведений.Заслуженный пропагандист произведений
Баха Роберт Франц опубликовал несколько книг о творчестве композитора.Следующим
капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты,изданная в 1880 году. В
начале 20 века опубликовал книгу немецкий органист и исследователь Альберт
Швейцер.В этом произведении,кроме биографии Баха,описания и анализа его
произведений,много внимания уделяется описанию эпохи,в которую он работал,а
также богословским вопросам,связанным с его музыкой.Эти книги были наиболее
авторитетными до середины 20 века,когда с помощью новых технических средств и
тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Баха,
местами вступавшими в противоречие с традиционными представлениями.Так,например
было установлено,что Бах написал некоторые кантаты в 1724 - 1725 года( раньше
считалось,что это произошло в 1740 - е).
Были найдены неизвестные произведения,а некоторые,приписываемые ранее Баху -
оказались написанные не им.Были установлены некоторые факты его биографии.Во
второй половине 20 века было написано много работ на эту тему - например,книги
Кристофа Вольфа.Также существует работа,называемая мистификацией 20 столетия,
"Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха,составленная его вдовой Анной Магдаленой
Бах",написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы
композитора.
************ ************
18.12.2021
Свидетельство о публикации №121121804296