А. А. Милн. Отказник

(Из книги стихов "В тылу")

Твоя ведь совесть «против» войн?
Пусть так. Что «за» тебе? Покой?
Вот мир, что принесёт гестапо:
Триумф злодейского диктата –
Честь, правда, милость, помощь другу –
Как пользует их гитлерюгенд
Во исполнение идей
По развращению детей,
В них видя не души священность,
А зверя лютого бесценность.
Твоя ведь совесть против войн?
Псалом поёшь об этом свой?

Война окончится – считаешь ты,
Германия – лишь сторона войны,
Коль суждено, ты рассудил, на время
Дать Дьяволу возглавить наше племя.
Ведь ты далёк от крови и огня,
В своей ты комнате сидишь, себя обняв,
За стенами безмолвно утешаясь:
Война сегодня в жизнь нам не вмешалась.
Кто победил, кто проиграл – нет дела,
Раз пуля до тебя не долетела.

Что ж, совесть у тебя крепка,
Самодовольна, на подъём легка,
Взлетает к небесам и им кричит:
«Я твой, мне совесть меч брать не велит.
Позволь же мне, свободному от зла
Для грешных попросить всевышних благ,
За всех злодеев, что спасти хотят
Мир красоты от одержимых стад,
За молодящихся и молодых лжецов
И их вульгарных варварских богов,
Невежественных, что ушли отважно
В поход крестовый свой последний, страшный.
Плач Дьявола увидел я и вот
Скажу радушно: «Пусть он нас ведёт».
И наблюдал я строго и открыто
Мир под его раздвоенным копытом.
Как немощных вели сражаться браво
За то, что приняли они как Право.
Но, Господи, ведь я-то не такой!
Твою я волю принимаю с добротой».


Большинство из многих писем, которые я получил от совестливых отказников в ответ на эти строки, настаивали на том, что они не осуждают несовестливого бойца, и надеются, что мы победим в войне. Как кто-то сказал в стихах:

Мы тоже не считались бы с ценой,
Но знаем – будет выигран наш бой,
Когда в объятьях будем мы любви,
Она с надеждой нас благословит.
Наш путь – где нет мечей, где нет угроз,
Мы за тобой идём, Иисус Христос!

Когда мы выиграли, кто будет уважаем? Тридцать тысяч, которые использовали оружие Любви, или три миллиона, которые использовали другое оружие? Тридцать тысяч говорят: «Ну вот! Я говорил тебе, что Любовь - единственный путь», или они призн;ют, что без британских ВМС, армии и ВВС любовь оставила бы их в концлагере, где дегуманизированный садист практиковался бы на них? В любом случае, поскольку мы все будем делиться плодами Победы, Свободы, отказник по совести находится в положении человека, который говорит своей семье: «Хотя мы в опасности голодной смерти, моя совесть не позволяет мне воровать. Но я не упрекну вас за воровство, так как ваша совесть позволяет вам это. Поэтому я надеюсь, что вы преуспеете в ваших усилиях сегодня вечером, и тогда мы все сможем хорошо поесть».
И наконец, я думаю, что есть разница между отказом «использовать меч» для того, чтобы защитить себя, и отказом использовать его для защиты невинных и беспомощных. Я не верю, что если бы Христос в Его путешествиях встретил садиста, пытающего ребёнка, то довольствовался бы проповедью и чтением ему притчи. Но убеждённый отказник действительно верит в это.


Рецензии