Гении музыкального мира И. С. Бах Часть 6
преподаватель и сочинитель органной музыки.Он работал в традиционных для того
времени "свободных" жанрах таких,как прелюдия,фантазия,токката,пассакалья,так
и в более строгих формах - хоральной прелюдии и фуги.В своих произведениях для
органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей,с которыми он
знакомился в течении жизни.На композитора оказала влияние,как музыка
северонемецких композиторов(Георг Бём,с которым Бах встретился в Люнебурге,и
Дитрих Букстехуде в Любеке).Так и музыка южных композиторов: Бах переписывал
себе произведения многих французских и итальянских композиторов,чтоб понять их
музыкальный язык.Позже он даже переложил несколько скрипичных концертов
Вивальди для органа.
В течении наиболее плодотворного для органной музыки периода(708 - 1714) Иоганн
Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг,но и
сочинил различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы.
После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа;тем не мене после
Веймара были написаны многие известные произведения(6 трио - сонат,сборник
"Clavier - Ubung" и 18 Лейпцигских хоралов).Всю жизнь Бах не только сочинял
музыку для органа,но и занимался консультированием при постройке инструментов,
проверкой и настройкой новых органов.
Также великий композитор писал произведения и для клавесина,многие из которых
можно было исполнять и на клавикорде.Многие из этих творений представляют собой
энциклопедические сборники,демонстрирующие различные приемы и методы сочинения
полифонических произведений.Большинство клавирных произведений Баха,изданных
при его жизни,содержались в сборниках под названием "Clavier - Ubung"(клавирные
упражнения").
"Хорошо темперированный клавир" в двух томах,написанных в 1722 и 1744 годах,
сборник,в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги,по одной на
каждую употребительную тональность.Этот цикл имел очень важное значение в связи
с переходом на системы настройки инструментов,позволяющие одинаково легко
исполнять музыку в любой тональности - прежде всего,к современному равномерно
темперированному строю.15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций - небольшие
произведения,расположенные в порядке увеличения количества знаков в
тональности.Предназначались(и используются по сей день)для обучения игре на
клавишных инструментах.
Три сборника сюит:Английские сюиты,Французские сюиты и Партиты для клавира.
Каждый цикл содержал по 6 сюит,построенных по стандартной схеме(аллеманда,
куранта,сарабанда,жига,и необязательная часть между последними двумя).В
английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия,а между сарабандой и жигой -
присутствует ровно одна часть.Во французских сюитах количество необязательных
частей - увеличивается,а прелюдии отсутствуют.В партитах стандартная схема
расширяется:кроме изысканных вступительных частей,присутствуют дополнительные,
причем не только между сарабандой и жигой.
Гольдберг - вариации(1741 года)- мелодия с тридцатью вариациями.Цикл
имеет довольно сложное и необычное строение.Вариации строятся скорее на
тональном плане темы,чем на самой мелодии.Разнообразные пьесы вроде " Увертюры
во французском стиле",BWV 831," Хроматической фантазии и фуги",BWV 903 или
"Итальянского концерта" 971.
Выдающийся композитор также писал оркестровую и камерную музыку,как для
отдельных инструментов,так и для ансамблей.Его произведения для инструментов
соло - 6 сонат и партит для скрипки соло,BWV 1001 - 1006,6 сюит для виолончели,
BWV 1007 1012, и партиту для флейты соло,BWV 1013,- многие считают одними из
самых глубоких творений солирующих флейты и виолы да гамба,сопровождаемых лишь
генерал - басом,а также большое количество канонов и ричеркаров,в основном без
указания инструментов для исполнения.Наиболее значимые примеры таких
произведений - циклы " Искусство фуги"и" Музыкальное приношение".
Наиболее известные произведения Баха для оркестра - "Бранденбургские концерты".
Они были так названы,потому что Бах, послав их марк графу Людвигу Бранденбург -
Шведскому в 1721 году,думал получить работу при его дворе;эта попытка оказалась
безуспешной.Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо.Другие,дошедшие до
нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта,концерт для
двух скрипок ре минор,BWV 1043,и концерты для одного,двух,трех и даже четырех
клавесинов.Исследователи считают,что эти концерты для клавесинов были всего
лишь переложениями более старых произведений иоганна Себастьяна - ныне
утерянных. Кроме концертов,Бах сочинил 4 оркестровые сюиты.
Среди камерных произведений следует особо выделить вторую партиту для скрипки,
в частности последнюю часть - чакона.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
17.12.2021
Свидетельство о публикации №121121706373