Гении музыкального мира И. С. Бах Часть 6

       В течении жизни Бах был больше всего известен,как первоклассный органист,
  преподаватель и сочинитель органной музыки.Он работал в традиционных для того
  времени  "свободных" жанрах таких,как прелюдия,фантазия,токката,пассакалья,так
  и в более строгих формах - хоральной прелюдии и фуги.В своих произведениях для
  органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей,с которыми он
  знакомился в течении жизни.На композитора оказала влияние,как музыка
  северонемецких композиторов(Георг Бём,с которым Бах встретился в Люнебурге,и
  Дитрих Букстехуде в Любеке).Так и музыка южных композиторов: Бах переписывал
  себе произведения многих французских и итальянских композиторов,чтоб понять их
  музыкальный язык.Позже он даже переложил несколько скрипичных концертов
  Вивальди для органа.
  В течении наиболее плодотворного для органной музыки периода(708 - 1714) Иоганн
  Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг,но и
  сочинил различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы.
  После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа;тем не мене после
  Веймара были написаны многие известные произведения(6 трио - сонат,сборник
  "Clavier - Ubung" и 18 Лейпцигских хоралов).Всю жизнь Бах не только сочинял
  музыку для органа,но и занимался консультированием при постройке инструментов,
  проверкой и настройкой новых органов.

  Также великий композитор писал произведения и для клавесина,многие из которых
  можно было исполнять и на клавикорде.Многие из этих творений представляют собой
  энциклопедические сборники,демонстрирующие различные приемы и методы сочинения
  полифонических произведений.Большинство клавирных произведений Баха,изданных
  при его жизни,содержались в сборниках под названием "Clavier - Ubung"(клавирные
  упражнения").

  "Хорошо темперированный клавир" в двух томах,написанных в 1722 и 1744 годах,
  сборник,в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги,по одной на
  каждую употребительную тональность.Этот цикл имел очень важное значение в связи
  с переходом на системы настройки инструментов,позволяющие одинаково легко
  исполнять музыку в любой тональности - прежде всего,к современному равномерно
  темперированному строю.15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций - небольшие
  произведения,расположенные в порядке увеличения количества знаков в
  тональности.Предназначались(и используются по сей день)для обучения игре на
  клавишных инструментах.

  Три сборника сюит:Английские сюиты,Французские сюиты и Партиты для клавира.
  Каждый цикл содержал по 6 сюит,построенных по стандартной схеме(аллеманда,
  куранта,сарабанда,жига,и необязательная часть между последними двумя).В
  английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия,а между сарабандой и жигой -
  присутствует ровно одна часть.Во французских сюитах количество необязательных
  частей - увеличивается,а прелюдии отсутствуют.В партитах стандартная схема
  расширяется:кроме изысканных вступительных частей,присутствуют дополнительные,
  причем не только между сарабандой и жигой.

  Гольдберг - вариации(1741 года)- мелодия с тридцатью вариациями.Цикл
  имеет довольно сложное и необычное строение.Вариации строятся скорее на
  тональном плане темы,чем на самой мелодии.Разнообразные пьесы вроде " Увертюры
  во французском стиле",BWV 831," Хроматической фантазии и фуги",BWV 903 или
  "Итальянского концерта" 971.

  Выдающийся композитор также писал оркестровую и камерную музыку,как для
  отдельных инструментов,так и для ансамблей.Его произведения для инструментов
  соло - 6 сонат и партит для скрипки соло,BWV 1001 - 1006,6 сюит для виолончели,
  BWV 1007 1012, и партиту для флейты соло,BWV 1013,- многие считают одними из
  самых глубоких творений солирующих флейты и виолы да гамба,сопровождаемых лишь
  генерал - басом,а также большое количество канонов и ричеркаров,в основном без
  указания инструментов для исполнения.Наиболее значимые примеры таких
  произведений - циклы " Искусство фуги"и" Музыкальное приношение".

  Наиболее известные произведения Баха для оркестра - "Бранденбургские концерты".
  Они были так названы,потому что Бах, послав их марк графу Людвигу Бранденбург -
  Шведскому в 1721 году,думал получить работу при его дворе;эта попытка оказалась
  безуспешной.Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо.Другие,дошедшие до
  нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта,концерт для
  двух скрипок ре минор,BWV 1043,и концерты для одного,двух,трех и даже четырех
  клавесинов.Исследователи считают,что эти концерты для клавесинов были всего
  лишь переложениями более старых произведений иоганна Себастьяна - ныне
  утерянных. Кроме концертов,Бах сочинил 4 оркестровые сюиты.
 
  Среди камерных произведений следует особо выделить вторую партиту для скрипки,
  в частности последнюю часть - чакона.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************   ************

                17.12.2021


Рецензии