Георгий Хазагеров. Эксп. обзор. Итоги года-2021

Общее впечатление от большинства стихов грустное. В них чувствуется какая-то недооформленность, разболтанность, смазанность формы и содержания и полное отсутствие изящества. Попытка соригинальничать – это да, создание строк, которые хочется повторять, – это нет. При советской власти большинство литераторов писало не для читателя, а для начальства. Это сильно деформировало представление о мастерстве. Планка требований к себе снижалась. Тем не менее были все-таки установлены некие границы добротности, и это формировало самодисциплину. Сегодня пишут для виртуального начальства, которое должно оценить талант, понимаемый как некий умственный выверт, как пародия на риторическое «изобретение мысли». Планка упала еще ниже.
В свое время Пушкин очень много сделал для русского языка. Он сообщил ему оформленность, определенность и изящество – то, что Белинский называл артистизмом. На этой почве и с этими ориентирами процвела и более поздняя русская поэзия. «А нынешние как-то проскочили». У меня ощущение возврата к допушкинскому состоянию литературного языка, но уже без живительного фольклора и классического образования. При этом настоящая русская поэзия ни на секунду не умирала. Но, видимо, плохие стихи достигли критической массы, и эта поэзия больше не служит эстетическим образцом. Но есть и проблески во тьме, хотя и немногочисленные.


                ПЯТЬ ЛУЧШИХ ПОДБОРОК

СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в августе 2021)
«Майский дом» http://stihi.ru/2021/03/23/1935
«Когда человек выбирает быть тенью» http://stihi.ru/2019/12/23/5412
«По опрокинутой воде» http://stihi.ru/2020/09/08/6712

В подборке стихов Сергея Пагына есть два стихотворения, о которых я поговорю отдельно, потому что, с моей точки зрения, они входят в пятерку лучших из представленных на конкурс. Но сейчас о подборке. Дело в том, что она обнаруживает не только единство поэтических средств автора, подтверждая искренность и весомость его поэтических пристрастий, но и образует некую градацию.
Все три стихотворения о смерти, об уходе в пустоту. Первое – о жизни, которая осталась в памяти. Его сила в том, что сначала ярко и материально, через эпитеты и искусно подобранные детали является прошлая жизнь, а затем заявляется, что ничего этого больше нет, есть лишь высохшие тени. И это находится в полном контрасте со зримыми эпитетами, описывающими отчий дом. Это похоже на эффект отрицательного сравнения, вообще характерный для всей подборки.
Во втором стихотворении подборки бытие и небытие не сменяют друг друга, а соседствуют. Мир лирического героя распадается, сквозь сердце его пролетает синица, он развоплощается, становится тенью, но люди еще воспринимают его телесную оболочку как реальность, вызывают к нему врача, лечат его.
В третьем особенно замечательном, с моей точки зрения, стихотворении царит одна пустота. Нет прошлого, нет дуализма настоящего. Жизнь представлена одним – рамой, в которую помещена пустота. Рама материальна: она имеет длину, ширину и высоту. И еще есть мечущаяся линия, которая мерит эту пустоту – тонкая ворона. 
Насколько позволяет судить представленная подборка, Сергей Пагын выглядит вполне состоявшимся поэтом. Я без колебаний включаю его в шорт-лист.


РОМАН НЕНАШЕВ (приз симпатий БЛК на Кубке мира-2020)
«Монах и маха» http://stihi.ru/2021/05/23/4327
«Семёнов» http://stihi.ru/2018/08/13/5642
«А я и так всегда один...» http://stihi.ru/2020/07/14/5311

В подборке из трех стихотворений Романа Ненашева я выделил два в числе лучших пяти стихотворений конкурса. О них, соответственно, я пишу отдельно. Это «Монах и маха» и «Семенов».
В целом же хотелось бы отметить такие черты поэзии Романа Ненашева, как органичность и чувство меры, в частности, меры в иронии. В этом отношении особо следует выделить стихотворение «А я и так всегда один», где образ «эвакуаторщика» можно понять и комически (обычный эвакуаторщик), и космически (образ смерти, уносящей жизнь). 
Но главное, в поэзии Ненашева есть то, что можно назвать творческим бескорыстием. Автор доверяет языку. Отсюда легкость, классичность, отсюда же и спасительная в современном поэтическом контексте простота. На мой взгляд, это дефицитное качество должно быть отмечено и подборку следует внести в шорт-лист.   


АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ (три шорт-листа в июне 2021)
«Коммуналка начала 50-х» http://stihi.ru/2021/11/17/7106
«Воробьи и люди» http://stihi.ru/2021/11/15/5506
«На постое» http://stihi.ru/2021/06/24/6643

Подборка стихотворений Александра Габриэля объединена и настроением, и мыслью, и поэтическими средствами. Причем и в том, и в другом, и в третьем они образуют восходящую градацию, так что стоит отметить, что три стихотворения подобраны автором со вкусом.
Каково это настроение и какова эта поэтика? Доминирует тема непричастности к жизни. В первом стихотворении лирический герой наблюдает со стороны жизнь послевоенной коммуналки. Во втором люди отождествляются с воробьями, которых не звали на пир жизни, но они выживают как могут. В третьем жизнь «на гражданке», хотя она и осмысленна в отличие от жизни героя стихотворения, совершенно чужда ему. Лирическому герою кажется, что муж и жена из «обычной» жизни говорят на чужом языке. Причем язык кажется ему именно идишем, то есть языком, на котором говорит замкнутое, обособленное сообщество, языком, которому не учат в школе.
Что касается поэтических средств, то это подчеркнутая прозаизация, которая, однако, не скатывается ни в грубость, ни в цинизм. В первом стихотворении это узнаваемая бытовая картина со всеми значимыми деталями, с ожидаемой биографией и пристрастиями персонажа. Во втором стихотворении есть все же небо, но оно в воздушных ямах, в дожде. Но что может прочирикать в него воробей, даже стреляный, выживающий? Не может же он, в самом деле, стать менестрелем. В третьем стихотворении проза подчеркнута самой строфикой. Хотя в стихотворении есть и стопа, и строфа, и рифма, оно намеренно оформляется как прозаический текст.
Прозаизация в поэзии Александра Габриэля проявляется и в появлении «самостоятельных» персонажей, и в элементах повествования. И все же это лирика! Подборка, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы быть внесенной в шорт-лист.


ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в марте 2021)
«*** (когда тебе чуть за двадцать...)» http://stihi.ru/2021/11/19/9046
«*** (для того, чтоб здесь не сойти с ума...)» http://stihi.ru/2021/11/20/1998
«*** (стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет...)» http://stihi.ru/2021/11/19/9054

Это стихи на вечную тему – о том, как остывает сердце, как по капле уходит жизнь. Внутренне подборка объединена собственной драматургией: сначала бунт, потом напряженное осмысление происходящего, потом усталость, граничащая с легкостью, с освобождением.
Самым эмоциональным представляется второе стихотворение подборки с его анафорами, градациями, энумерациями. Об энумерациях (перечислениях, словесных нагромождениях) хочется сказать особо, поскольку они не только зеркало чувств, но и способ разворачивания поэтической мысли. О них спотыкаются многие поэты, когда такие перечисления становятся необязательным перечнем деталей, незавершенной коллекцией ассоциаций. Но у Курмангалиной это не так.
Здесь все объединено накалом, темой болезни, жара. Растет дробность перечисления, которое сначала живет на уровне строфы, а потом попадает в строку, реализуется на уровне отдельного слова, выливается во внутреннюю рифму и в скачку аллитераций.
В последнем стихотворении тоже есть повторы, но тон, заданный первой строкой, другой. Объединяет строки уже не тема горячки, а тема заигравшихся детей, которых позвали домой и которые с привычной детской покорностью и без тени сомнения бросают свои игры: «мы играли, мы устали, нас позвали, мы пришли». Сама форма напоминает детские считалки, что делает всю драматургию подборки трогательной. Подборка, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы ее включили в шорт-лист.


ЮРИЙ ДАН (отборочный тур)
«Мужская игра» http://stihi.ru/2021/10/27/8340
«Осень в Бруклине» http://stihi.ru/2020/04/26/7440
«Костер» http://stihi.ru/2020/09/17/1798

В стихах Юрия Дана есть то, что я назвал бы подлинностью поэтического переживания. В этом отношении все три стихотворения подборки равноценны. Они объединены сквозной поэтической образностью, одной темой – темой костра.
В «Мужской игре» это костер охотника, древний, как сама жизнь, как исконный атрибут мужского существования.  Но лирический герой с яростью, если не с отвращением отрицает это сидящее в нем, как и в каждом мужчине, охотничье, агрессивное начало. Оно тщетно, как тщетны ночная агрессия, мужская романтика, охота - все, что неспособно избавить человеческую жизнь от драматизма и противоречивости. 
Третье стихотворение так и называется - «Костер». Но это другой костер: на нем сжигается прошлое. Это костер памяти. Сжигаемое перечисляется лихорадочно, и это подчеркивается не только перечислительной интонацией, но и разнообразием и даже несоизмеримостью всего, что бросается в костер и создает эту энумерацию.  Это нагромождение замечательно контрастирует с классическим размером стиха. Этот контраст дает нам возможность посмотреть на костер как бы со стороны и подготавливает к тому обобщению, которым заканчивается стихотворение и вся подборка.
Во втором стихотворении «Осень в Бруклине» костер только упоминается как некая нереализованная возможность. Поэт не сжег в своей жизни ничего. Преобладает ощущение медленно тлеющей золы на фоне бруклинского бабьего лета. И это выделяет стихотворение из всей подборки. Образ спускающейся в подземку женщины словно напоминает об упущенной возможности, из которой вырастает лирический сюжет первого стихотворения. Видимо, именно здесь и следует искать центр тяжести поэтической мысли, то что принято называть выдвижением.      


                ОТДЕЛЬНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПЯТЬ ЛУЧШИХ

Я выбрал по два стихотворения из подборок Сергея Пагына и Романа Ненашева, чьи подборки отметил в числе пяти лучших, и одно стихотворение Николая Бицюка.


Сергей Пагын. «По опрокинутой воде» http://stihi.ru/2020/09/08/6712

С моей точки зрения, это лучшее стихотворение из представленных на конкурс. Идея его прозрачна. Пространство стиха тщательно размечено антитезами, но само пространство пусто: есть длина и ширина, есть земля и небо, но внутри ничего нет – «и только свет, и только свет». И еще есть тонкая ворона – очень удачный эпитет. Почти бесплотная черная черта вроде курсора мечется по пустому пространству. 
В этом бесплотном стихотворении живут вполне полнокровные эпитеты: рыбы медлительные, травы береговые. Все это уже говорит о тишине. Но ведь в реальности нет даже этих медлительных рыб, нет и трав береговых. Здесь тонко использован эффект, подобный отрицательному сравнению: образы являются, но тут же и отрицаются. 
Особо хочу отметить фонетическую сторону этого короткого стихотворения. Слово «пруд» растворяется в звуках первой же строки: «По оПРокинутой воДе». Ненавязчивые аллитерации сопутствуют всему стихотворению.
Если надо сказать о достоинствах стихотворение коротко, то вот они: изящные поэтические образы, органичная фонетика.


Сергей Пагын. «Вот майский дом – недавно побелён» http://stihi.ru/2021/03/23/1935

Стихотворение, как и предыдущее из подборки поэта, построено на эффекте отрицательного сравнения, когда образы сначала появляются, а потом отрицаются самим автором.
Все образы явлены в сослагательном наклонении: «мне б…». И замечательно то, что образы эти вполне материальны. Это достигается уточняющими эпитетами: дом майский, ветки цветущие, стол праздничный, вино – вздыхающее в хрустале, но …
Все это в прошлом, а прошлое, как его ни зови, – всего лишь высохшие тени. Как же высохшие, если только что они нам были явлены во всем своем полнокровии? Это я и назвал эффектом отрицательного сравнения, и эффект этот замечательно работает на раскрытие идеи всего стихотворения.


Роман Ненашев. «Семёнов» http://stihi.ru/2018/08/13/5642

Это очень цельное стихотворение. В теме алкогольного делирия легко было бы сбиться на карикатуру, но этого не произошло, именно потому что стихотворение прежде всего органично и в ночной кошмар Семенова легко поверить. Это достигается, по-видимому, слабо уловимыми метонимическими связями в духе «пастернаковской» логики. Только ночи не садятся играть в шахматы с лирическим героем на лунном паркетном полу, а выплывает тварь с губой, разорванной крючком, – последствие трагических аварий.
Очень удачный образ. Кто пойман на крючок? Семенов? Или виденье, которое он сам к себе притянул? То же и с «медицинскими» образами: у страшной медсестры кровоточит губа.  Она мучительница, но мучится и сама. Это и есть метонимическая логика. Здесь нет наглядной, «школьной» метафорики, но есть мотивированные ассоциации, которым приходится верить. Даже метафора компас-часы с бьющимися стрелками не совсем «школьная». Здесь и биение пульса, и ночной космос – пространство-время.
И в иронии, и в образном ряду соблюдена мера, и это делает стихотворение щемящим, заставляет поверить в подлинность переживаний лирического героя, а тем самым и в подлинность авторских эмоций.


Роман Ненашев. «Монах и маха» http://stihi.ru/2021/05/23/4327

Это второе стихотворение Романа Ненашева, которое я отмечаю среди лучших пяти, поданных на конкурс. Стихотворение эвфонично, написано легким слогом.
Тема стихотворения достаточно традиционная. Более того, сам стихотворный размер в русской литературе традиционно связан именно с этой темой. Вспоминаются и Жуковский («Скучно мне твоей сестрою, милый рыцарь, быть»), и Пушкин («Жил на свете рыцарь бедный»). Но автор и не ищет оригинальности, его ведет сам язык. И это, безусловно, является достоинством поэтического текста.


Николай Бицюк. «Кошка» http://stihi.ru/2021/11/10/525

Это стихотворение – своеобразная поэтическая апология женской непредсказуемости. Образ непостоянной, но притягательной женщины убедителен, психологичен, узнаваем. Он легко выстраивается из характерных деталей. Замечательно, однако, то, что «кошка» – это не просто ярлык: лирический персонаж сродни настоящей кошке, даже сливается с ней. Иначе откуда «обожравшиеся крысами морды»? Слияние женщины с кошкой достигается в изящном финале: «Среди кошек бывают, нередко, хорошие люди».
Следует отметить, что форма стихотворения, легкая и простая, гармонирует с характером персонажа. В этом обаяние стихотворения.


Рецензии
Чем дальше в лес,
тем сумрачней эксперты:
мол, нет в стихах чудес,
лишь экскременты.)

Алексей Ленивец   17.12.2021 15:46     Заявить о нарушении
Как всё чудесно в этом мире –
В нём для унынья места нет:
Зачем пейсать стешки в сортирах –
Есть безлимитный интернет!)

Мишель Емельянов   17.12.2021 06:49   Заявить о нарушении
Алексей, Георгий Георгиевич - специалист такого уровня, какие тут редко ходят, поэтому вряд ли стоит ёрничать…

Арсений Загаевский   17.12.2021 11:09   Заявить о нарушении
Арсений, насколько я знаком с иными работами Георгия Георгиевича, профессор не против мужской полемики в пределах разумного.

М.

Мишель Емельянов   17.12.2021 11:48   Заявить о нарушении
Полное отсутствие изящества, недооформленность, разболтанность и есть г... (слово из пяти букв). Почему бы и не называть вещи своими именами. И с чего Вы взяли Арсений, что я не согласен с экспертом? В моих словах никакого спора с Георгием Георгиевичем нет. Я лишь сделал для себя сообразный из всего вышесказанного вывод. Вам разве такой вывод не кажется очевидным?
Писать г... не страшно, страшно этого не признавать.)

Алексей Ленивец   17.12.2021 13:20   Заявить о нарушении
"Алексей, Георгий Георгиевич - специалист такого уровня, какие тут редко ходят".

Здесь разные эксперты бывали. Да и нынешние на итогах не хуже.

Игорь Гонохов   17.12.2021 18:28   Заявить о нарушении
Не нам, не нам оценивать уровень жюристов итоговых, а также ежемесячных русскоязычных конкурсов, проводимых главной редакцией "БЛК-на-Стихи.ру"!

Уверен, что ежли это вообще возможно, то оптимальнее всего было бы доверится коллегиальному мнению специалистов родного сайта, ежедневно формирующему т.н. "Колонку редактора", прописанную в левом верхнем углу на его Главной странице.

Або ея заслуженным аборигенам.

Или каким-то образом привлечь к решению этой крайне щекотливой задачи доктора философских наук Владимира Вольфовича Жириновского, успешно защитившему в легендарных стенах МГУ диссер на тему "Прошлое, настоящее и будущее русской нации (русский вопрос; социально-философский анализ)" аж в 1998 году.

Ведь каково настоящее и будущее крупнейшего на Земле славянского народа, точно таким же представляется и состояние его языка.

Который мы все и всё ещё любим.

Порою до безумия...)

М.

Мишель Емельянов   17.12.2021 21:48   Заявить о нарушении
По-настоящему крутые специалисты, Алексей, свободны от субъективных оценок, ибо "наука представляет собой знание эмпирически проверяемое, подтверждаемое и являющееся основой прогресса в использующих его областях человеческой жизнедеятельности.

В гуманитарке, в отличие от естественно-научных дисциплин, как ни странно, всё то же, но и "несколько" сложнее, поскольку в этом случае уместнее говорить не о коэффициенте полезного действия безотносительно к классовой структуре т.н. "электората", а о коэффициенте воздействия на сознание и определяемые им поведенческие практики тех или иных общественно значимых идеологем.

Которые как бы в отсутствие официально правящей идеологии на самом деле существуют и находятся вроде бы по разные стороны баррикад.

Т.н. субъективизм в выборе чего-то чаще всего произрастает не из полярности "вкусов" на что-то, а из более прозаических обстоятельств.

Я, например, непоколебимо убеждён, что те же "наставники" и "соискатели" бессмертной славы, задействованные в популярном шоу "Голос", априори придерживающиеся одних и тех же взглядов на вокал, "купят" (при необходимости) не одинаково желаемые "трусы".

Потому что гонорар наставников, т.е. экспертов, в переводе на календарную "денщину", не говоря уже об эффективной, крутится от миллиона рублей и выше, а соискателей – ноль целых, ноль десятых...

Справедливости ради, я так же не совсем уверен в том, что редко появляющиеся на жюрении и почти не совпадающие в своих оценках высокочтимые гости, при той же нужде не "купят" одинаковые!

Но уже в более низком ценовом диапазоне, нежели эксперты на пресловутом "Голосе"...

Словом, Алексей, мера субъективизации опубличенных пристрастий в творческой сфере зависит не столько от сакраментальности "врождённого" или благоприобретённого сугубо индивидуального "вкуса", а от реальной возможности купить желаемые "трусы", которая в свою очередь произрастает из активного пропагандирования в явном или опосредованном виде "полезных" идеологем.

Искусство, особенно высокоталантливое, всегда партийно!

М.

Мишель Емельянов   18.12.2021 11:53   Заявить о нарушении
Мне понравился Ваш комментарий, Мишель, хотя я уже до этого стёр свой, на который Вы и отвечали. Подумал, что и так сказал много лишнего под обзором действительно уважаемого эксперта.

Алексей Ленивец   18.12.2021 12:12   Заявить о нарушении
По-моему, Георгий не сказал многого из того, что мог бы сказать, а то, что сказал, – из разряда обыкновенного "нра", густо приправленного обычными для предисловий к стихотворным сборникам дифирамбами.

Опущены категориальные и критериальные оценки, имеющие место быть даже в экспресс-литературоведении.

В связи с этим отмеченным в экспертном заключении авторам вряд ли понятны пути дальнейшего совершенствования их мастерства, а неотмеченным, т.е. абсолютному большинству лонглистеров, их номинаторам и принимавшему "консилиуму" редакторов –вообще ничего!

Т.е. за какие такие грехи?)

Мне представляется, что любой экспертный обзор не столько коротко живущая табель о "рангах", сколько тезисная учёба для всех обитателей Стихиры.

Особенно полезная для несостоявшихся шортлистеров.

Возможно, я сильно ошибаюсь, но Всевышний, если он всё-таки есть, обязательно простит!)

М.

Мишель Емельянов   18.12.2021 13:21   Заявить о нарушении
Надеяться на то, что кто-то кого-то найдёт время учить - не приходится. Прочитали стихи - и то ладно. Читая внимательно, я вполне улавливаю критерии выбора. И это уже интересно. А вообще только два обзора мне кажутся по-настоящему честными, авторы которых не пытаются кому-то потворстворствовать. Это обзоры Наума Сагаловского и вот Георгия Хазагерова. Остальным я как-то не верю. Не потому, что мне видятся в них какие-то подвохи, нет - скорее, всякие добренькие поблажки. Могу ошибаться, конечно.

Алексей Ленивец   18.12.2021 15:02   Заявить о нарушении
Ну, я не случайно зацепил "тезис".

Т.е. что мнению учёного-филолога верхней квалификации есть "хорошо" и есть "плохо" в современном стишкописании как с точки зрения этики, так и с позиции демонстрируемой эстетики, какие традиции следует поддерживать и развивать, а от чего неплохо бы и навсегда отказаться.

Мне ни разу не кажется, что решившийся назвать себя "поэтом" имеет неоспоримое право на инсталляцию всех своих тараканов, неустанно шныряющих в его подкорке и настырно требующих "воли".

Какой, например, к чертям собачьим лирический герой, когда других персонажей в крохотном пространстве виршака и близко нет?

Не поэма, поди, не роман в стехах...

Сколько и каких "смыслов" следует найти в откровенных бессмыслицах, записанных в в столбик очередным Митрофаном , который может быть и Матрёной?

Ладно, Алексей.

Будем учиться плести "колбаски"!)

М.

Мишель Емельянов   18.12.2021 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.