Ода времени в моей версии, ч. 3

http://stihi.ru/2021/12/09/366
Ода времени в моей версии. Ч.1 С разбором

http://stihi.ru/2021/12/15/697
Ода времени. ч. 3 Моя версия. С разбором

http://stihi.ru/2021/12/08/8576
Ода времени. Поэма, принесшая славу М. Шагинян


Рецензия на «Ода времени. Моя версия. ч. 3» (Зера Черкесова 2)

Мариэтта Шагинян. Ода времени. 1915г.
Часть 3. (полный текст см в рецензии с разбором)

III
И в соке лозы виноградной,
И в песне, что пропел поэт,
Твой легкий шаг, твой шаг отрадный
Почетный оставляет след.
Ты тленный прах даруешь тленью.
Но формы, где рождался бог,
Животворит прикосновенье
Твоих легкокрылатых ног.
Творец, не жди мгновенной дани
И тьмы забвенья не страшись!
Что время сжало в мощной длани -
Оно, летя, возносит ввысь.
----------------

Мой вариант:
-----------------
И в сортах лозы виноградной,
И в одах, что сложил Поэт,
В той мерной поступи отрадной
Почтенный отпечатал след.

 


1)
Продолжение моих Парафраз.
Писать стихи не хуже поэтов Серебряного века.
2 часть пока опустила. 1 часть см.

здесь 3 часть. всего-7

http://stihi.ru/2021/12/09/366
Ода времени в моей версии. ч.1

http://stihi.ru/2021/12/08/8576
Ода времени. Поэма, принесшая славу М. Шагинян

ч.1 Очень длинный Разбор см.

ч.1 Мариэтта Шагинян:

Рецензия на «Ода времени. Поэма, принесшая славу М. Шагинян» (Зера Черкесова 2)

Мариэтта Шагинян. Из сборника "Orientalia"
Ода времени
I
Тебе, кому миры подвластны,
Кто чередует свет и мглу,
Мой скромный стих, мой слабогласный,
Споет ли должную хвалу?
Блуждает память в миллионе
Лет, отмелькавших, словно сон.
Л там, в твоем несчетном лоне,
Роится новый миллион.
За голубым его теченьем,
Подобным Млечному Пути,
Суди грядущим поколеньям
Опять грядущее найти!

1915г.


Ода времени. ч.1 Моя версия:

О, Время! Ты, кто сопрягает
И чередует Свет и Тьму
В единстве Вечности сплетает
Пою Тебе я Песнь мою.

Впечатан Ноос в миллионе
Лет. Отмелькавших, точно сон
Вселенной. Но в бездонном лоне
Роится новый квинтильон.

За светозарностью течений
Не только Млечного пути,
Суди мирам и поколеньям
Ты смысл из Хаоса найти.

-----------------------------

Аналитически см в эссе.


У Мариэтты по 12 строк в частях, я предпочитаю более привычную современному читателю куплетную форму(катрены по 4 строчки, 2 строфы).


2)
М.Ш.:

III
И в соке лозы виноградной,
И в песне, что пропел поэт,
Твой легкий шаг, твой шаг отрадный
Почетный оставляет след.

---------------------------------------------------------
Мой вариант:
-----------------
И в сортах лозы виноградной,
И в одах, что сложил Поэт,
В той мерной поступи отрадной
Почтенный отпечатал след.

---------------------------
Почему так? Давайте снова разбираться.

Мариэтта писала сборник стихов "Orientalia", поэтому ориентальная мелизматика на всей её поэме, и на части её ранних стихов. А поздних не было, она бросила писать стихи сразу после громкого успеха "Ориенталии" с поэмой "Ода времени". Революция, гражданская война, а потом наверное текучка газетной работы, производственной прозы "Гидроцентрали" и Ленинианы - и стихи навсегда были отставлены. О чем кажется в мемуарах сожалеет.

Но все же, ориентальная орнаментика, подражания диванам восточных поэтов - это только стилизация, и поэтому не очень органична, на мой взгляда, эта нарочитая "восточность". Тем более, что Мариэтта хотя и "восточного" происхождения, армянка, но сугубо русского воспитания, коренная москвичка и в юности петербурженка, на юге ростовчанка по корням матери. Европейская эрудиция, языки...Среди которых не было не только языка Навои или Низами, но и её родного по происхождению армянского. Она никогда не учила язык предков.
Поэтому, как мне представляется, эта игра в "ориенталию" - была способом найти свою нишу, обратить внмиание.

Так, когда Маяковский в обществе увидел начинающего Есенина в косоворотке, лаптях, то ничуть не удивясь, деловито спросил коллегу-поэта:"Это что же, для рекламы?"

На что Есенин нарочито же деланно-крестьянски ответил:"это наше, русское, мы этого вашего, европейские костюмы не понимаем".

Но Маякоский усмехнувшись ответил, что всё это-лапти и прочеее он бросит очень скоро, и так и вышло.

Преувеличенное значение "происхождению и корням" - когда весь духовный строй совершенно ему противоречит - никогда не приведет к подлинным результатам в творчестве.
Такой я нахожу "ориентальные" мотивы поэтических опытов юности Мариэтты Шагинян.


Правда, доктор филологии Мариэтта Сергеевна Шагинян много позже напишет и "Путешествия по Советской Армении", целую книгу, удостоенную Гос. премии СССР.
И о поэзии восточных классиков Низами "Сокровищница тайн".


И в соке лозы виноградной,
И в песне, что пропел поэт,
Твой легкий шаг, твой шаг отрадный
Почетный оставляет след.
Первая строфа так и просится с восточных диванов. Омар Хайам явственен с виноградной лозой и песней что пропел поэт и т.д.
Так что это нарочитое эпигонство!


И опять нет указания, к кому или чему обращение! Кто или что это:Ты?!
И читатель должен заново припоминать - обращение к "Времени".
Это Время оставляет свой "почетный след":
-в соке лозы виноградной
- в песне, что пропел поэт
-легкий шаг,
-отрадный шаг
Красиво все это звучит, но ...

сок лозы виноградной - почему именно в нем Время оставляет след, и притом почетный?!
Какой след? Как Время материализуется в виде "следа" - в соке винограда?
Вопросы непраздные. Мариэтта только что закончила обучение на философском факультете Высших женских курсов в Москве, а это не шутки, была постоянной читательницей Румянцевской библиотеки(впоследствии Ленинки), о чем так живо и интересно повествует в мемуарах и статьях. Даже вела курсы по истории философии! - в воскресной школе для рабочих. так тянулся рабочий класс того времени к знаниям! Притом утонченным. Недолго, но факт имел место.
Она много читала философской и религиоведческой литературы, сочинения отцов Церкви. И мы вправе ожидать большей глубины от неё, как поэта. А этого мы здесь не прочитываем!

В частности, "почетный след" - Время не знает почетного и непочетного, это все наши человеческие оценки. Время же безлично-содержит в себе всё.
Но я бы сказала, что время стремится к упорядочиванию, к внутренним смыслам и гармонии. И её почетность - именно в этом, не правда ли? Стремится от энтропии(хаоса)-к внутренней и внешней гармонии. И именно это следовало бы в стихах о времени, что называется, воспеть, коли избран одический жанр.

В своей версии я заменила "почетный" след - на "почтенный".
Ведь Время -символ Хроноса-Сатурна. Символ постоянного старения всего. Почтенное - приличное название "старого, но уважаемого".


Почёт и Чтить -совсем разыне вещи. Мы чтим Время, время надо чтить. Надо понимать что оно быстротечно. Чтить каждый миг, относиться с величайшим уважением и благодарностью, чтобы не было пустых мгновений.
Но как Время - обозначать "почётным" безсмыслица..


И Мариэтта Сергеевна в мемуарах "Человек и время" и в статьях уже поздних пишет об этом-о том, как важно с величайшим уважением относиться к каждой минуте, что не должно быть того, чему придумали теперь название "времяпрепровождение" - и добавляет как это страшно:"препровождать время"! Эти странички я давно думаю цитировать в статье, еще будет...


3) "В песне, что пропел поэт" - уж извините, это просто штамп.
Даже не красивость.
Песни поют певцы. Если нужен восточный колорит, то скажи:"пропел акын", хотя я лично ни одного акына никогда не видела, и это тоже будет восприниматься как не очень свежая "красивость", еще скажи "рахат-лукум", и будет совсем по-турецки:))
Я сказала иначе:"В поэме, что сложил Поэт".
Это без претензий на восточную мелизму(украшательство), но по существу.
Поэт я написала с строчной. с большой буквы, потому что если иметь в виду(а этого, красной сквозной мысли всего произведения не забывать! Иначе рассыпется весь замысел), так вот если иметь в виду то "почётное", да и "почтенное", выбирайте, как вам нравится, что впечатывается в память Времени в человеческой истории, то наверное не каждая песня и не каждая поэма. Поэтов на век лишь несколько, где-то встречала сентенцию.


4) Лёгок ли шаг Времени? Отраден ли?

Вот что значит проблемное обучение, через активизацию интеллекта заостренными вопросами. Кстати, Мариэтта Сергеевна была ярой сторонницей проблемного обучения, модного в СССР но она писала, что все это давно было в пору её гимназическую и студенческую, а теперь только открывают заново, а послушали бы вы наших преподавателей... сокрушалась она, как свойственно старости идеализировать прошлое, и это тоже свойство Времени?".


М.С. много страниц посвятила ... обучению грамоте через пение!
Будто бы именно так учили детей читать во всех культурах прошлого и сейчас в Индии и др. Предлагала возродить.


Она вообще много писала о педагогике, была увлечена этим всю жизнь. О её взглядах на изучения ин языков я уже писала.

Вчера или позавчера читала на сон грядущий -я у нее много чего еще не читала, даже большую часть, перечитывая то, что меня впечатлило раньше.
А у нее еще много всего...
Вот в 1977 г она выпустила статью в центр газете на тему:Почему в наше время(до революции) все дети были грамотны, а сейчас сплошная безграмотность! И рассказала пару полу-анекдотических историй, я для статьи поберегу.
Это Мариэтта Сергеевна еще не знала что прийдет Интернет с его разгулом вселенской безграмотности!

Статья наз.

"Лицо печатного станка(о корректуре и редактуре)"

вперв. в журнале "Вопросы литературы" 1977 №4.
том 4 9-томника.

о корректуре и редактуре набрано петитом. Оч интерсено факты -как создавалась книга еще недавно? Неск фильтров - корректоров-редакторв и несмотря на это только в недавней своей книге она обнаружила десятки опечаток.

Перепишу кусочек:

"Был в мое время странный факт:все мы до пятого класса делали грубейшие ошибки в диктантах. А с пятого класса начинали писать абсолютно грамотно. Причины этого факта обсуждались в педагогике. Как сейчас помню один из выводов преподавателей русского языка:приближаясь к пятому, дети все больше и больше ч и т а ю т(курсив авт.), сперва медленно, потом быстрее Читают интересную для них классику:-Тургенева, Гоголя, Гончарова...А книги ложатся перед ними в своей абсолютной грамотности:без опечаток набора, без перепутанных строк. Глаз п р и у ч а е т с я(курсив авт)к чистому, грамотному л и ц у п е ч а та и(курсив авт). А ведь "лицо" этов старые времена было куда сложнее, чем нынешнее, и набирать было куда труднее:и "ять", и женские окончания прилагательных(курсив авт),и твердые знаки(курсив авт)на концах слов, и женские множественные числа(курсив авт), и так называемые "и с точкой". Но вот поди ты!Все трудности так легко преодолевались в наборе, что так легко, автоматически овладевались рукой школьника, что из школы люди выходил грамотными.(...)Дети гораздо больше читали, дома и в школе, а страница книги воспитывала их зрение на высокой грамотности печати. Читали гораздо больше, чем нынешние, не отвлекаемые ни телевизором, ни кино,где краска, линия, образ действуют сильнее на глазную сетчатку, чем слово, а само слово доходит не начертательно, а через слух".

с.758

Ещё раз:

Глаз п р и у ч а е т с я к чистому, грамотному л и ц у п е ч а т и. А ведь "лицо" это в старые времена было куда сложнее, чем нынешнее, и набирать было куда труднее:и "ять", и женские окончания прилагательных, и твердые знаки на концах слов, и женские множественные числа, и так называемые "и с точкой". Но вот поди ты! Все трудности так легко преодолевались в наборе, что так легко, автоматически овладевались рукой школьника, что из школы люди выходил грамотными.(...)


И еще раз:

Читали гораздо больше, чем нынешние, не отвлекаемые ни телевизором, ни кино,где краска, линия, образ действуют сильнее на глазную сетчатку, чем слово, а само слово доходит не начертательно, а через слух".

Слово доходит в современной культуре - не начертательно, а через слух.
начертательно...
Значит, современное поколение разрушит Цивилизацию и уж точно:Культуру. Оно воспринимает в 99% слово не начертательно, а через слух. Не отсюда ли поражающее поначалу явление:в интернете пишут все - и все пишут как бог на душу положит. Стыдиться ошибок становится все более исчезающим явлением.


Может поэтому из цивилизации 19-нач 20вв исчезли кино, ТВ и интернет - моя внезапная конспирологическая догадка. Вдруг они были-ведь всё уже было! Но были спрятаны чтобы вернуть людям звание человека разумного и грамотно пишущего!
А сейчас процесс пошел в обратную сторону.

Это идея для альтернативной историч. фантастики, причем строго моя.

Но мы далеко ушли от поэму Ода времени.
5) Как лучше сказать:лекгий шаг, отрадный шаг? Или как у меня мерная поступь Времени.

15/12/2021
0ч:25- 2ч.14м
писала ок 2-х часов.

15.12.2021 02:41



https://zera-cherkesov.livejournal.com/440431.html


Рецензии