фундаментальные начала народорианства. часть перва

фундаментальные начала народорианства
часть первая
корректура  14.12.2021 08:34
05:40
Публикация номер 9555

народная мудрость есть скромный в сравнении с иными, академическими, раздел знания, скорее, нечто на отшибе, уважение к чему, так сказать, традиционное, как к памятнику, ну, допустим, имеющему и "прикладное" значение в "украшению" речи чем-то общеизвестно-общепонятным, остроумным, освежающим сухость академического слова.

возможно, для специалистов в словесности, народная мудрость - жанр уважаемый и интересный, но, всё же, - история, лишь оттого в современности используемая.

на самом деле все человеческое знание не просто проистекает из народного опыта и сознания генеалогически, онтогенетически, но и сплавляется вновь в нём в своих открытиях и поисках, что кажется само собой разумеющимся и потому существенному и значительному "по умолчанию".

при колоссальной наглядности и очевидности народная мудрость для современного организованного знания есть терра инкогнита, даже вступление на берега которой " немыслимы" из-за необязательности.

даже некие виды знания, лишь поверхностно связанные с академическим  философским - например ведическое - имеет определенный корпус, в отличие от народной мудрости, которая как бы растворена в общественном сознании, есть та сторона речи, вообще, являющейся предметом лингвистики, но, думаю, еще "вспомогательным" как фактор языка, - которая не полежит "наукезации", " сайентификации", может оставаться вне исследований, даже как литературный жанр остающийся для помещения в перечень жанров.

конечно, знание о народной литературе как таковой  академически фундаментально, но оно и по определению есть знание о словесности, явно взятое с позиции общих теоретических представлений о развитой литературе, возможно, на границе с древней, тогда как существует в основе народной словесности общее основание, некая принципиальная общественная креативность, нужда общества в соединении его понимания окружающего и себя для всего обществ и каждого индивида - некая суперфилософия, вершинами которой - а на деле - островами над поверхностью океана смысла - являются академические философские системы и весь корпус научного знания, но так же и представляющая иногда чем-то сторонним - иные знания, например, то же упомянутое выше ведическое.

народная мудрость сегодняшнего дня заметна не менее, хотя как пространство трансляции систематических представлений вроде академических она близко не рассматривается - как вообще значение науки, скажем, для общества сегодня традиционно оставляется для торжественных и пустых заявлений "по случаю" - будто досрочно сказать: наука и философия стала неотъемлемой там стороной жизни общества, касающейся всех и каждого" - и можно не ставить вопросов, когда "и так всё ясно".

и тысячи проблем, и не решаемых в принципе, и решаемых очень плохо, возможно, ждут своего рассмотрения - еще до того, как подойти только к порогу системного научного исследования, в некоей прежде само собой разумеющейся основе - народной мудрости в очень широком понимании, которого еще очевидно нет.

скажем, мы сетуем на то, что наш быт, вещь безусловно важная и наукой через технологии и практики совершенствующийся, все равно полон больше курьёзов и досадных недостатков и в индивидуальном пользовании, что лишь слегка касается психологами, что лишь жалко используется рекламистами и маркетологами, да Бог еще знает кем - совершенно не нуждаясь в углубленном осмыслении - да ладно б только быт - стоит осознать, что при всей грандиозности медицины, психиатрии и иных систем помощи человеку в личной жизни, нет знания о жизни человека в том числе - о личной жизни - и отстутсвие даже попыток найти - нащупать - контуры как проблемы, лишь тогда способной только задать правильные вопросы - всё говорит, что наше все знание здесь убого и стоит задом к человеку.

тем не менее - для искусства это занятие главное - не только понять, что такое человек,  но даже и предлагать пути - искусство есть способ понимания человека и его вочеловечения.

но как бы ни казалось не нужным здесь понимание научное, вроде  вмешательства в душу человека - знание которое сегодня больше есть обывателтская сплетня, слишком обыкновенно используемое для издевательств дурных людей над слабыми, продуцирующее преступность в виде искажения интересов людей в их деятельности и поведении  - знание о жизни человека необходимо, и его извлечь из мути обывательских представлений - это найти в обществе мораль не только как написанные скрижали, но и как внутреннее - с пониманием причин отклонения от нравственности не только конченых злодеев, но и обычных грешников - нас - найти отличие дурноты суждений от народной мудрости, которая указывает и на пороки людей.

в том и особенность

народной мудрости,

 что она до знания о предмете концентрирует общественный опыт в формулы, указывающие на правильность,

 она есть некий "инстинкт общечеловеческой правильности".

и как таковая есть особенное знание, которое нуждается в адекватном осмыслении, очевидно, не традиционно научном, до чего вряд ли современный уровень приближается - но - специальном, которое по аналогии с философским я называю

НАРОДОМУДРИЕМ

или для коррегирования с академическим знанием -

НАРОДОСОФИЕЙ.

опыт изучения народной словесности и языка показывает, что если очертить границы предмета верно, можно начинать своеобразную "археологию" народной мудрости, тщательно складывая мельчайшие частицы и оглядывая огромные панорамы.

и как ни нормально известное "научное любопытство" - отстрие научной любознателтности- надо здесь возможно более, чем в своё время ботаники и палеолингвисты учитывать жизненную необходимость, прикладное значение даже не утверждённых теорий, а только гипотез о народной мудрости - потому, что следует успеть понять предмет настолько, чтобы существенно снизить почти неизбежность самоуничтожения человечества.

хотя это далеко не единственная опасность, и потому - не единственный смысл  актуального использования открытий практического народомудрия.

поскольку достаточно очевидно то, что непосредственной угрозой  для человечества является 1)имущественно-властная дифференциация, в том числе и из-за её генерирования конфликтов и 2)социальные  учения, направленные создателями на улучшение жизни человечества, а используемые авантюристами и властителями для создания катастроф.

вот почему

народомудрие должно стать

явной гарантией против
авантюризма претендентов на власть и
волюнтаризма власть имущих

как утверждение абсолютизма народности,
как путь трансформации элит из преферент-исключительных позиц-персон в личностно-народослужаших
- каковыми себя всегда элиты и декларируют, позиционируют - используя эту верную идею как главное средство обмана народа - пессимисты обязательно скажут, что каждое новое учение использовалось против народа - и это неизбежно - верно, но если прежде апокалипсис имел  очертания чего-то сверхъественного, то сегодня апокалипсис столь же технологичен, как пылесос или мобильный телефон - он - в нашем кармане, как бутылка водки - мы не обязательно должны распечатывать бутылку джина, чтобы выпустить джинна.

и необходимо такое приложение народомудрия как

НАРОДОРИАНСТВО -

осознанная поддержка постепенной асимптотической перспективы абсолютной народности необходимой частью общества.

       14 декабря 2021 года примерно 07:07

***
 





 


© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121121401552


Рецензии
Очень верное, на мой взгляд, проникновение в эту, редко профессионально освещаемую тему.
Очень полезная статья, спасибо автору!

Роман-Карман   01.01.2022 12:08     Заявить о нарушении
Спасибо. Так мечтаю найти Рыцаря который будет вести дело.

Август Май   01.01.2022 14:02   Заявить о нарушении