Будды в СССР

Я преподавал года два-три — с 1995 по 1997 годы — "эзотерическую литературу" студентам-психологам Кокшетауского университета, будучи инженером-строителем по образованию. Темы занятий были про Сэлинджера, Булгакова, Ивана Шмелева, Ходасевича, Волошина, Кавабату, Честертона, Моэма, Шолохова, Бродского, Шукшина, Джамбула, Ауэзова, Рождественского, Аронзона, Толстого, Розанова, Бердяева, Чехова, Горького, Шестова, Хайдеггера, Андреева, Померанца, Флоренского и того же Лосева... Почитайте хотя бы "Диалектику мифа" Алексея Лосева, это похлеще "Алмазной сутры". И намеренно исключал все остальное, как бы духовное. Ведь, по сути, именно литературная традиция стала для советских людей самой мощной духовной традицией, светской духовной традицией. И это была именно интегральная традиция интеллигенции, естественной интеллигенции духа, всплески которой отражались и в театре, и в кинематографе, и в живописи. А также в науке — это тоже духовная традиция, самая что ни на есть. И даже в советской обычной хозяйственной деятельности, где можно было встретить своих собственных патриархов дзен среди директоров совхозов, заводов и фабрик, а также среди рабочих и механизаторов, среди доярок и строителей. Дух веет, где хочет.

Тот же мастер духа Гоша из "Москвы слезам не верит" — есть только один из тысяч таких "гош", которые жили тогда в СССР. И по пониманию истины они были во многом более точны и глубоки, чем иные современные "гуру".

Тысячи фронтовиков вернулись из ада войны живыми буддами. Среди них такие бриллианты как Евгений Леонов, Юрий Никулин, Георгий Вицин и Григорий Померанц. Они не показывали буддовость, не были никакими "указателями" — они жили ею, жили буддовостью. В девяностые многие 40-летние чиновники и бизнесмены фактически были самоотверженными бодхисаттвами, спасающими живых существ. Просто оглянитесь вокруг! Будды рядом. Надо просто повернуться к себе лицом — то есть, повернуться лицом к другим! — не задом, как это обычно бывает в девяносто девяти процентах случаев.

Каждый из нас есть такая вот избушка на курьих ножках сознания. А баба-яга есть неприкаянная точка сборки. Все практики — не более, чем метла со ступой. А Иванушка — суть, которую надо съесть, не съедая, чтобы не наломать дров, не расхристать до костей сюжетную канву.

Жизнь она такая, живая, скучная и скученно-сюжетная. Не иллюзорна и не реальна. Такая как есть. Соцреализм пресловутый в своих высших проявлениях погружал читателей в буддовость по самую макушку.

Феерия "эзотерики" в 80-х и 90-х — это просто вскрыло как факт, точнее, как консервную банку вечности. Мир состоит из будд. Просто улыбнитесь жене, мужу, матери, соседу с лестничной площадки, продавцу в магазине, светофору на перекрёстке...

Дух не передается по наследству. Он звонит в колокол, который звонит по нам.


Рецензии