19 Лепесток сакуры. Интуитивность в хайку

  На протяжении двух предыдущих конкурсов мы усиленно работали над исключением оценочной характеристики автора в хайку.  Мы шли до минимализма в использовании прилагательных, исключили полностью наречия и... дошла очередь до самого главного  - имени существительного.
      
Немного из теории:
 "Масаока Сики называл хайку поэзией существительного.
В жанре трехстиший хайку сложилась своеобразная картина мира. Тема поэзии хайку - "поэт и его пейзаж", а цель - "создать многочисленные образы, человеческие и данные небом, связанные со сменой весны, лета, осени, зимы" [Масаока Сики, т.4, с.14]
В хайку представлен мир без его предыстории, его, так сказать, "географический" образ. История присутствует в хайку как история времен года, история круговорота, совершающегося в природе, причем смена времен года вовлекает в движение все предметы и события, названные в стихотворении, и принимает космический характер. Конкретные вещи, относящиеся к миру хайку, включены во всеобщность круговорота, в череду бесконечных изменений, в систему повторяемости явлений природы, так же как и конкретные однократные события, имеющие место в каждом стихотворении.
Люди и предметы, относящиеся к природе, предстают как объекты художественного наблюдения, а не как объекты действия. Мир хайку - это вполне обозримый, конкретный мир, ограниченный жесткими рамками канона. Предметы, названные в хайку, содержат в себе опосредованную соотнесенность человека и природы, то, что связывает "ближний" (конкретный) план стихотворения с "дальним" (всеобщим). Вещь существует в хайку, с одной стороны, как замкнутая внутри себя, являющаяся объектом пристального внимания, самоценная, а, с другой стороны, сама она является связью с рядом неназванных в хайку вещей, создавая дополнительную протяженности стихотворного пространства."

На прошлом конкурсе мы заметили, что не всегда имя прилагательное несёт в себе оценочную характеристику:
*
 станция Зима
 пешеходный переход
   в уличную хлябь
                (Арина Шик)

  Действительно, уличная, пешеходный  - относится к географическому признаку. Оценки автора нет. Есть описание городского пейзажа. Некоторые задались вопросом, а есть ли здесь вообще пейзаж? Если Вам дадут бумагу и карандаш, неужели Вам не захочется рядом с пешеходным переходом вдоль дороги нарисовать пару деревьев или хоть какую-нибудь растительность. Но не на это обратил внимание автор. Зима не приходит в полной мере - унылость и грусть. Ведь, если выйти в поле, не увидишь ни цветов, ни растительности - мокрый снег.  Но сегодня мы обращаем внимание на существительное. Одно из них  в представленной хайку "хлябь". Не оценка ли это происходящего? Т.е. автор посмотрел и навязал нам свою оценку через существительное.
В другой хайку автор использовал выражение "по сторонам заросли травы", это равнозначно "сторонам, заросшим травой", не правда ли? Домысливать нечего. Всё сказали за нас: хлябь, заросли травы, оберег семьи (в другой хайку)... А надо, читая хайку, включать интуицию, достраивать недостроенное, смаковать увиденное и обнаружить новое, которое является по сути когда-то давно забытым старым. Со случайным соприкосновением образом интуитивно, подсознательно, включится и память, затрагивающая в свою очередь и чувства. Да, не сразу. А кто торопится?

================
  Важно, исключая оценку автора полностью,  задействовать интуицию читателя и тем самым передать наши чувства. Для этого мы не будем писать никаких ребусов и загадок. Пишем просто и непосредственно так, чтобы саму картинку понял даже ребёнок, смог представить себе, а вот дальше.. дальше домысливают взрослые, подключая свою интуицию.  Иными словами, важно работать над ИНТУИТИВНОСТЬЮ. Присутствие автора должно быть опосредованным. Чтобы легче было справиться с поставленной задачей, перед тем, как написать хайку словами, напоминаю, напишите мысленно её на полотне, как художник, и мысленно отойдите, рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. И помните, в этот раз мы будем обращать внимание и на имена существительные, чтобы они тоже не содержали оценки автора.

  Итак, в конкурсе «ИНТУИТИВНОСТЬ В ХАЙКУ»:

оценивалось НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОЦЕНКИ АВТОРА ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ РЕЧИ, ОСОБЕННО В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Вот  достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО       (Шабалина Людмила)
1)  качели в парке
   заметает пороша
   цветок на скамье


2-Е МЕСТО   (Татьяна Янковская)
5) монах и свиток
 на заснеженном крыльце
    фигурка нэцкэ


3-Е МЕСТО  (Татьяна Янковская)
18) свеча за окном...
 сакура цвет роняет
   над гладью пруда


4-Е МЕСТО      (Татьяна Янковская)
11) льняное поле...
  полёт мотылька в цветах
    среди синевы

 15)  пламя от свечи        (Елена Графская)
   расцветает за стеклом
      чайная роза


Рецензии