Рогожин уходит в сумрак
Миллионер убийственного толка.
Чтоб удержать — решишься распылить.
Сподобишься, и бесу разрушенья
подставишься, авось своё́ решенье,
не чьё-нибудь помимо. Яму рыть —
так рыть до сердцевины мирозданья,
до двери в ад от Площади Восстанья,
и — воспарить в ночи нетопырём.
Любимая! Кому я рою яму?
Подвесть черту просвистанному ляму —
и стать никем, фактическим нулём.
Апофеоз любого безрассудства —
возвесть души исконное паскудство
в такую степень грёбаных нулей,
где мне сам чёрт не брат; ужо откуда
рукой подать до плахи бы не худо,
и то куда б уж было веселей,
чем эта бесовщина обнуленья,
бессмысленного вечного томленья!
Уж лучше бы сподобиться — и вот,
сутуля твердокаменные плечи,
палач с тобою ждёт законной встречи
и меряет шагами эшафот.
Но смертной казни нету, отменили,
и каторгой постыдно заменили
злодейской отрубанье головы.
Иду на вы! — а вы меня — в объятья,
да в золотое вырядили платье...
Мне не конца! — пощада мне, увы.
Ужо, ужо, учась хожденью в сумрак,
я контуром — намечу лишь — рисунок:
неясный, нечитаемый, кривой...
Я заметаю след, я исчезаю,
я самого себя не осязаю,
а тени — силуэт мой лобызают;
а тени рвут меня наперебой.
8 мая 2021
_________________________________________________________
Предшествующее: http://stihi.ru/2021/05/21/7717
_________________________________________________________
Свидетельство о публикации №121120906365
(Предполагаю, что где-то на сайте с Вами встречалась, судя по образу мыслей)
Рогожин, мне кажется, - символ времени. Вообще, актуальный цикл!
Стихотворение интересное.
Особенно произвела на меня впечатление третья строфа. Сильно!
Однако замечу, что недоработка звукописи последней строки этой строфы несколько снижает её мощь: кудабужбыло. Извините дилетантку...
Очень понравился финал:
я самого себя не осязаю,
а тени — силуэт мой лобызают;
а тени рвут меня напербой. (!!!)
Думаю, что и Вам он нравится)
ЗдОрово!
С уважением,
Гал Аник 12.12.2021 16:33 Заявить о нарушении
Вы единственная, кто сходу догадался, что героиня моего стиха "Летние сны петербургских предместий" это именно Настасья Филипповна. (Тогда ещё мои тексты на этой странице не подразделялись на циклы, и имя Достоевского нигде не фигурировало). Это достойно уважения. Поэтому к Вашим откликам я отношусь с особым вниманием.
Постараюсь быть добросовестным в своих разъяснениях.
Стих "Рогожин уходит в сумрак" не является собственно реминисценцией в строгом смысле этого слова, хотя основой, безусловно, послужил текст великого первоисточника.
Что же до выражения "уходить в сумрак", позаимствованного мною у Сергея Лукьяненко из его "Дозоров" и обыгрываемого мною, то оно представляет собой так называемую «концептуальную метафору» (именуемой также когнитивной м-ой), создающую новую реальность (когда метафора становится частью понятийной системы, являясь фундаментом новой реальности и меняя эту систему и все представления и действия).
Интересно также заметить, что понятия "ходить в Сумрак" и "уходить в Сумрак" у Лукьяненко имеют совершенно разный смысл.
И если выражение "ходить в Сумрак" представляет собой т. наз. ориентационную метафору,
то "уходить в Сумрак" означает совсем другое и является онтологической метафорой (т.е. другим типом концептуальной метафоры.
Почему, собственно говоря, я наделяю героя Достоевского этим свойством — умением "ходить в Сумрак" (понятие «Сумрак» имеет именно лукьяненковское значение, т.е. является метафизическим и более того — сакральным, поэтому в книгах из серии о Дозорах оно пишется с прописной буквы)?
Потому что в той картине мира, которую воспроизводит Достоевский (или, по крайней мере, которую лично я воспринимаю именно таковой) все три главных персонажа: князь Лев Мышкин, Настасья Филипповна и Рогожин, — имеют АРХЕТИПИЧЕСКУЮ природу не «людей», но «И н ы х» (князь Мышкин — Светлый Иной; Рогожин — Тёмный Иной; Настасья Филипповна — неопределившаяся потенциальная Иная, которую последовательно и поочерёдно пытаются "перетащить на свою строну" и инициировать оба этих персонажа; причём делают это с такой страстью, что она буквально разрывается между Светом и Тьмой.
Касаемо собственно "хождения в Сумрак", предлагаю вспомнить эпизод, описываемым Достоевским в ч. 3, гл. VI (когда Ипполит читает собравшимся у князя гостям свою "Исповедь", в которой подробно, на нескольких страницах, рассказывается о том, как Рогожин во фраке, белом жилете и белом галстуке в первом часу ночи отворяет дверь и входит в комнату Ипполита, запертую на замок, и долго молча, сидя на стуле, часами смотрит на лежащего в постели умирающего Ипполита с внимательной усмешкой, а затем так же молча встаёт и уходит.
Ипполита мучает вопрос: САМ ЛИ ЭТО РОГОЖИН ИЛИ НЕТ? Привидение это или реальный человек?
"Как будто льдом провели по всему моему телу: я почувствовал холод в спине... В самое то мгновение, точно угадав, что я боюсь, Рогожин отклонил свою руку, на которую облокачивался,... и стал раздвигать свой рот, точно готовился смеяться; он смотрел на меня в упор".
"На другое утро... стучались в мою дверь, в десятом часу. Когда я отворил Матрёне дверь, мне тотчас представилась мысль: КАК ЖЕ МОГ ОН ВОЙТИ, КОГДА ДВЕРЬ БЫЛА ЗАПЕРТА? Я справился и убедился, что настоящему Рогожину невозможно было войти, потому что все наши двери на ночь запираются на замок".
" Я не в силах подчиняться ТЁМНОЙ СИЛЕ, принимающей вид тарантула".
(Сравните это также со спрутом, влезающим в окно терзаемого страхом Мастера у Булгакова.)
В романах Лукьяненко Иные, умеющие "ходить в Сумрак", без труда открывают в Сумраке двери, запертые вне Сумрака.
Умели запирать двери в Сумраке.
Причём двери, запертые на первом слое Сумрака, без труда распахивались на втором слое; запертые со второго слоя, оказывались незапертыми на третьем, и т.д.
А "УХОДИЛИ В СУМРАК" Иные, которые расставались с жизнью, погибая, т.е. развоплощались, аннигилировали.
Погибшие Иные (вообще Иные бессмертны, но их можно убить, уничтожить; своей смертью в обычных условиях они не умирают).
Погибшие Иные навеки поселялись на шестом слое Сумрака.
Настасья Филипповна очень походит на ламию, обольстительную сирену, чьему зову невозможно сопротивляться.
Сакральная и профаническая ипостаси архетипа фамм фаталь, роковой женщины, несущей гибель.
Что же касается упоминаемой Вами строки, в которой, по Вашему мнению, "нарушена звукопись" ("И то куда б уж было веселей"), то у меня изначально было два варианта этой строки, причём первым был другой вариант: "И то куда уж было б веселей".
Довольно долго оставались сомнения: какой из них выбрать.
Вся звукопись в данном тексте работает на образ: разухабистого, неотёсанного, неизящного, "шершавого", не знающего удержу, взрывного, довольно звероподобного, но очень интровертного по сути мужика, немногословного, отнюдь не сладкоречивого, не краснобая, не слишком уверенного в себе, с трудом подбирающего слова, очень жёсткого по своей натуре, не знающего берегов в своей ярости и своих желаниях.
Звукопись здесь должна рисовать характер неровный, спотыкающийся о бугры и кочки собственной натуры.
Она не должна быть гладкой, безупречно вылизанной.
Подумаю ещё, на каком из вариантов данной строки остановиться окончательно.))
С благодарностью за отклик, внимание и добрые слова, а также за ценные замечания,
ваш —
Авиновицкий Леонид 14.12.2021 00:16 Заявить о нарушении
"Суха теория, мой друг..."
На человеческом, читательском уровне я сразу поняла и Ваше стихотворение, и метафоричность "сумрака" и ухода в него. И аллегорию тоже...
А за разъяснение спасибо! Вдумаюсь в него ещё раз)
Гал Аник 14.12.2021 01:14 Заявить о нарушении
Это именно МОЙ взгляд на вещи, сквозь призму системы образов Достоевского, мой фантазийный мир, населённый образами и архетипами.
Моё детище, мои Эдем и Аид, со своими пришельцами, эндемиками и изгоями.
Кстати, Достоевский и не мог закладывать в своё произведение отголоски мыслей и построений представителей последующих поколений))
Это скорее Лукьяненко и прочие пасутся на ниве Достоевского, Гоголя и иже с ними.
Как, например, Б. Акунин пасётся на Лескове.
Ну да Бог с ними.
Кстати, хочу добавить по поводу //"... что и Вам он нравится". // ))
Знаете, мне редко нравятся собственные тексты, особенно не с пылу с жару, а по прошествии некоторого времени, когда они "остынут".
Но этот текст меня, скажем так, удовлетворил.)
Ещё раз спасибо за беседу))
Буду искренне рад последующим встречам)
Авиновицкий Леонид 14.12.2021 03:03 Заявить о нарушении