Мистический смысл Данте

Читая Данте Алигьери "Божественная комедия" можно увидеть в ней и скрытый эзотерический смысл. Сама поэма состоит из трех частей: Ад, Чистилище и Рай, что вызывает невольное сравнение с Великим Деланием алхимиков (работа в черном, работа в белом и работа в красном). Символичен и образ самой Беатриче - дантовского философского камня. Как пишет поэт в "Новой жизни". она предстала ему на 9 году своей жизни в конце девятого его: "Она предстала предо мною одетая в благороднейший цвет, скромный и благопристойный, кроваво-красный, опоясанная и украшенная так, как подобало ее юному возрасту".

Но Беатриче умерла в юном возрасте, оставив память о себе в сердце Данте, чему подтверждением служит "Божественная комедия", в которой происходит трансформация ее образа, т.е. нового рождения после смерти. Мифологическая составляющая этого факта станет нам более понятна, если мы обратимся к картам Таро и Аркану Смерть. За физической смертью идет новое рождение уже в духовном мире, о чем прямо написано в Египетской и Тибетской книгах мертвых. Примечателен и образ Изиды, которая по кусочкам собирает тело Осириса. В скандинавской мифологии Один пронзает себя копьем и три дня висит на мировом древе - Игградсиль, пока не увидел руны. Образ распятого и воскресшего Бога известен и христианской традиции - это крест Христа на Голгофе.

Второе: символично и само начало "Божественной комедии". Данте пишет:

"Земную жизнь, пройдя до половины,

   Я очутился в сумрачном лесу,

   Утратив правый путь во тьме долины".

Далее поэт пишет о том ужасе, какой его охватил, когда он вошел в чащу, и о сне, его опутавшем ложью  Затем Данте встречается с тремя животными "проворной и вьющейся" рысью, львом "с подъятой гривой" и с ним "волчица, чье худое тело, Казалось все алчбы в себе несет".

В своей книге "Мистерия Грааля" Юлиус Эвола  соотносит символизм Данте с имперскими атрибутами. " В образе Беатриче у Данте... мы обнаруживаем мотив сверхестественной женщины; в любви, которая побуждает ее помогать Данте с небес, мы можем увидеть сходство с предначертанием или избранностью".

Юлиус Эвола продолжает далее: лев и волчица "соотносятся с символами блудницы, "стрегущей. словно город, место на холме", и великана, заключающего ее в свои объятия, упомянутыми во второй части поэмы. Наиболее распространенная интерпретация, согласно которой , волчица или шлюха символизирует католическую церковь, тогда как лев или гигант - французский королевский дом, представляется нам корректной".

Я не буду пересказывать далее взгляды на итальянского мыслителя на связи Данте и верных любви с имперской традицией. При желании каждый может это найти и прочесть в указанном труде.

Остановлюсь лишь на одном, пропущенном Эволой персонаже - это поэт Вергилий. Поэта Данте сопровождает его собрат из Древнего имперского Рима, создавший бессмертную "Энеиду". В этом произведении Вергилий также пишет о божественном происхождении Юлиев и высокой миссии Августа. Но за этим символизмом стоит и более глубокий. Вергилий выступает как духовный проводник, посланный самой Беатриче, чтобы ее друг, отчаявшийся и испуганный смог верный путь обресть. Он сопровождает Данте в его путешествии по Аду и Чистилищу, но покидает его на пороге земного рая.

Данте также был знаком с гностическим учением об Эвное, мысли Бога, которая воплощается в земных женщинах. Упоминание этого символа как божественного источника можно встретить в его поэме.


Рецензии