По конкурсу - А что у вас?
http://stihi.ru/2021/12/09/2616 - Итоги конкурса
Несмотря на сходство названия конкурса с одноименным названием известного детского стихотворения С.Михалкова, он не имеет к нему никакого отношения: тема стихов абсолютно свободная! Участники могли представить их в любом жанре, на любую тему и даже в любой форме строфы. Единственное ограничение: стихи должны начинаться с одной из 12-и строк отрывка стихотворения С.Михалкова "А что у вас?":
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
-А у нас в квартире газ!
А у вас?
Как ни странно, в первые дни приема мне показалось, что тема всем понравилась: авторы с энтузиазмом начали присылать на конкурс свои экспромты - чаще всего без внятного сюжета и с многочисленными помарками техники, которые они не удосужились доработать. Хотя экспромты для этого конкурса вовсе не требовались. Если мы подаем стихи на конкурс, то наше произведение должно быть законченным по содержанию и «вылизанном» по технике. По себе знаю: новые стихи очень нравятся нам сразу после их написания, а потом, часто уже на другой день, перечитывая их, начинаешь открывать в них массу недочетов и бесконечно править. Беда в том, что многие из нас забывают это делать, и они так и остаются на странице со всеми своими недочетами. Именно таких произведений - скороспелых и иногда даже бессмысленных по содержанию - в конкурсном пакете было множество. А потом заявки закончились - участники потеряли интерес к теме, и я с трудом набрала за месяц всего 30 заявок (меньшее число произведений просто нет смысла передавать на голосование судьям).
Комментировать в этой статье слабые стихи я не буду. Одно дело помогать начинающим поэтам, которые потрудились, но это пока не очень получилось вовсе не потому, что авторы без таланта, а потому, что они еще не знают базовой техники и типичных ошибок рифмовки - просто не обращали на это своего внимания! На таких авторов мне не жаль тратить время и вступать с ними в изматывающие перепалки: они научатся, потому что хотят учиться. А вот комментировать недостаток "экспа", срифмованного наспех и тут же отправленного на конкурс, мне не хочется. Это - себя не уважать.
Покажу вам только то, что понравилось, потому что получилось и содержательно, и грамотно по технике исполнения.
3. ПТИЧЬЕ ДЕЛО. ЮРИЙ БЕЛЯКОВ
Кот забрался на чердак.
Почему? Не наше дело.
Может кошка надоела,
Не отвяжется никак.
Или Тузик, местный гром,
Напугал его до смерти,
То ли просто чьи-то дети
Дом поставили вверх дном.
Может местный дед Пахом
Запустил со злости тапкой,
Или дворник встретил тряпкой,
Счастье, что не молотком.
В общем, что тут рассуждать,
Вот уже и солнце село.
Почему? Не птичье дело.
Птичье дело - хлеб клевать.
За основу взята строфа Михалкова и с некоторой иронией обыграны "михалковские" детские диалоги ни о чем, например, о том, зачем на чердак забрался кот. Хороший язык, хорошая рифмовка, логика в построении предложений и связях между ними. На фоне очень многих других стихов - это хорошо написано. Только главной мысли нет, на которой бы все это держалось. Это, считает автор, "не птичье дело". Почему, кстати, именно птичье? Вроде бы про кота вся эта история...
6. ПРОСТО ТАК НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ. ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2
Просто так ничего не бывает,
Не срывается в небо листва.
Осень, новый сезон открывая,
Убивает листву, окрыляя,
И летит золотистая стая,
Подчинённая нежным ветрам.
Просто так не бесчинствует стужа,
Не врывается в сердце сама.
Вдруг покажется, мир – безоружен,
Значит, снег обязательно нужен,
Нас укроет, очистит, закружит
Пышнотелая баба-зима.
Кто-то добрый весну приготовит,
Даст возможность любить, расцветать.
Не посмеем ему прекословить,
Все уроки природы – усвоим,
Будем жить, целоваться и строить,
Чтобы лето настало опять…
Вот здесь уже не просто плетение фраз, а наличие содержания - лирические размышления о том, что в мире нет случайностей - ни в природе ("Осень, новый сезон открывая, убивает листву, окрыляя"), ни в поступках людей ("Кто-то добрый весну приготовит, даст возможность любить, расцветать"), поэтому, чтобы "лето настало опять" нам нужно "жить, целоваться и строить". И изложение мысли внятное, и язык поэзии присутствует. Хорошо сделано.
7. ДЕЛАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО... НАТАЛЬЯ ВАСИЛАШКО
Делать было нечего. Как всегда
Дули ветра осени - вот беда:
Задрожали жалобно провода -
Телеграммы посланы не туда.
Снилось лето жаркое иль весна,
Но упали листьями письмена.
И осталась осень черным-черна -
Вот такие выдались времена.
С неба вниз распахана борозда
Без тепла и солнца, кругом вода.
Осень слёзы выпила все до дна,
Побрела по городу - вновь одна.
Загуляла до ночи, допоздна,
НАПИЛАСЯ горечи той сполна. напилась я
По дороге осень, от слёз пьяна,
Потеряла гордость. Тоски полна
Распахнула память: четверг, среда,
Воскресенье, вторник - дней череда
Прыгала обрывками - чехарда -
Не вернуться в прошлое никогда...
Делать снова нечего.
Теперь куда?
Довольно редкая архаичная форма - монорим: все строчки с рифмой одного и того же рифмента (рифмообразующей части слова, центр которой – ударная гласная А). Мне понравилось, как автор сумела передать стихами состояние персонажа - тревожность, смятение и внутренний "раздрай". Личная история здесь не рассказывается перечислением событий, а передается косвенно, мы узнаем о ней по отдельным деталям описания погоды, сезона: "с неба вниз распахана борозда без тепла и солнца, кругом вода", "по дороге осень, от слёз пьяна, потеряла гордость..." А далее, как-то незаметно, персонаж- осень уступает место персонажу-человеку, которому плохо, человеку, не знающему, что делать дальше: "распахнула память: четверг, среда, воскресенье, вторник - дней череда прыгала обрывками - чехарда - не вернуться в прошлое никогда...". Интересная композиция. Я бы только заменила слово (оно другого лексического уровня) "напилася" на более естественное и современное "напилась я".
9. ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ... ЛАРИСА КРАВЦ
Дело было вечером, делать было нечего,
Я заметила тебя у бурлящей реченьки.
Промелькнули в голове мысли безупречные.
Не пугали нас тогда гром и ветры встречные.
Молодыми были мы, юными, беспечными.
Взявшись за руки, пошли вдаль дорожкой млечною,
Доверяя лишь луне все дела сердечные.
Примеряла я в мечтах платье подвенечное.
Наша первая любовь – счастье бесконечное.
Посещало в грёзах нас чувство долговечное,
И неслось с рекою вдаль время быстротечное.
Дело было вечером, делать было нечего...
Еще один монорим, решенный в стиле народного творчества - песни или частушки. В отличие от предыдущего текста, здесь нам рассказывают личную историю: "Молодыми были мы, юными, беспечными. Взявшись за руки, пошли...", "Примеряла я в мечтах платье подвенечное..", правда, историю без начала и без конца, мы так и не знаем из стихов, куда привело персонажей "время быстротечное". Хорошая работа.
10. ТОТ, КТО... ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Тот, кто на лавочке сидел,
Уснул в моём саду.
Терпению настал предел –
К нему я подойду.
Не видно в темноте лица:
– Вам помощь не нужна?..
Сова кричала без конца,
И пряталась луна,
И шелестел зловеще куст,
Хватая за рукав.
Раздался рядом громкий хруст,
Я вздрогнул, услыхав.
Ну, всё, подумал, началось…
Я весь от страха взмок.
Зачем он здесь, полночный гость?
– Тикай! Бросай мешок!
И резкий свист издалека…
Вдруг на глазах моих
Качнулось тело чудака,
К ногам ложатся из мешка
Грушовка и налив.
А здесь уже стихами изложена целая "страшная" история с веселым и неожиданным концом. И язык грамотный и хорошо выстроенный, и рифмы четкие. Никаких претензий к стихам.
15. ЭТО ЖИЗНЬ... ЕЛЕНА АНДРЮХИНА
А у вас от счастья сердце пело?
Вам хотелось целый мир обнять,
И тому, душа чья охладела,
Своего тепла немного дать?
А у вас от горя сердце стыло,
Иль страдало будто бы в огне?
Вам хотелось, от тоски унылой,
Раствориться где-то в вышине?
Это жизнь, в ней всякое бывает,
Перевалов много на пути.
Бог и скорбь, и радость допускает,
Чтоб могли духовно мы расти!
Здесь у меня тоже нет никаких претензий к исполнению и к содержанию (связно, технично, мудро), разве что единственной: стихи, написанные с отстраненным обращением к другим и с интонацией поучения почему-то мало кому нравятся. Чисто на подсознательном уровне...
20. ПРОСТО ТАК. ОЛЬГА СВЕТОВА
Просто так не бывает на свете
Ни побед, ни улыбок, ни слёз.
Просто так не рождаются дети
И не сходятся люди всерьёз.
Ничего просто так не бывает, -
Наступает всему свой черёд.
Просто так и собака не лает,
Конь не ржёт, не мяукает кот.
И нельзя просто так, без накала,
Ни творить, ни любить, ни дружить…
Просто так я б тебе не сказала,
Что хочу быть с тобою всю жизнь.
Еще одна тема про то, что "просто так ничего не бывает", но решена она иначе, чем в стихах на эту же тему у Елены Толоконниковой. Если там - лирика с использованием образа природы, то здесь философская поэзия, где автор напрямую выдвигает нам свои аргументы ("Просто так и собака не лает, конь не ржёт, не мяукает кот..."), а потом, в концовке добавляет очень удачную фразу, которая меняет весь строй стихотворения и облагораживает текст языком поэзии: "Просто так я б тебе не сказала, что хочу быть с тобою всю жизнь".
26. А ЧТО У ВАС? ОЛЬГА ГРУБСКАЯ
- А что у вас? Опять хандра и слякоть:
Ведёт ноябрь последним дням отсчёт.
Никто не знает, сколько небу плакать
Дождями запоздалыми ещё.
Дождями, что уже и не во благо
Сочатся из небесных частых сит,
Забитых до отказа стылой влагой —
Неделю беспросветно моросит.
К утру — мороз, хрустальный звон сосулек —
Подобна осень поздняя весне.
Когда же неприглядность грязных улиц
Скатёркой кружевной укроет снег...
Прекрасное пейзажное стихотворение - в нем совсем не чувствуется искусственной привязки произведения к достаточно примитивной строфе "а что у вас", наоборот, здесь все очень мелодично и профессионально, особенно рифмы хороши (весне-снег, благо-влагой, сит-моросит, отсчет-еще) - ни одна пара не соединяет слова одной части речи в одинаковой форме! Хороши и небанальные образы: "неприглядность грязных улиц скатёркой кружевной укроет снег", "дождями, что уже и не во благо сочатся из небесных частых сит", "никто не знает сколько небу плакать дождями...". Лаконичная и очень выразительная и пейзажная лирика! Единственный небольшой изъян - слабая рифма "сосулек-улиц", хотя и эти слова, пусть и не имеющие общих рифментов, при этом почему-то почти не коробят мой слух своей несхожестью...
27. ТАК ПРОСТО ЗАБУДЕТСЯ ВСЁ. ЛЕНА ОЛИВВЛА
Просто... Так просто забудется всё?
Тёплая встреча на школьной линейке,
Твой поцелуй осторожный в висок,
Малость потрепанный томик Басё,
В спешке оставленный мной на скамейке.
Зонт на двоих, укрывающий нас
Не от холодных сверкающих капель,
Что по асфальту пускаются в пляс,
А от пропитанных завистью глаз
Немолодого прохожего в шляпе.
Столько девчонок в тебя влюблено,
Только меня ты зовёшь на свиданье
И покупаешь билеты в кино...
Да, не вчера это было. Давно.
Нет, не забудутся воспоминанья.
Строфа-пятистрочник - всегда украшение стихов: и рифмовка в ней слышна, и не банально. Отличная лирика, где есть ясное и логичное изложение авторских мыслей - воспоминания о любви, и прекрасно подобранные рифмы (почти ни одной параллельной). Хорошо задуман фрагмент про зонт на двоих "укрывающий нас не от холодных сверкающих капель, что по асфальту пускаются в пляс, а от пропитанных завистью глаз немолодого прохожего в шляпе". И в целом, очень приятно встретить правильный, литературный русский язык, без вынужденных инверсий и вставок чего-то случайного и нелепого в целях укладки под размер и в рифму... Здесь автор везде говорит свободно, без напряга, как сказал бы прозой, но у него получается в рифму, с мелодией звучания!
29. ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ. МАРИНА ВИНОГРАДОВА ЮРЧЕНКО
А что у вас? У нас – густая тьма.
Уходит осень. Близится зима.
И, кажется, мирские холода,
и эта грязь, и сырость навсегда.
Когда земля уходит из-под ног,
какой тогда от модных туфель прок?
А лучше пару кирзовых сапог –
на том, кто удержаться бы помог.
Но рядом нет участливой души.
Стремится сплин удавкою душить.
На небо цвета тёмного сукна
гляжу одна с тоской в квадрат окна.
Квадрат лицом чернеет неспроста.
Худое пусть изыдет, как с куста...
Приснится нынче туфелька – к добру.
Уйду из черноты я поутру.
На мой взгляд, это самые удачные стихи в пакете. Прекрасная лирика, причем, не чисто пейзажная, а еще и интимная - очень удачно сделан переход от описания осенней погоды ("Уходит осень. Близится зима. И, кажется, мирские холода, и эта грязь, и сырость навсегда") к теме одиночества: "Когда земля уходит из-под ног, какой тогда от модных туфель прок? А лучше пару кирзовых сапог – на том, кто удержаться бы помог" - это просто великолепная по содержанию строфа! Нравится и образ черного квадрата - темного окна, который "неспроста лицом чернеет", нравится и оптимистическая концовка. Словом, все интересно, выразительно и абсолютно небанально сделано!
____________________________________________________
А теперь я покажу вам тексты еще пяти стихотворений, содержание которых мне понравилось - и внятно по изложению, и небанально по сюжету написанные стихи, но, к сожалению, в них есть небольшие недочеты техники исполнения, которые мне не позволили отобрать их в шорт лист.
8. КОТ ЗАБРАЛСЯ НА ЧЕРДАК. ПОЛИКАРПОВА ДАРЬЯ
Кот забрался на чердак - караулит осень.
Изумрудный хитрый глаз в темноте горит.
Ходят-бродят под окном каждый год без спросу
оборванцы и расстриги, ветры-сентябри.
Грустный лист припал к стеклу, просится погреться.
Усажу его к печи, чаем напою.
И укутаю шарфом, прижимая к сердцу.
Как никто, поймёт листок грусть-печаль мою.
001 01 01 10 00 10
001 01 01 10 00 1
001 01 01 00 10 10
001 01 01 10 10 1
Улетает в дальний край лето синеокое, изменился тип рифмы
на мгновение мелькнув, канет в никуда.
Мне б прильнуть к нему щекой, задержаться около,
но с простуженных небес льёт на жизнь вода.
001 01 01 10 00 10 0 дактилическое окончание
001 00 01 10 00 1
Жалко радость провожать, расставаньем мучаясь.
Тёплый август, задержись на два дня хотя б.
...Мокнет ива у реки, как и я, плакучая.
Ловит кот на чердаке пасмурный сентябрь.
Стихи написаны логаэдом с анакрузой, где каждая строка состоит из полустроки 3 ямба и полустроки 3 хорея - довольно сложная конструкция ритма:
001 01 01/ 10 00 10
001 01 01 / 10 00 1
и все было бы хорошо, если бы последние две строфы не поменяли бы тип рифмовки - включилось дактилическое окончание вместо женского (как в 1 и строфах). А по содержанию мне очень понравилось, и поэтический язык здесь прекрасный.
12. ЕНОТЫ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
Просто так я сел на лавку
Наблюдать за червяком,
Как ползет он вдоль канавки.
Бак для мусора РЯДКОМ.
Вдруг какое-то шуршание
СЛЫШУ в мусоре СЛЕГКА,
В дырке пальцы обезьяньи,
Следом мордочка зверька,
Где глаза - круги, как маска,
В белой шерстке черный нос,
Шубка СЕРОГО ОКРАСА,
И в полоску длинный хвост,
Уши вытянуты кверху,
Я узнал его - енот,
Он, решив, я - не помеха,
Замурлыкал, словно кот.
И потом из той же дырки
Показался новый зверь,
Не мяукал он, а фыркал,
Словно спрашивал: "Где дверь?"
За вторым нос сунул третий,
А всего их было пять.
Видно, зверь мурлыкал детям,
Что им можно вылезать.
На меня глядит семейка
Пять енотов, верь-не верь.
Окружили всю скамейку,
Даже страшно - дикий зверь.
Я достал печенья пачку,
Полпеченья разломил,
Вдаль от лавки, как собачкам,
Бросил им, что было сил.
Понеслись хвостами кверху
За добычей, кто быстрей.
А Я ВЫБЕЖАЛ ИЗ СКВЕРА,
ОЧЕНЬ Я ЛЮБЛЮ ЗВЕРЕЙ.
Рассказ в стихах, который понравился бы детям. Но, к сожалению (чего категорически нельзя делать особенно в жанре "стихи для детей") слишком много недочетов речи. "Бак для мусора РЯДКОМ". Почему "рядком"? Рядом, рядышком... "СЛЫШУ в мусоре СЛЕГКА." - Правильно: "едва", или "слышу тихое". "Шубка СЕРОГО ОКРАСА" - это годится только для учебника биологии, а в стихах для детей (да и вообще в стихах)нужна просто "серая шубка"! Ну, и наконец, меня добила престранная фраза в заключении: "а я выбежал из сквера, очень я люблю зверей." - даже не знаю, как ее комментировать! ))). А в целом, интересно. Этот рассказ бы доработать - цены бы ему не было!
19. ГАЛКИН ДОЗОР. ИНОК ПАИСИЙ
Галка села на заборе,
Ну и пусть себе сидит.
Словно богатырь в дозоре
Со штакетника глядит.
Не пройдет спокойно баба
До колодца за водой.
Галка, чуть её завидя, рифма
Поднимает шум такой!
Ей вторИт с ореха сойка,
Начиная балаган.
Бдит, оповещая бойко
Всех окрестных прихожан.
Дьяк смеется: "Ваши горла
Мне хотя бы на часок.
Я бы смог читать Апостол
Без запинки между строк".
Но не слышит Его галка, РУ
Со штакетника трещит,
С двУмя ведрами хозяйке РУ
По-галчиному грозит.
Выразительная картинка поселка с главным персонажем - галкой. Неплохие стихи, но, к сожалению, в них слишком много мелких и легко исправимых недочетов техники стихосложения. Очень обидная ошибка - потеря рифмы во второй строфе: "баба-завидя". В третьей строфе "вторИт" - не то ударение, правильно "втОрит". А в последней строфе нужно просто переставить слова, чтобы избежать распада ритмического ударения: вместо "но не слышит Его галка" (ритм вынуждает произносить "его" с ударением на Е) использовать "но егО не слышит галка", а вместо "с двУмя ведрами хозяйке" - "с вЁдрами двумЯ хозяйке" (или "с вЁдрами воды хозяйке").
21. ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН
Свидание после дождичка в четверг, или больше я не верю поговоркам.
Дело было вечером в четверг;
дождь очередной прошёл, я вымок.
Это наш с тобой заветный сквер.
Неужели всё непоправимо?
Ты сказала: «Жди», и я СТОЯЛ.
Совпадали четверги с дождями.
Столько четвергов тебя ПРОЖДАЛ,
породнившись в сквере с фонарями!
Ты не приходила, плакал дуб,
слёзы с листьев ветром вытирая,
а фонарь разбрызгав темноту
помогал дорожку освещая. рифма
Мы повздОрилИ, я был не ПРАВ.
СМСки слал, так было худо,
и просил простить средь пылких ФРАЗ... рифма
Наконец дождался. Словно чудо,
радугою зонтик над тобой,
ветер парусит одежд оборки.
Стало так легко – в душе гобой.*
Больше я не верю поговоркам.
* – Чаще всего соната для гобоя до минор RV 53 А.Вивальди
Понравилось содержание - выразительно раскрыто крылатое выражение "после дождичка в четверг". Стихи имели бы бОльший успех, если бы автор поработал над подбором рифм. Они почти везде или неточные (вымок-непоправимо, прав-фраз) либо параллельные, то есть, соединяют одинаковые части речи (вытирая-осещая, стоял-подождал). Вообще в стихосложении следует всячески избегать ставить в одну пару рифмовку двух глаголов, двух причастий или двух деепричастий - это будет то, что называется "непрофессионально"... (удачные исключения у мастеров встречаются, но только как отдельные исключения...)
28. ПРОСТО ТАК? СЕМЕН ЮЛИН
Просто так всё изменилось
В нашей жизни непростой.
Это божеская милость:
Был ковид, а я живой.
Значит, нужен для чего-то,
Может что-то не успел.
Надо выйти из цейтнота
Суеты потока дел.
Посмотреть на всё спокойно.
Для чего мне повезло?
МОЖЕТ Я КОМУ НЕВОЛЬНО
ПРИНЕСУ ДОБРО ИЛЬ ЗЛО?
Сюжет задуман хорошо - размышления о том, почему человеку был дан шанс остаться живым? Что бы что-то совершить! Но концовка получилась лексически неточная: добро приносят, а зло ПРИЧИНЯЮТ. Это с точки зрения лексики. А с точки зрения смысла мне вообще последняя фраза не по душе: повезло выжить потому, что персонаж теперь сможет кому-то невольно причинить зло??
*********************************
На этом все. Спасибо всем, кто прислал на этот конкурс свои произведения. Благодаря этим авторам у меня появился материал для написания этой статьи, которая (я очень надеюсь) кому-то окажется полезной. С теплом, Ваша Алкора, 03.12.21.
Свидетельство о публикации №121120904926
Вот вполне мирная поэтесса пишет про всем известный насквозь чёрный квадрат.
Как Малевич связан с Михалковым? Я не поняла. Но это лучшие стихи конкурса.
И автор написала их об интимном.
Об интимных глубинах полотна? Души? О прочих интимностях текста автора?
Вот тебе, бабушка, и конкурс поэзии по мотивам стихотворения детского писателя.
Лариса Дудина 12.12.2021 14:34 Заявить о нарушении
Творческих успехов!
Творческая Мастерская Алкоры 13.12.2021 08:52 Заявить о нарушении
Когда недоброе на сайте затевают.
Лариса Дудина 13.12.2021 09:13 Заявить о нарушении