Что с Шотландией случится

Тот, кого нельзя называть

где все те поколения которые нас родили
где герои атланты конкистадоры с ацтеками и прочие ольмеки
где перевоспитавшиеся мориори в конце концов
мы их всех съели


Руки

И в правой свет, и в левой тьма,
И не сойти с ума.
И каждая права рука,
И пропасть глубока.

Спасет ли враг, предаст ли друг –
Которой из двоих
Я заплачу за свет вокруг
И тьму и этот стих?

Стрекоз и пчел в одной полно,
И мух полно в другой –
И пропасть с ними заодно.
И никого – с тобой.


Что с Шотландией случится

Все исчезло, все забыто,
Мир другой, земля другая.
Лошадиные копыта
Дробь по крышам отбивают.

Бледный рыцарь с донесеньем
В лагерь мертвых гонит лошадь.
Снова выиграл сраженье
Тот, кто выиграть не может.

Призрак призрака обнимет
Как предателя и друга.
Леди Макбет сменит имя,
И эпоху, и супруга.

Что с Шотландией случится? –
Это только ведьмы знают.
Те же три большие птицы
За окном не умолкают.

Вот и всадник запоздалый!
– Чем порадовали духи?
– Сердцу биться тесно стало,
Вслед прокаркали старухи.

Что кричали – неизвестно,
Не расслышал ни полслова.
Я спешил к тебе, невеста!
Ты скучала? С кем?
– С Лесковым.


Судья на покаянии
                …И читал газеты. А. Камю

Жил, блудил, читал газеты,
Человеком был приятным.
Но напишут не про это,
А напишут о занятном.

Чтоб ломать головоломку,
Ужас дня глотать запоем.
О какой-нибудь поломке,
Что-нибудь о паранойе.

Чтобы, скажем, деймос вечный
Отступал перед сознаньем
Этой жути человечьей –
Как судья на покаянье.

Жуть обычная такая,
Сероглаза, долгонога.
В пот цыгана на дорогу
Осужденного бросает.


Происшествие

Все кричали и бежали,
Все по городу неслись.
Мы на улице стояли,
Будто только родились.
Ничего не понимая,
Не бежали никуда.
Ты сказал: «Хотите чая?»
Я тебе сказала: «Да».


За тридевять земель

Мир начинался за мостом –
И тот был давностью разрушен, –
За диким розовым кустом,
Таинственный и равнодушный.

И не товарищ, и не враг,
Но для гуляющего взглядом
Не поле перейти, овраг –
Высокой степени награда.

Там открывались чудеса,
Вне времени, в волшебном свете,
Где можно потерять глаза
И от волненья не заметить.

Казалось, всюду жизнь сама
Идет по главному закону,
Под солнцем белые дома,
Как голуби, парят над склоном.

Вот ящерицы изумруд
Хранит покой на теплом камне,
И бытие свершает тут
Себя решительней, чем Гамлет…

О расстоянья детских лет!
Перешагнешь – и нет оврага.
И ближний мир, и дальний свет
Горят, как добрая бумага.


Дым-дымок

Море, море без дорог,
Ляг на запад и восток!
Принеси гостей, волна!
Разлилось: «Война, война…»

Караваев каравай,
Шире скатерть расстилай!
Вместо хлебного зерна
Накрошил: «Война, война…»

Сизый голубь в руку сел,
С голой веткой прилетел.
Вместо «гули-гулина»
Уронил: «Война, война…»

Быстрый ветер вороной,
Стань недвижною стеной! –
Нет прохода, ночь темна…
Дым-дымок идет: «Война!»


По направлению к Эдему

Ночь – чернее не бывает,
Дальний выключили свет,
Где-то там, в Долине Рая,
В миллионе долгих лет.

Чужеземная поломка
Изменила все вокруг,
Вишни, падавшие громко,
Потеряли цвет и звук.

Смысл всей архитектуры
В бездне космоса пропал.
Не вернулся с перекура
Тот, кто звезды выдыхал.

Не придал никто значенья,
Хоть кричала тьма в зрачки…
На окраине творенья
Не считались светлячки.
………
В мире невидаль исчезла
Кровь текла – и не течет
Простоявшая на честном
Слова больше не дает
………
Покатился гром
По небу колесом
Вот и здравствуй зима
Вот и ты сошла с ума
А о том кто потом
Даже страшно подумать
………
Да и быть того не может,
И не будет никогда.
Но теряет осторожность
Любопытная звезда.

И висит на ветке сливой,
И сверкает горячо.
Может, кто не из пугливых
И сорвет ее еще.

Только я уже не буду
Трогать звезды на крови.
Точно так висел Иуда.
Ты поверь ее любви –

Урони пустую руку,
В пропасть неба отпусти.
Ходят звездочки по кругу,
По девятому пути.
………
Потом прокукарекает петух,
Как коробок, откроется квартира,
И выскользнет в большое утро дух
Из маленького прожитого мира.

Куда пойдем, свободная душа?
Каким он будет, первый день на свете?
Сказать бы «от восторга не дыша»,
Не говоря, что и дышать не светит.
………
Чтобы жить в обратном времени,
Чтобы снова, боже мой,
Передрались эти с теми бы,
А потом пошли домой,

И на руки брали матери
Сыновей и дочерей,
И рожали бы в палате их
У Эдемовых дверей.
………
Потом, в материи другой,
В своем подлунном состоянье,
Все будет морем и волной,
Землей счастливого незнанья.

Как лепестки в ночном саду,
Ресницы ветер закрывает
И обрывает на ходу
Звезду слепого урожая.

Она, наверно, прорастет,
В сырую землю пустит корни,
Ромашкой в поле расцветет
И обо мне опять не вспомнит.
………
Такой дождливою зимой,
Когда ничто не происходит
И ни с тобой, и ни со мной,
И ни в бессмысленной природе,

Ведь где-нибудь всему взамен
Горит бенгальскими огнями,
Не обращаясь в прах и тлен,
Все не случившееся с нами.

И со звездою говорит
Душа в пространстве необъятном.
Летит во мгле метеорит
Над мокрой улицей Канатной.

А там… Когда восходит там
Планета в небе голубая,
А Ева спит, глядит Адам
На Землю. В направленье рая.


Сотворение снежной бабы

Проснешься – снега за окном!
Уже не думаешь откуда –
Все принимая целиком
Как неотъемлемое чудо.

Из белой тишины, Творец,
Лепи творение любое!
И человека, наконец.
И бабу с уличной метлою.


Рецензии
Наталья, здравствуйте. Здесь лучшими мне показались стихи:

«По направлению к Эдему»,
«За тридевять земель»,
«Руки»,
«В обратном направлении»
(«Ночь - чернее не бывает...»,
«Да и быть того не может...»,
«Потом прокукарекает петух...»,
«Потом, в материи другой...»),
«Что с Шотландией случится».

"И в правой свет, и в левой тьма,
И не сойти с ума.
И каждая права рука,
И пропасть глубока..."
(«Руки»)

Тут будто слышишь саму Кассандру. Да, так глубоко проникать в суть происходящего с нашим миром, любить его за светлое - и одновременно ненавидеть всё низкое и тёмное в мире, гореть желанием спасти земной мир, предупредить людей - и, если уж начистоту, не верить в его спасение... Быть смелой взглянуть в лицо того, кто ответствен за всё, что творится в созданном им мире, пытаться до него достучаться... Нелёгкое это бремя. Во многих Ваших стихах проступает лик Кассандры-предсказательницы.

("...Что с Шотландией случится? -
Это только ведьмы знают.
Те же три большие птицы
За окном не умолкают". -
Этой строфой Вы словно подводите читателя к мысли о Кассандре.)

"...И никого - с тобой". Да. Говоришь людям - а они тебя не слышат. Не хотят слышать, затыкают уши. Не расстаются с соломинкой своей надежды. Ибо таков уж человек.
("где все те поколения которые нас родили / где герои атланты конкистадоры с ацтеками и прочие ольмеки / ... / мы их всех съели". - Вот именно, почему больше нет в мире великих, "атлантов"? Не потому ли, что мы не видим ничего дальше своего носа? Дайте мне прожить свою жизнь в комфорте, а после - хоть трава не расти. Скучно атлантам с такими нами. К чему им хлопотать ради нас, держать небо на своих плечах?..)
("...А напишут о занятном. / Чтоб ломать головоломку, / Ужас дня глотать запоем. / О какой-нибудь поломке, / Что-нибудь о паранойе". - Да, любим мы что-нибудь щекочущее нервы, всякие искусственные ужастики. "Хлеба и зрелищ" - вопит плебс. Неприятно попасть в лапы к журналистам: их мало заботит правда о человеке. И публике правда о человеке - скучна, лучше раздобудьте ей из его грязного белья какую-нибудь щекотливую деталь...)

"...Спасет ли враг, предаст ли друг -
Которой из двоих
Я заплачу за свет вокруг
И тьму и этот стих?"
(«Руки») -

невозможно, как красиво. Человек так не может говорить, это будто из беседы ангелов между собой... Сама Кассандра не скажет заранее, как она отреагирует на очередное известие: проявится ли её любовь к людям или ненависть.

Наталья, я с самого начала расслышала этот Ваш голос, поэтому и читаю цикл за циклом. Но писать отклики становится всё сложнее: Ваша эрудиция намного превосходит мою, особенно о политике мне судить трудно, я запуталась. И вообще Вы поднимаетесь всё выше и выше, говорите уже не о женском, а общепланетарном, заглядываете в отдалённые времена - в прошлое и будущее. Я ещё более-менее понимаю Вас, когда Вы пишете о переживаниях женщины, но зачастую перестаю понимать, о чём идёт речь в Ваших стихах-раздумьях. Чувствую, что хватит мне высказываться о Ваших циклах. Читать их я буду и в дальнейшем, а вот для комментариев - не знаю, созрею или уже нет.

(Кстати, "Тот, кого нельзя называть" - этот заголовок можно трактовать в том смысле, что окружающие дают понять Кассандре: ты уж чересчур ставишь себя на одну доску с Богом. А кроме того, вспоминается: в книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере рядовые волшебники так упоминали о Волдеморте, чтобы не притянуть к себе его внимание, произнеся имя.
"Только я уже не буду / Трогать звезды на крови" - ассоциируется с Храмом Спаса на Крови.)

За тридевять земель

Мир начинался за мостом -
И тот был давностью разрушен, -
За диким розовым кустом,
Таинственный и равнодушный.

И не товарищ, и не враг,
Но для гуляющего взглядом -
Не поле перейти, овраг -
Высокой степени награда.

Там открывались чудеса,
Вне времени, в волшебном свете,
Где можно потерять глаза
И от волненья не заметить.

Казалось, всюду жизнь сама
Идет по главному закону,
Под солнцем белые дома,
Как голуби, парят над склоном.

Вот ящерицы изумруд
Хранит покой на теплом камне,
И бытие свершает тут
Себя решительней, чем Гамлет…

О, расстоянья детских лет!
Перешагнешь - и нет оврага.
И ближний мир, и дальний свет
Горят, как добрая бумага.

Потрясающе. Словно о красоте мира говорит волшебник. И чудится мне в этой картине, в этой речи что-то родное-родное. Есть на здешнем сайте такой автор - Tranquil
(http://stihi.ru/avtor/tranquil).
Раньше на его странице были стихи, похожие на это Ваше. И в них мне тоже слышалось что-то родное-родное. Он поудалял все прежние свои циклы (вернул назад лишь какие-то крохи), теперь там совершенно другие стихи-верлибры, другой тон...

И что же это за "мир за оврагом"? Может быть, такой виделась Творцу Земля в начале творения. Но он не учёл чего-то, в мире что-то сломалось и всё пошло наперекосяк. А он даже и не заметил и продолжает видеть свою первоначальную картинку... А может быть, это человеческое представление о Рае. Но Рай отделён от нашего мира непроходимым оврагом. И только детскому воображению кажется, что перешагнёшь через овраг - и ты уже в том мире. На самом деле он "за тридевять земель", это параллельный мир... В нашем же сломавшемся мире всё будет идти вот по такой логике:

"Ночь - чернее не бывает,
Дальний выключили свет,
Где-то там, в Долине Рая,
В миллионе долгих лет.
Чужеземная поломка
Изменила все вокруг,
Вишни, падавшие громко,
Потеряли цвет и звук...
Не придал никто значенья,
Хоть кричала тьма в зрачки…
На окраине творенья
Не считались светлячки".
(«В обратном направлении»)

"Все исчезло, все забыто,
Мир другой, земля другая.
Лошадиные копыта
Дробь по крышам отбивают.
Бледный рыцарь с донесеньем
В лагерь мертвых гонит лошадь.
Снова выиграл сраженье
Тот, кто выиграть не может..."
(«Что с Шотландией случится»)

"Потом прокукарекает петух,
Как коробок, откроется квартира,
И выскользнет в большое утро дух
Из маленького прожитого мира.
Куда пойдем, свободная душа?
Каким он будет, первый день на свете?
Сказать бы «от восторга не дыша»,
Не говоря, что и дышать не светит".
(«В обратном направлении»)

Марина Андреева 10   08.10.2024 22:15     Заявить о нарушении
И - как бы отдельно от всего цикла, как подытоживание, как взгляд с высоты:

По направлению к Эдему

Такой дождливою зимой,
Когда ничто не происходит
И ни с тобой, и ни со мной,
И ни в бессмысленной природе,

Ведь где-нибудь всему взамен
Горит бенгальскими огнями,
Не обращаясь в прах и тлен,
Все не случившееся с нами.

И со звездою говорит
Душа в пространстве необъятном.
Летит во мгле метеорит
Над мокрой улицей Канатной.

А там… Когда восходит там
Планета в небе голубая,
А Ева спит, глядит Адам
На Землю. В направленье рая.

Нет слов, Наталья. У Вас немало прекрасных стихов, но это, по-моему, самое лучшее. Настоящий шедевр.
"...Ведь где-нибудь всему взамен
Горит бенгальскими огнями,
Не обращаясь в прах и тлен,
Все не случившееся с нами".

Георгий Иванов
* * *
На один восхитительный миг,
Словно отблеск заката-рассвета,
Словно чайки серебряный крик,
Мне однажды почудилось это.

Просияла - как счастье во сне -
Невозможная встреча-прощанье -
То, что было обещано мне,
То, в чем Бог не сдержал обещанья.

Г. Иванов
* * *
В шуме ветра, в детском плаче,
В тишине, в словах прощанья:
<А могло бы быть иначе>, -
Слышу я, как обещанье.

Одевает в саван нежный
Всю тщету, все неудачи -
Тень надежды безнадежной:
<А могло бы быть иначе>.

Заметает сумрак снежный
Все поля, все расстоянья.
Тень надежды безнадежной
Превращается в сиянье.

Все сгоревшие поленья,
Все решённые задачи,
Все слова, все преступленья...

А могло бы быть иначе.

Анна Ахматова
* * *
Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, теплый и веселый...
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.

А мы живем торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налету ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь.

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос Музы еле слышный.

Елизавета Стюарт
* * *
За всё спасибо, добрый друг:
За то, что был ты вправду другом,
За тот в медовых травах луг,
За месяц тоненький над лугом.

За то селенье над рекой,
Куда я шла, забыв про усталь,
За чувства, ставшие строкой,
За строки, вызванные чувством.

За нити лёгкого дождя,
Пронизанные солнца светом,
За то, что, даже уходя,
Ты всё же был со мной... За это!..

За всё тебя благодарю:
За блеск реки, за скрип уключин,
За позднюю мою зарю,
На миг прорезавшую тучи.

За то, что мне любовь твоя
Была порой нужнее хлеба...
За то, что выдумала я
Тебя таким, каким ты не был!..

Это классика. Люблю все 4 эти стихотворения. Ваше «По направлению к Эдему» по глубине мысли и с поэтической точки зрения не уступает им, Наталья. И Ваше, и каждое из этих четырёх говорят о переживании чувства: "Всё не случившееся с нами". Но каждое говорит по-разному. У Вас - предсказывание, предчувствие иного, параллельного мира, где "всё не случившееся с нами" сбывается и длится долго, не переходя в привычку, горит не истлевая. Мы, женщины, мечтаем о таком мире как о рае. Вот там твоя душа должна бы распахнуться. Там тебя потянет говорить с звездою "в пространстве необъятном". В нашем же мире та же самая звезда оборачивается всего лишь жалким метеоритом, да и тот скрыт дождевыми тучами... Мы грезим Раем, мы почти ощущаем, что Рай реально где-то есть. И что же? Адам из того мира-Рая тоже мечтает о своём рае. Ему кажется, что в мире будущего, на голубой планете, он и Ева были бы гораздо счастливее...

Мы ничего не знаем об иных мирах. Тот таинственный мир за оврагом соблазнителен только внешне, только зрительно. На деле он может оказаться равнодушным - "И не товарищ, и не враг". Так, значит, нечего людям надеяться и мечтать о счастье?..
"Куда пойдем, свободная душа? / Каким он будет, первый день на свете?" - и об этом разве можно знать?..

Всего Вам доброго, Наталья.

Марина Андреева 10   08.10.2024 22:31   Заявить о нарушении
Нам отрезают связь с миром, для нашего спокойствия и чтобы не набродило. Сложно со связью. Набродило вот такое.
Чувство, что мы с Вами без слов говорим, Марина. Спасибо за диалог. Неважно, как поймется, но кажется, Вы прочтете.
Эдемский ответ)

Глобус (Одержимость)

Больше грохота и свиста,
Прихотливей реквизит.
Театр требует артиста,
Или театр прогорит.

Или вдруг проснется зритель,
Тот, что зрит, на все забив,
В наше райское жилище,
Тишины не пережив.

Душит пауза в антракте,
И от этого сильней
Крикнуть хочется: «Исправьте!».
Получается: «Забей».

И не действие, а действо
Перед веками скользит…
Он проснется! Не надейся,
Одержимость победит.

А на меньшее и кошка
Вам хвостом не поведет.
Он-то больше на немножко
Слышал в мире громких нот.

Перстнева Наталья   12.10.2024 01:23   Заявить о нарушении
там "Сумасбродней реквизит"
хотя реквизит не может сбрести, но это не про разум

Перстнева Наталья   12.10.2024 03:39   Заявить о нарушении
"Нам отрезают связь с миром, для нашего спокойствия и чтобы не набродило".
О Господи, когда же это кончится!..
"Чувство, что мы с Вами без слов говорим, Марина".
Ну, не совсем без слов. Я говорю с Вами через Ваши стихи. Правда, хотелось бы быть уверенной, что Вы всё от меня прочитываете. А когда возникает ощущение, что говоришь в пустоту... Но пока я действительно чувствовала интуитивно, что Вы меня слышали.
Вы большой Поэт, Наталья. Ну, я Вам всё уже сказала... Мне бы хотелось, чтобы Вы не чувствовали себя одинокой до беспросветности.
С глубоким уважением и теплом,

Марина Андреева 10   12.10.2024 23:42   Заявить о нарушении
не в пустоту точно
что-то я пробовала ответить в личку, но, возможно, не сработало
просто ни сайты, ни почта не открываются практически или совсем не открываются
спасибо за все, Марина

Перстнева Наталья   13.10.2024 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.