Стихотворение месяца 102 - Обзор Алекса Андреева

Здравствуйте все! Традиционно прошу: извините, если кого не обидел :)

1. "Хотелось"

Очень хочется любить
Хрупкий маленький подснежник
И людей боготворить
За хорошее, конечно.

И молиться на звезду,
На её красу и целость.
Я себя не превзойду,
А хотелось бы... Хотелось!

Без любви мир тускл и пуст,
А с любовью он огромен.
Пусть уходит в небо грусть
И живёт себе укромно.

Утром встану и скажу:
"Нужен позарез подснежник!"
Неба синий абажур
Будет сонно безмятежен.

Через поле, через луг
Зашагаю простодушно.
А найдя хоть пару штук,
Поделюсь. Мне два не нужно.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Милое простодушное стихотворение о том, как лирический герой хочет всем добра, а себе подснежник. Но есть почему-то такая тенденция у милых простодушных стихов – впадать в необязательное многословие. Уже в первых двух строфах легко можно обойтись без совершенно пустых строк 4 и 6, да и «хотелось» – не настолько сильное чувство, чтобы подчёркивать его повтором. К сожалению, ненужных слов много по всему тексту.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
2. "Разведка боем"

Снова траншеи роем,
Дел неучтённых тьма...
Утром разведку боем
Произвела зима.
 
Робкий и неумелый
Так же, как в прошлый век,
Падал на землю белый
И осторожный снег.
 
С неба большая стая,
Будто бы мошкара.
Лишь прикоснётся - тает,
Видимо, не пора.
 
Где-то поют метели,
И на дорогах лёд.
Вестники прилетели -
Скоро сама придёт.
 
Кружатся минус с плюсом,
Осень кончает бал...

Нет, в ЖКО не трусы,
Просто у них аврал!
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Прикольный и задорный по ритму стих. Жаль только, вторая строфа практически один в один срисована с известной песни «Заметает зима». А начало четвёртой напомнило знаменитую песенку про трущихся спиной о земную ось медведей из «Кавказской пленницы». Получился винегрет из классики прошлого века под бытовым маслом.
ТЕХНИКА: 4
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
3. "Хроники смутного времени"

Сюжеты стали все похожи на январь:
короткий слог, но долгое сомненье
в необходимости заканчивать строку.
Ты трудно отвыкаешь от багряных

коней. Вокруг слышны тревожные звонки.
Снежинки забывают пасть на землю,
и солнце забывает о Земле. Смотри,
как изумлённые деревья дышат

с тобою воздухом одним. "Вначале бы"
подхватывает "ло" – ты здесь не первый.
Воздеть бы сучья – у тебя их нет. Возьми
стило и напиши, что кони
ещё несутся и ещё багряны.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Рецензии рискуют превратиться в подобие стихов: короткий слог, но смутное сомненье в том, что надо о них писать хоть что-нибудь. Багряный, несущийся куда-то конь? Ну ладно, а дальше что? Нет сучьев – да, обидно, но хуже, что и смысла тоже нет.
ТЕХНИКА: 4
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
4. "Таракан в радиоле"

Таракан в радиоле. Ему тепло.
Он вибрации звука оценивает на ощупь.
Мне нравится новая песня "Плот",
Но Лев поёт "Соловьиную рощу".
Соседка за солью пришла. Тогда
Почему-то к соседям ходили за солью,
Обещали когда-нибудь всё отдать:
Сахар, муку, то, что брали спросонья.

Я готовлю кашу, варю яйцо,
Яйцо – таракану, добавлю "борной".
Надо с ним покончить, в конце концов,
А завтра поедем на игру сборной.
Заводской автобус, наш коллектив,
Пару-тройку лет не была в столице.
Я к тебе плечом прислонюсь в пути,
Хватит нам в быту столько лет вариться.

На шкале в радиоле сидит таракан
В освещении рампы – под внутренней лампой.
Он, возможно, готов танцевать канкан,
У него удивительно стройные лапы.
А маленькой дочери третий год,
Не поймёт, как пролез он туда сквозь трещинку,
Говорит о нём восхищённо: "Поёт! "
Конечно, поёт. Баритоном Лещенко.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Улыбнуло. Казалось бы, столько нафталина сразу, что хватило бы на склад обмундирования как минимум дивизии, а то и армии, но вкусные детальки делают атмосферу. Ну, и настоящего болельщика не может не порадовать сам факт рифмовки (национальной?) сборной с борной кислотой.
ТЕХНИКА: 4
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 4

*
5. "Крест"
 
Я знаю, ты поверь: когда болит душа,
ничто не исцелит, и самый близкий – тоже,
уже слова друзей не стоят ни гроша –
никто не понесёт твою больную ношу.
 
Беспечные года в машинах дорогих
ещё сулят глупцы, маячит призрак счастья.
Веселья праздный пир не опьяняет их
сомнительным вином, и ты не утешайся.
 
Быть хочется святым, но не хватает сил.
В кристальной чистоте бывают пятна тоже.
Но знает Тот, кто дал – по силам возложил.
Не вынесет никто, единственный ты – можешь.
 
К тяжёлому кресту привыкнешь постепенно…
Лишь в Том, кто нёс его, возможно утешенье.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Количество инверсий на единицу площади стихотворения явно превышает количество снежинок, выпавших на столицу нашей Родины в самый снежный день за всё время наблюдений. От этого уж точно ничто не исцелит, разве что повышенное внимание поэта к слову. Чего автору от всей души и желаю.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
6. "Прислушиваясь к стуку града"
 
Изысканием воздвигнут в иных мирах мне храм.
Стоит и штора кружевная в окне в серебре
горит и вьётся подобно вихру,
раздеру на куски и совью из нее верёвку пока спите.
Дам пастуху веревку синюю,
венами сзади к себе пристегну,
насилие на всхлипе, но я храбра, гарем, Зухра
у него на слуху, но не видная,
лучезарная, блестящая как планете луна
за облаком висит и оттого хмура, без серебра.
 
Отважится и бросится наперекор вздымающимся валам,
залит морем слёз из звёзд, исчезающих в окне...
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Случилось так, что с изысканиями, проектированием и строительством я знаком достаточно тесно, поэтому могу точно сказать, что изысканием ничего не воздвигнешь. Даже в иных мирах. Но прочтение всех следующих за первой строк привело меня к исключительно стойкому ощущению, что текст вообще составлен не человеком, а машиной, причём не новейшими Apple или Intel, а какой-нибудь древней БЭСМ. Поэзия машин мне не близка, судить такое я не умею.
ТЕХНИКА: 2
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 2

*
7. "Обычный день"
 
Обычный день. Такой, каких не счесть.
Пройдёт, как все, и тихо канет в Лету.
Какое счастье - я пока в нём есть!
Судьба ещё не бросила монету.
 
Идёт себе, нисколько не спеша.
Ему совсем не нужно торопиться.
А вот моя нескладная душа
Куда-то рвётся бешеной синицей.
 
То спички ищет, чтоб поджечь моря,
То журавлей, прогнав, всем лезет в руки...
Мне кажется, что день пройдёт не зря,
И я до завтра не умру от скуки.
 
Обычный день. Такой, каких не счесть…
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Ну, если главным критерием «прошедшего не зря дня» является «не умру от скуки», лирического героя, право, искренне жаль. Жаль и душу его, и не столько за нескладность, сколько за полное непонимание, что же вообще делать. Особенно жаль русский язык, которому вонзили нож в спину, поставив запятую после «журавлей» и обессмыслив фразу… Но главное: если день такой обычный, то с какой радости ему вообще стихотворение посвящать? Поэзия, на мой взгляд, это всегда всплеск над обыденностью.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
8. "Притворщица"
 
Жизнь у кошек – сплошь печали:
нас хозяева гнобят!
Вот мои вчера прознали,
что в лесу полно опят.
 
Взяли вёдра и корзину,
сапоги, запас еды,
всё в машину погрузили:
"Мася – дома!" Ироды!
 
Лабрадор по кличке Куська,
этот вредный, сущий пёс,
подхалим и враль искусный,
поводок в зубах принёс.
 
Как бы тоже помогает.
Нагло мне махнул хвостом:
мол, прощайте, дорогая,
стерегите лучше дом.
 
Воротясь, грибы достанут.
А какой в них кошке прок?
Только – ноздрещекотанье
и ни крошки на зубок.
 
Может, мне свалить к соседям?
Эти – явно поумней:
на рыбалку часто ездят
и привозят окуней!
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Грусть-печаль-тоска. Начиная со странного ударения на последнем слоге в слове «ироды» и заканчивая неуклюжим термином «ноздрещекотанье». Когда я вот это всё перечитываю, обе мои кошки смотрят на меня с укором, а старшая громко фыркает, выражая своё недовольство.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
9. "Когда тепло, песок и свет"
 
Волна смеётся и блестит
и дразнит небо,
здесь отрешиться от обид,
остаться мне бы.
Что навевают шум воды
и запах ила:
легко смывает здесь следы
и всё, что было.
И плющ свисает надо мной –
зелёный бархат,
он отделяет как стеной:
сейчас и завтра.
Пока – тепло, песок и свет,
а завтра – осень;
собрать в мешок проблемы лет
и в море бросить.
Пусть серой массой уплывёт,
найдёт свой остров,
где только пустота живёт,
и сгинет просто.
А я останусь налегке:
душа и тело,
и только пляжный зонт в руке –
я так хотела.
Мальки сияют словно шёлк,
струятся мимо,
и так у моря хорошо.
Невыносимо!
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Простите, но вторая строфа поставила меня в тупик. Если «что» в строке 5 – это вопрос, то правда, что? Кто именно «легко смывает» следы и всё прочее в строке 7? Зачем двоеточие в строке 11? Согласен, что расстановка знаков – дело сугубо авторское, но в данном случае она такова, что лишь запутывает текст. А текст мог бы быть хорошим, картинки возникают симпатичные.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
10. "Невус"

Чернела родинка на коже
В углу насмешливого рта.
Простая, милая, и может
Быть в ней таилась красота,
Достойная пера поэта.
Она как будто ни о чём,
Но даже солнышко за это
Ласкало родинку лучом.

И потихоньку доласкалось:
Она сначала разрослась,
А, чтобы не казалось мало,
В мозгу завёлся метастаз.

Ласкают слух свобода слова,
Свобода женщин от мужчин,
В демократических основах
От сердца русского ключи.

Но не спасли того больного
Чуть запоздавшие врачи.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Ужас какой. Простите, но, когда твой собственный друг героически борется с раком, довольно сложно воспринимать игривые текстики на эту тему отвлечённо. Да и с чисто текстологической точки зрения: был бы рад услышать объяснения автора, как со всем остальным текстом связаны строки с 13 по 16 («Ласкают… ключи.»), представляющиеся здесь абсолютно чужеродными. Злокачественными, я бы даже сказал.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 2

*
11. "О вечном"
 
Век двадцать первый ломает устои.
Мчится зачем-то галопом прогресс.
Песни слагают про новых героев,
Но не даёт разглядеть паранойя
Между деревьями девственный лес.
 
Трудно судьбу нагадать на ромашке
Если не встретил любовь на пути.
В калейдоскопе смазливых мордашек,
Бурных страстей далеко не монашек
Счастье своё никому не найти.
 
Горестно в доме без детского смеха,
Топота маленьких ног, но порой
Кажутся чада серьёзной помехой
В вечном движенье к карьеру, успеху
Тем, кто не ищет душевный покой.
 
Меркнут без нежности милые глазки,
А меркантильность морозит сердца.
Нынче не в моде наивные сказки.
В пропасть корысти несутся салазки,
Счастья простого лишая глупца.
 
Люди у лжи и лукавства в полоне.
Мир освещает пунцовый фонарь.
Совесть стенает и жалобно стонет.
Бога забыли, молясь на иконе,
Душу свою, возложив на алтарь.
 
Не отличить преисподнюю от рая,
Спутать с цинизмом легко благодать.
Нас превращают в голодную стаю.
Ложные истины нам прививая,
Дьяволу в рабство стремятся отдать.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Всё чётко, за исключением одного пункта. Хотелось бы всё-таки уточнить, к какому именно карьеру вечно движутся не ищущие душевного покоя герои: к песчаному? Запятая после слов «душу свою» коверкает всю фразу. «Преисподнюю» не лезет в строку. Вообще, возникает смутное ощущение, что где-то к концу второй строки автору надоело думать, и он решил закончить текст методом автоматического письма…
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
12. "Памяти Градского"

Тоскливо осень тянет ноту ДО.
Опять, дождливой, не угомониться.
Забрала поначалу Бельмондо.
Теперь не вышел Градский из больницы.

Зачем ему был ветер перемен*?
Как все, дышал бы, клал на переправы.
В стране привычно не вставать с колен
и совесть продавать в обмен на славу.

Но, как Высоцкий, гнал своих коней
и не желал стать тихим Сашей Градским.
Среди театров масок и теней
умел мечтать, дерзать и не сдаваться.

Не вытравить из клеток русский рок
и кровь с годами не поголубела.
И будет время золотой песок
копить в часах отложенного дела.

Он, выбор сделав, сил не рассчитал.
А бунт творца зальют елеем прессы.
Но мэтру мнился Голоса финал,
чтоб там с Татьяной** грохнуть Марсельезой

и достучаться в сонный наш покой
хотя бы так, французскими словами:
без перемен – Россию ждёт застой,
а там и рабство зазвенит цепями!
---------------------
*Градский спел в финале Голоса-6 песню Цоя «Мы ждем перемен».
**Татьяна Качурина – в Голосе-10 в команде Градского исполнила 2 песни на французском языке.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Александру Борисовичу – громкие аплодисменты и светлая память. Но… Если есть в русской поэзии жанр, наименее мне приятный, то это, безусловно, стихи «на смерть…». Автора подобных произведений всегда подстерегают Сцилла аццкого пафоса #погибпоэтневольникчести и Харибда энциклопедического перечисления деяний и заслуг усопшего. Обе упомянутые крайности убивают поэзию на корню. Автор опуса номер 12 ближе к крайности номер один.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
13. "Кисмет"

Говорил...записывать - будет том,
Да потом перечитывать - не с руки,
Застегнул пальто, осенил крестом,
Да ещё добавил - про башмаки.
А дорога вздрогнула под ногой,
Потекли растенья и города.
За полями - лес, за неделей - год.
В небесах - единственная звезда
Безмятежно светится до утра.
Золотые ливни - опять октябрь.
Сапоги сносились (в который раз?),
В колыбели - плачущее дитя.

...На ветру в болотах поёт аир,
На крыльце мурлычет пушистый кот.
Распахни окно, погляди - стоит,
И смеётся. И машет тебе рукой.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Очень красиво и очень туманно. Лучше бы конкретику, «берёшь в руки – маешь вещь», но, видно, не в этой жизни. Ладно, если этой красоте суждено спасти мир, не буду стоять на пути.
ТЕХНИКА: 4
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 4

*
14. "Ноябрьское"

Здесь время замедляется. А там -
Кури бамбук, каннабис, фимиам -
Неважно, морок всё равно порвётся.
Плеснув колючей мороси заряд,
Вернёт в привычный голод ноября
По первоснежной чистоте, по солнцу.

А время что? - течёт себе, течёт.
Кораблику не справиться с ручьём,
А бригантине с гневом океана:
Доской смолёной, в клеточку листком
Мелькнут остатки. Точкой в мортал.ком
"Британник" лёг на дно в игре титанов.

Бросай стихи, учебники листай:
Цепочки углеродные, и сталь -
Всё станет прахом атомов отдельных.
Тогда зачем? -
Оставь пустой вопрос:
Вот дуб. Он жив, покуда крепко врос
В скудеющую год от года землю.

И ты живи: как тополь, дуб, ветла
От первого до первого тепла,
Часы сверяя по движенью солнца.
Найди приют в негромкой простоте
Без лишних дум, исканий и страстей,
Наращивая годовые кольца.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: «Тогда зачем? – Оставь пустой вопрос». Собственно, в этой строке (которую логика «вопрос-ответ» словно переламывает надвое) и видится мне смысл стихотворения. Поиск смысла с истинной поэзией несовместим, да? Во всяком случае, уже второй подряд автор пытается нас в этом убедить. Ладно, курим и делаем вид, что верим.
ТЕХНИКА: 4
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 4

*
15. "Flёur"
 
Чего не потерял – о том не пожалеть,
но выдохлись слова, и выгорели строки.
Ноябрь пьянит дождём и юным божоле,
а мы опять живём под выговором строгим.
Невольники галер не молят о ветрах,
порядок наведён, и силится охрана
заколотить окно наивного Петра,
чтоб кланяться опять опричнине Ивана.
Мелькают злые дни, как трассеры в бою,
охрипший город тьмой помечен и кромешен.
Но девушки стоят и песни Flёur поют:
"Ремонт" и "Формалин", и "Шелкопряд", конечно.
 
И верится – в тот день, когда придёт весна,
и город оживёт, умывшись снегом талым,
здесь каждый скажет: вот, я чувствовал, я знал,
для счастья лишь тепла и песен не хватало!
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: И красивые образы есть, и Флёр неплохо вписывается, и в целом мило. Грустно только одно, как, впрочем, у всех стихов из подборки этого месяца: послевкусия от них не остаётся, чтобы хотелось снова открывать и перечитывать, перечитывать… Хотя, возможно, только у меня так, не знаю.
ТЕХНИКА: 4
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 4

*
16. "Памяти Александра Градского"

Меж датами – чёрный прочерк –
Повод Певца отпевать...
Не будет песен, и строчек© –
И тризну пора сотворять...

Сорвался вдруг график адский:
Туры... "Голос"... Успеть!.. Творить!..
Умер Мэтр – Александр Градский...
...Нет сил о том говорить...

Я голос узнал бы сразу:
Мэтр пел всей душой, как жил!
Оттачивал каждую фразу –
И пел из последних жил!

Он не был обласкан властью:
С рок-юности – "Скоморох"* –
Не к року, скорее – к счастью,
По-русски распеться смог...

И мы тем словам внимали
Про яростный стройотряд**,
Про "первый тайм... отыграли"***...
...Любовь не вернуть назад****...

Он пел о судьбе Поэта*****,
Предсказывая своё...
...Им "Неформат"****** пропетый
И "Золотое старьё"*******...

...А "Стадион"******** в те годы
Протестом фашизму был,
Чилийцу – певцу свободы
Тот диск наш А.Г. посвятил...

А в наше "фанерное" годы, время
В эпоху попсы и "трусов"*********,
Ценя молодое племя,
Растил молодых певцов...

Он будто готовил смену,
Готовясь со сцены уйти,
Но нет для Мэтров замены –
Таких, как А.Г. не найти!

Да, шоу должно продолжаться!
И кто-то шагнёт вперёд...
Ему ж рок – в сердцах остаться...
Сей трон никто не займёт...
---------------------------------
*"Скоморохи" – одна из первых советских рок-групп, в составе которой выступал А. Градский;
**"Яростный стройотряд" – песня в исполнении Александра Градского;
***"Первый тайм..." – песня в исполнении Александра Градского;
****"Любовь не вернуть назад..." – речь о песнях из фильма "Романс о влюблённых" в исполнении А. Градского;
*****"Он пел о судьбе Поэта" – речь о "Песне о друге";
6-8 "Неформат", "Золотое старьё", "Стадион" – альбомы А. Градского;
9 "...эпоха попсы и "трусов" – состояние российской эстрады 90-00 годов, когда продюсеры делали основную ставку не на вокальные, а на внешние данные солисток.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Александру Борисовичу – громкие аплодисменты и светлая память. Но… Если есть в русской поэзии жанр, наименее мне приятный, то это, безусловно, стихи «на смерть…». Автора подобных произведений всегда подстерегают Сцилла аццкого пафоса #погибпоэтневольникчести и Харибда энциклопедического перечисления деяний и заслуг усопшего. Обе упомянутые крайности убивают поэзию на корню. Автор опуса номер 16 ближе к крайности номер два.
ТЕХНИКА: 3
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

*
17. "Расплата"

Предающие друзей
Могут это не заметить.
Все проходит, а верней,
Все пройдет на этом свете,

Но аукнется на том,
Где - ни купли, ни продажи.
Души преданных потом
Не заметят душ предавших.

Душам тех, кто предает,
В тщетной жаждет объясниться
Не понять, что свет не тот -
Перевернута страница,

И нельзя вернуть назад
Все подверженное тленью.
Ада нет. Есть вечный ад
Запоздалых сожалений.
*****
ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Неплохо и, надеюсь, искренне, но уж слишком в лоб и чересчур пафосно. А первой жертвой пафоса почти всегда падает поэтичность. И потом, только мне кажется, что в формулировке «Ада нет. Есть вечный ад» что-то не так с логикой?
ТЕХНИКА: 4
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ: 3

Благодарю всех авторов за стихи!
Всем счастья, добра и внимания к слову!
Искренне ваш, Александр Андреев.
Москва, 04 декабря 2021.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.