200 летний Юбилей Николая Некрасова
Н. А. НЕКРАСОВ О ЛИТЕРАТУРЕ
«Писать звучные стишки без идеи и содержания, не значит ещё быть поэтом. Люди с истинным призванием к поэзии смотрят на свой талант, как на дело святое и великое, как на достояние всего человечества. Содержание поэзии истинного поэта должны обнимать собою все вопросы науки и жизни, какие представляет современность. Поэт настоящей эпохи в то же время должен быть человеком глубоко сочувствующим современности. Действительность должна быть почвою его поэзии…»
А. Ф. КОНИ О Н. А. НЕКРАСОВЕ
«Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н. А. Некрасов. Рядом с восторженным изображением его, как «печальника горя народного» существуют отзывы о нём, как о тенденциозном стихотворце, в произведениях которого «поэзия и не ночевала», как о лицемере, негодующее слово которого шло в разрез с чёрствостью его сердца и своекорыстием. Здесь не место разбирать его произведения и доказывать при этом, как односторонни, пристрастны и несправедливы такие взгляды на его творчество и личность. Достаточно указать на задачу, поставленную им всякому общественному деятелю своим заветом: «Иди к униженным, иди к обиженным – там нужен ты», которому, он и сам следовал, будя в читателе негодование на мрачные и жестокие стороны крепостного права, рекрутчины и бюрократического бездушия.
У Некрасова было много врагов, и на его счёт распространялись самые злоречивые слухи, сосредоточиваясь главным образом на его крупных выигрышах в карты в Английском клубе. Порождённые этими слухами легенды живут, к сожалению, и по настоящее время в обществе. По этому поводу мне пришлось однажды иметь большую беседу с самим поэтом.
В своём повествовании, довольно беспощадном к самому себе, он раскрыл передо мною болезненную психологию человека, одержимого страстью к игре, непреодолимо влекущую его на эту рискованную борьбу между счастьем и опытом, увлечением и выдержкой, запальчивостью и хладнокровием, где главную роль играет не выигрыш, не приобретение, а своеобразное сознание своего превосходства и упоение победы…»
Но что бы ни говорили, что бы ни писали о Некрасове, несмотря на все противоречия, он приблизил литературу к народу и необычайно расширил стилистический диапазон русской поэзии. Его творчество учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и сейчас исключительный и неповторимый поэт.
Умер Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878 г по новому стилю) в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. На похоронах Некрасова возникла стихийная демонстрация. Несколько тысяч человек провожали его гроб. На гражданской панихиде вспыхнул исторический спор: Достоевский в своей речи осторожно сравнил Некрасова с Пушкиным. Из толпы революционной молодёжи раздались громкие голоса: «Некрасов выше! Выше!» Среди оппонентов Достоевского наиболее энергичную позицию на этот счёт занимал Г. В. Плеханов.
Именем Николая Алексеевича Некрасова в нашей стране названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения, улицы во многих городах России и других стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха на Ярославщине.
Свидетельство о публикации №121120803274