Итоги конкурса на досуге - 84

 Дорогие друзья, подводим итоги нашего 84-го КОНКУРСА НА ДОСУГЕ по теме:

             Otium sine litteris mors est et hominis vivi sepultura  -
        ДОСУГ БЕЗ ЗАНЯТИЙ НАУКОЙ – это смерть и погребение живого человека
                ____________________________________________


 По количеству наших участников (менее 15) и в итоге 3-х призёров, мы видим, что тема оказалась не из простых. Кто-то старался сузить рамки, а кто-то - наоборот, расширить и подойти с размахом. И это интересно. Но победило стихотворение, которое лаконично, одним махом попало сразу в цель - сердца читателей, потому что с этим сложно не согласиться. И надо признаться, что лучше и не скажешь... И здесь бесполезно применять научный подход к оценке работ, тем более, к поиску достоинств, потому что сама поэзия тут же опровергнет бездушный мир цифр и всевозможных формул. У неё свои законы! Как в любви... Не согласны?

     Итак, вот наши результаты на этот раз, они отражены в таблице!
_______________________________

1-е место (500 баллов) получает автор стихотворения:

№12.   ***    (автор Татьяна Шорохова)

 Я умер! Нет меня,друзья,
Без этих книг на скромных полках.
Не говорите, други: "Зря!"
Я выжил с ними в кривотолках,
Содомах века... Я горел
На площадях и в переходах,
В ГУЛАГах с ними я сидел,
Не помышляя о доходах...
Я был и нищим, и Творцом,
Был палачом себе и Музой...
Я был и сыном, и Отцом -
Неразделимы наши узы...


2-е место (400 баллов) получает автор стихотворения:

№11. Опора    (автор Арина Шик)

Деревья мчатся, ровные поля
Волнуют взгляд, наверное, не зря
Палитрой разлетающихся красок.
Сегодня верю в то, что плоская земля
В движение пришла от сумрачности дня
Обыденно негласно.

Но этот факт, как видно, оспори’м,
Когда мы все куда-нибудь летим
И круг в итоге нервно замыкаем.
Когда нет в мире ровных правильных путей
И жизнь гонима сонмом призрачных затей,
Куда спешим, не знаю.

Пожалуй, я тихонечко сойду,
Нет, не с ума. У близких на виду
По-прежнему веду себя привычно.
В самой себе начну я тайно размышлять.
И ход истории задам внезапно вспять,
Теория логична:

Ищу опору плоскости Земли…
Что там поведать древние могли?
Читаю: «Восседает он над кругом…»*
И далее: «Повесил землю ни на чём»**
Потом ещё, ещё… и чувствую плечо,
Опору даже, друга.

Когда на всё давно был дан ответ,
Как можно заблуждаться сотни лет
И ждать открытий от полётов в космос?
А я сама о чём?... Что ждать от поэтесс?
Фантазия порой снимает лишний стресс,
Рождаются вопросы.
______________
* - "Он есть Тот, Который восседает над кругом земли" /Исаия 40:22, 8-ой век до н.э. Библия/
** - "Он распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем" /Иов 26:7, 15-ый век до н.э. книга Иова была записана Моисеем/


3-е место (300 баллов) получает автор стихотворения:

№8. Солнечное   (автор Марина Юрченко Виноградова)

                Otium sine litteris mors est et
                hominis vivi sepultura /лат./
             Досуг без занятий наукой – это смерть и погребение живого человека.
                Луций Анней Сенека, "Письма", LXXXII, 3.

                Человек без любви всё равно что покойник в отпуске.
                /Эрих Мария Ремарк/

Всё обычно вполне.
Не хватает счастливых билетов.
А кругом рубежи
и несметна завистников рать.
Но довольна в зиме
я работою жаркого лета,
потому что смогла
золотистые искры вобрать.

Собираю строку
из шальных нецелованных пятен,
что на солнце цветут,
как тату на фигурах берёз.
Всё, от боли людской
до объятий и вечных распятий,
есть наука любви,
где любая улыбка всерьёз.

Прибыл с неба состав:
в нём последний вагончик – плацкартный.
Прямо с облака я
приземлилась к тебе выпить чай.
А со мною весь мир:
стрекоза с муравьём, Бонни с Клайдом
и романтика снов
вместе с мыслями Канта...
Встречай!

Я лучами тебя
одного за весь мир обнимаю:
растопить на висках
первый снег мне отмерено сил.
А потом подойдёт
непутёвое облако мая,
нас умчит с ветерком
в белоснежном воздушном такси.


888888888888888888888888888888888

Остальные произведения можно прочитать здесь: http://stihi.ru/2021/12/05/577

 Поздравляем наших призёров!

1073 07.12.2021 23:55 Перевод автору Татьяна Шорохова 3 -510
1072 07.12.2021 23:55 Перевод автору Шик Арина -408
1071 07.12.2021 23:54 Перевод автору Марина Юрченко Виноградова -306
 
   Всем спасибо за стихи! Они ещё получат отклик в сердцах читателей!

 В полночь с четверга на пятницу ожидайте начало нового конкурса)))

Успехов вам во всех делах на неделе и здоровья!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Поздравляю всех победителей! Конкурс, как всегда, был очень интересным! А стихотворение - победитель просто шедевр!
И спасибо огромное ведущей! Я, наверное, не смогла бы выдерживать эти многостраничные беседы и давно махнула бы на все рукой)))
Во избежание недоразумений хочу несколько слов сказать по поводу попыток выдавать численные значения по различным критериям.
Если мы хотим формализовать процедуру оценки стихотворений ради единого подхода и устранения субъективности, то должна быть выполнена следующая работа:
- четко определен и формализован каждый критерий, то есть разработаны ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЯ значения каждого критерия
- определены ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЯ итоговой оценки, поскольку нельзя слона складывать с зеброй, условно выражаясь.
Что это означает, например, для критерия относительно рифм?
1. Нужно формализовать описание каждого вида рифм (на каком слоге ставится ударения, сколько букв должно совпадать и где – в корне, окончании…, должны ли быть одинаковы начальные или конечные согласные в ударном слоге и т.д. и т.п.)
2. Нужно определить, как соотносить кол-во разного рода рифм с размером текста (должно быть правило определения размера текста - по кол-ву ли слов, стоп, катренов и т.п.)
3. Нужно понять, все ли рифмы следует считать равнозначными или какие-то более или менее ценные; в последнем случае нужна система так называемых “весов”, т.е. численных коэффициентов, учитывающих значимость каждой рифмы.
4. Нужно определить правила вычисления единого критерия “рифмы” на основе подсчитанных рифм каждого вида, соотнесенных с размером текста
5. Должно быть определено некое идеальное (или целевое) стихотворение в смысле рифм, по значению критерия “рифмы” которого был бы нормирован соответствующий критерий для конкретного стихотворения – это чтобы потом не складывать слона с зеброй.
И так по всем остальным критериям. Причем рифмы – это тот критерий, который можно формализовать относительно легко. С формализацией других критериев все гораздо хуже.
Предположим все-таки, что мы разработали такую формализованную систему оценки. Это означает, что какой бы человек не проводил такую оценку какого-то стихотворения в соответствии с Правилами, оценка должна получаться одинаковой. То есть голосование не нужно, но должны быть пара-другая обученных человек, которые бы проводили оценки и составляли рейтинг.
Что можно было бы сказать о стихотворении – победителе в таком рейтинге? Только то, что оно лучшее по совокупности разработанных критериев (совершенно необязательно - по всем критериям; полнота критериев и адекватность их формализации – это отдельная тема). Будет ли такое стихотворение лучшим? C большой вероятностью – нет.
Как только мы допускаем, что при пользовании нашей системой разные люди будут получать разные результаты (например, мы не смогли формализовать до конца какой-то критерий) – наши оценки перестают быть объективными.
Стоит ли овчинка выделки?
Если кто-то хочет выстроить в помощь себе, любимому, систему численной оценки критериев без выше приведенных процедур, то - ради Бога. Но такой человек должен понимать, что ни о какой объективности в этом случае речь идти не может. И однозначно обосновать ни одну из своих оценок он не сможет. Просто субъективность "cловесная" будет заменена им на субъективность "численную".
Более того, как раз такая неопределенная система дает большие возможности для подковерных игр, сведения счетов и т.п. Там добавил 0,1 балла, там 0,2 убавил – незаметно, а общая картина поменялась, обосновать однозначно баллы-то невозможно…
Существуют, конечно, еще так называемые экспертные системы оценок для плохо формализуемых проблем, методы ранжирования самих экспертов и методы обработки мнений экспертов - это отдельная наука.
Ну не стоит тащить все это в поэзию. Мы же стихами хотим наслаждаться, а не на счетах щелкать.
Лично мне ближе всего система, о которой говорила Мария Абазинка - одно достоинство - 1 балл. Хотя здесь тоже есть всякие но, не говоря уже о трудоемкости.
Поэтому я думаю, что существующая система оптимальна, пока на конкурсе разумные, адекватные люди. А неизбежная субъективность чьих-то мнений сглаживается итоговой оценкой.
Всем успехов и радости от новых хороших стихов!

Марина Любая   08.12.2021 12:04     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, Марина. Критерии в посте голосования есть, они вполне определённые и довольно внятные, и очень помогают при оценивании работ, поэтому велосипед изобретать не нужно.
А стихотворение-победитель настолько хорошо, что его даже разбирать не хочется на составляющие: настолько оно едино и гармонично, несмотря на вроде бы обыкновенные рифмы, ритм, ну и т.д. Написано как выдохнуто - на вдохновении. Прелесть. Спасибо автору Татьяне Шороховой за удивительно яркую необычность, самобытность её стихов. Будем же радоваться успехам друг друга! Спасибо и Вам, Марина, за Вашу принципиальную позицию. До новых встреч! Пожелания очень взаимны!

Марина Юрченко Виноградова   07.12.2021 15:36   Заявить о нарушении
В тот день, когда будут выработаны объективные приоритеты технического качества
абсолютно для всех - поэзия умрёт и останется только! стихосложение.
Как мироздание держится на балансе между Светом и Тьмой,
так и поэзия (искусство) между "Гамбургским счётом и "Воинствующим ИМХО" (критиканством).
А перекосы в ту или иную сторону были и будут всегда.

Гольгертс   08.12.2021 11:10   Заявить о нарушении
Ну да. Поэзию нельзя измерить. И объяснить тоже нельзя. Её надо чувствовать. И это или дано, или нет. А с линейкой к ней подходить, как некоторые медики - ну, это даже немножко смешно. Спасибо за Ваше мнение, Олег.

Марина Юрченко Виноградова   08.12.2021 14:35   Заявить о нарушении
Ну отчего же... Можно и с линейкой и даже со "штангелем" и лупой.
Как говорят комбинаторы:
"Вы говорите о поэзии - причём здесь стихи?"
В комбинаторике и даже в элементах комбинаторики, поэзия - это бонус.
А, якобы, поэзия в небрежных стихах принижается той самой небрежностью.
Только автор об этом не знает и не слышит.
И крайне удивляется негативной оценке.

Гольгертс   08.12.2021 15:24   Заявить о нарушении
Марин, если некий медик хочет измерять поэзию - да пусть измеряет на здоровье. Можно только поулыбаться и покачать головой.
Хуже другое: он своими числами провоцирует конфликты. Люди ведь сравнивают свои оценки с оценками, полученными другими. И начинаются выяснения: а почему это мне за смыслы, или образы, или рифмы столько, а тому-то столько? А этот "тот" в свою очередь тоже обижается: а что ты имеешь против моих смысла, или образов, или рифм... И вот уже завязались выяснения отношений между тремя людьми. Потом еще кто-то подключается и т.д.
Причем обсуждают не столько достоинства, сколько недостатки. Но конкурс-то о другом!
Разве эти числа говорят, какие достоинства найдены? А "медик" кричит о своей объективности в оценке качества стихов!
Поэтому мое мнение таково: хочешь "считать" - cчитай, но это твоя внутренняя кухня! А на конкурсе изволь выполнить условия конкурса: назвать найденные достоинства или ограничься итоговыми оценками. Кому интересно - спросят. Но не на конкурсной площадке!
Честно говоря, я бы настаивала на

Марина Любая   08.12.2021 15:34   Заявить о нарушении
Последнее недописанное предложение следует удалить)))

Марина Любая   08.12.2021 15:37   Заявить о нарушении
Поэзия — это мысль, облечённая в форму. Если говорить только о форме, то мысль остаётся без внимания и крепость со вкусом вина непознаны. Если говорить о мысли, то без внимания остаётся сосуд, в котором играет вино: вино всегда играет в зависимости от сосуда. Друг однажды заливал вино из смородины в шкалики из под коньяка и их гнуло, то есть они меняли форму в зависимости от игры вина. Вот и у меня на этом конкурсе вино переиграло, что после произведение изменилось.
Всё эти явления можно подчеркнуть оценкой, предложенной ведущим, без ущерба для творчества. Но мне кажется, что конкурс обретает статус емкости, в которую забрасывается мысль, которая играет под стихами, не влияя на их форму, вкус и крепость. Возможно, кому-то это что-то даст: новые формы и новые стимулы настаивать.

Петр Новицкий   08.12.2021 16:06   Заявить о нарушении
Олег, а как можно измерить бьющийся нерв в стихах или биение пульса от той или иной поэзии? Вот от стиха-победителя с обычным ритмом, с простыми и даже глагольными рифмами, у меня забилось сердце сильнее, а от стихов с изощрённой формой и другими изысками ему - ну не жарко - не холодно и оно бьётся ровно и равнодушно: это как и чем можно измерить?

Марина, я с Вами очень даже согласна. Этот медик от поэзии кому-то, как он говорит, "за слово наука" поставил о,1 - а мне 0,0. Хотя это слово наука было и у меня, и даже Кант упоминался) И после того, как ему на это указали, не исправил. А Марии он вообще заявил: типа, ну ладно, так и быть, я Вам набавлю одну десятую, "лишь бы вы были довольны"... Это как? Это можно расценивать как то, что человеку нравится, он упивается своей "властью"=возможностью занижать людям оценки. Он даже сам проговорился, что за верлибр снижался и ставил ноль "с удовольствием"! Хотя верлибр это тоже поэзия. Но это на другом конкурсе было. И ведь люди старались. Ну ладно, когда стих действительно слабоват. Но обидно, когда стих-то хороший, а оценка занижается. И разве для получения негативных эмоций люди приходят на конкурс выходного дня? И Вы абсолютно правы в том, что это воинствующее невежество уже достало всех, эти бесконечные споры с ним уже достали.

Марина Юрченко Виноградова   08.12.2021 16:15   Заявить о нарушении
Петр, Вы так интересно-витиевато пишите, что я часто сомневаюсь в том, что Вас понимаю. Вот, я тоже закруглила )))
Эти численные оценки могут быть на этапе размещения стихов в качестве замечания к каждому конкретному стихотворению. Кому интересно, будут обсуждать/рассуждать.
А вот для голосования уже есть условия, оно про достоинства, а не про качество.
Я-таки правильно Вас поняла?

Марина Любая   08.12.2021 16:21   Заявить о нарушении
Марина, это человек - провокатор. Столько крови такие портят в обычной жизни, если получают хоть капельку власти...
По поводу поэзии. Как-то на Алкоре был конкурс стихов с олицетворением природы. Там победили, как обычно, милые, правильно написанные стихотворения. Но я их не помню. А было одно, корявенькое (я даже не уверена, что оно в шорт попало, а если попало, то явно было где-то в конце списка) с потрясающим образом кактуса, который колючками цеплялся за подоконник, чтобы подползти к краю окна и выброситься из него, потому что хозяйка купила новый красиво-цветущий кустик и кактус решил, что хозяйка его больше не любит. Так это написано было ... Ничего не имею против победителей, но этот образ лично я не променяла бы ни на какие решения Жюри.

Марина Любая   08.12.2021 16:31   Заявить о нарушении
Согласна. Провокативная природа воинствующего препода налицо. А стих в идеале должен быть таким, чтобы им можно было разбить окно... Он должен быть нестандартным, хотя измерять пытаются стандартами... А ментор - он и в поэзии ментор. Как говорится, "можно изгнать петуха из деревни, но вот деревню - из петуха...") Рвётся всех учить. Хотя, как заметил ещё Чехов: "Умный любит учиться, а дурак - учить".

Марина Юрченко Виноградова   08.12.2021 16:50   Заявить о нарушении
Марина, возможно отчасти ответ на свой вопрос вы найдёте здесь:
http://stihi.ru/2020/09/14/1307

Гольгертс   08.12.2021 16:51   Заявить о нарушении
Марина, давайте не будем бить стекла - зима, все-таки ))) Да и пожалейте Вы "ментора": он, поди, обыкался уже)))) Бог с ним. Давайте лучше о хорошем: к нам зима пришла настоящая, столько снега нападало - можно и лыжики доставать!

Марина Любая   08.12.2021 17:10   Заявить о нарушении
Марина (которая любая или лЮбая?), так восхитивший вас образ "кактуса, который колючками цеплялся за подоконник", конечно, достаточно силён.
Вот только вектор в нём категорически смещён.
Условный "кактус" упорно желает "самоубиться", но по какой причине?
Что его "бросила хозяйка?"
Оцените ещё большее упорство, только с другим вектором:
.

«Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный, малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосинки, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, - он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок.- Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».
( Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат»)

Гольгертс   08.12.2021 17:18   Заявить о нарушении
Да чего уж, хай себе измеряет...) Насчёт стихов - у меня лично пока и не получается пока стихами окна разбивать) Опыта маловато. Так что они ещё долго будут целы.

Олег, спасибо за ссылку. Зайду обязательно, но попозже: сейчас надо проголосовать на Папирусе, а поскольку голосовать я совсем не люблю, то опять протянула до последнего - но надо...

Марина Юрченко Виноградова   08.12.2021 17:19   Заявить о нарушении
Олег, ответ дан действительно отчасти, потому что чтобы разобраться в дебрях форм, ритмов, анжабманах и всевозможных тропах, читателю нужно время и помощники, но с одним тяжело, а с другим ещё хуже. А там и правый потребитель, говорящий на своём языке о своём потопе. Впрочем, здесь многие близки, и эта близость сказывается на творчестве, в котором форма скрывает содержимое.

Марина
Что касается петухов и деревень, то есть печалька, потому что однажды петух пропел трижды и Пётр отрёкся от Христа, но повесился совершенно другой.
"А они вытягивают шеи и встают на кончики носков..."

Петр Новицкий   08.12.2021 17:22   Заявить о нарушении
Пётр, что касаемо роли петухов, то Иуда повесился - да, я знаю.
Ладно, прямо сейчас прочитаю Олега. Пусть подождёт Папирус.

Марина Юрченко Виноградова   08.12.2021 17:31   Заявить о нарушении
Олег, я прочла. Отлично написали. Да, я тоже считаю, что они должны совпадать: автор и читатель. Они должны быть "скованы одной цепью (воспоминаний, знаний и т.д.), связаны одной целью...". А иначе непонимание и неприятие неизбежно. Каждый понимает только себя и не понимает другого ещё и потому, что совершенно не настроен на то, чтобы воспринимать другого, иного, отличного от него, человека. А нужно, читая, настраивать свою душу на волну другого человека, нужно быть в определённой степени эмпатом: именно это я и стараюсь делать при оценивании, поэтому мои оценки нередко завышены. Я стараюсь увидеть стих глазами его автора. Может быть, это тоже не есть хорошо, но, на мой взгляд, это как в сфере судебной практики: "лучше оправдать виновного, нежели обвинить невиноватого".

Марина Юрченко Виноградова   08.12.2021 17:52   Заявить о нарушении
Презумпция невиновности)

Марина Юрченко Виноградова   08.12.2021 17:55   Заявить о нарушении
Марина, каждый думает, что понимает себя, но на деле понимает по мере знаний. Посему постоянно возвращаюсь к источнику знаний. Вынашиваю мысль о первом непослушании из-за соблазна. Она длиной до распятия, но я хочу её минимизировать.

Петр Новицкий   08.12.2021 17:58   Заявить о нарушении
Олег, я говорила только о том, что запомнила тот образ кактуса, в отличии от поэзии (я без иронии), победившей на конкурсе. Насколько этот образ хорош на самом деле, насколько "правильны" смыслы того стихотворения - это другой вопрос. Не спорю - очень важный вопрос. Если бы авторы помнили, что грех искушающих может быть тяжелее греха искушенных! Но сейчас так все размыто, так везде все хлюпает... Не все думают о своей ответственности, выплескивая на бумагу свои эмоции, чувства, мысли - лишь бы образно.
А вот Толстой Л.Н. об этом не забывал. В школе считала, что он мой самый любимый писатель из русских писателей. Сейчас тоже люблю, хотя и поняла, что говорить "самый любимый" - это глупо.

Марина Любая   08.12.2021 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.