О чём поёт тамбур?

РУБАИ

***О чём поёт тамбур? ***

Перекрёсток суд'еб и различных культур,
Ветхость древних домов и античных скульптур.
Век безумства и лжи,  что принёс ты Востоку? -
Скорбь и слёзы -  поёт старый, грустный тамб'ур.

*Тамб'ур (перс.) - струнно-щипковый музыкальный инструмент.

*

В том краю, где растёт ароматный инжир,
Божий Храм и Мечеть не наладили мир,
Вековая вражда разделила народы -
И на небе не ждёт вечных спорщиков пир.

*

Мир, лежащий  во зле, не  спасут от невзгод
Муфтий всех мусульман и Святейший  синод,
И  Мух'аммед - пророк с Иисусом пытались
Образумить людей,  но не слышал народ.

*


***Потерянный мир***

Лучик света проткнул непроглядную тьму,
Светит Божий фонарь по реке и холму,
Среди распрей и войн, что Ты ищешь, Создатель? -
То, чего на земле не найти никому.

*

Вы всё ещё люди, хоть мало похожи на них,
Всё меньше здоровых, всё больше не зрячих, глухих,
Для вас Я раздвинул пространство, дал время и разум -
Не ради  раздоров гражданских и войн Мировых!



***Танура***


Блеск в глазах, на щеках  алой розы румянец,
Словно Бог босоног,  пляшет  дервиш свой танец,
Каждый жест бубну в такт в разноцветном мелькании -
Тайный смысл не  поймёшь, если ты чужестранец!


Танура (араб.) - Юбка.
Танура - древ. Египетский национальный танец с большими цветными юбками и бубнами.
Это чисто мужской танец и по праву считается одним из самых сложных арабских танцев. В основе этого танца лежит мистическая философия  суфизма.



***Фирузе***

Твои губы - вино золотистой лозы,
Изумруд твоих глаз ярче солнца в разы,
Кто не знает любви, тот не сыщет дороги
В дом Отца, из камней голубой бирюзы.

*Бирюза от перс. Фирузе - камень счастья.

"Ища любовь, ты на самом деле ищешь Бога.
Даже если  не отдаёшь себе в этом отчёта"
Иеромонах Пантелеимон (Шушня)



***Урус***

И в плену, умирая от пыток и ран,
Не посмел оскорбить он и в мыслях Коран!
Древней мудрости клад отыскал  в переводе -
Ведь арабский язык он не знал как душман.*

*Душман - (перс.) - враг.




***О прекрасной Лейл"и
   и безумном Меджнуне***


И в жару и в дожди,  вплавь, а может быть в брод,
По реке,  на мосту над потоками вод,
О мериле любви утопившем в безумстве,
Сотни лет говорит и богатый и сброд.

*

Ни чадра, ни дувал  от любви не спасли,
Чёрный локон, глаза несравненной  Лейл'и
Снятся ночью, а днём с ума сводят Меджнуна -
Жизни нет для него от любимой вдали.

*

Обжигая сердца, как свои кирпичи
Мироздания, днём и при звёздах, в ночи,
Дом любви строит Бог, но как часто бывает -
Забывает  отдать  на пороге  ключи.

 
*Трагическая история любви, популярная на Ближнем и Среднем Востоке, основана на реальных событиях, описывает жизнь арабского юноши по имени Каис Ибн аль-Мулаувах, жившего в Vll веке на территории современной Саудовской Аравии.
В Xll веке классик персидской поэзии Низами Гянджеви, на основе этой истории написал собственную поэму.
Перу классика азербайджанской поэзии - Физули - также принадлежит поэма "Лейли и Меджнун", написанная им в
1535 году.


***Иншаалла***

Если кажется вам, что Аллах глух и нем,
Он не слышит молитв и не видит проблем,
Если ум Его вам  человеческой меркой
Так измерить легко, так Аллах вам зачем?!

*

Чьей молитве войти в бирюзовый чертог,
Чьей за дверью стоять, не ступив за порог,
То решает Аллах, там своя очерёдность -
По знакомству пройти и Имам бы не смог.

*

Удалось ли кому сторговаться с судьбой
И разбив пиалу, вылить горький настой,
У Аллаха для всех заготовлена чаша -
Пьют Имам и гончар, стеклодув и портной.

*

Нам ли, праху, судить не простые дела,
Ум Аллаха не наш - говорит нам мулла,
Можно горы свернуть и построить арыки,
Звёзд коснуться рукой, только - иншаалла!

*Иншаалла, иншааллах (араб.) -
 Как пожелает Бог.


***Базар***

Бай втридорога брал за свою алычу.
Покупал на халат золотую парчу.
Но толстел он быстрей, чем кроилась одежда -
Смерть пошила ему в самый раз по плечу.

*

На прилавке товар, за прилавком мудрец.
Сто слезинок за хлеб? Ты в уме ли отец?
-Я так стар, скоро в путь, отнесу слёзы Богу -
Чтоб забыли о них на земле наконец.

*

Я базары теперь обхожу стороной
Потому, что худой там торгуют молвой.
Языком воевать у прилавка охочих -
Больше тех, кто готов рисковать головой!


***Когда беда придёт к тебе в удел***


Когда беда придёт  к тебе в удел,
Увидешь то, чего  и  не хотел,
В овечьей шкуре волк,  овца в ослиной-
Клянусь, их не Аллах переодел!
*
Все  нынче в масках,  все, зачем - вопрос,
Видать Аллах  людей умом обнёс!
Как ни рядись,  а  пёс и в волчьей шкуре,
Но  псиной пахнет так, как  пахнет пёс.
*
О, род людской, о, мир кривых зеркал,
Здесь не   верблюд   в лицо плюёт  - шакал,
Как ни Велик Аллах в своих затеях -
Такого даже Он не ожидал!


***По воле Твоей***


Мне, по воле Твоей, охранять свой очаг,
Только если придёт враг в родной мне кишлак,
Стану воином я, не пеняй мне, Всевышний -
Ибо жизни раба в день базарный пятак.

***О том, чего в мире нет***

1.
Не торгуйся с судьбой, обойди белый свет,
Загляни в глубь веков - всюду ложь и навет!
Много нас, кто искал справедливость на свете -
Не легко отыскать то, чего в мире нет.


***Хоть бы кто намекнул***

1.
Рад поклаже иль  нет, знай тащи, словно мул,
Кому хлебный Ташкент, кому пыльный Кабул.
Груз печалей земных вперемешку со счастьем -
Знать бы ради чего, хоть бы кто намекнул!




2021-2022г.


 
 


Рецензии
Калейдоскоп мудрости, Ивана. :-) В одной рецензии, увы, маловато места для комментариев.
- - - - - - -
«Божий Храм и Мечеть не наладили мир»

На эту тему мне нравятся два изречения, я их уже использовал раньше в рецензиях: «перегородки между религиями до неба не достают» и «люди кладут на воду палочки и думают, что разделяют поток».

- - - - - - -
«Дом любви строит Бог, но как часто бывает -
Забывает  отдать  на пороге  ключи».

А здесь вспомнилось изречение из другой книги: «У тайны много дверей, но выход один, и каждый проникает в неё через свою дверь, открывая её, как ключом, своим «я»
- - - - - - -
Строки в последнем рубаи:
«Рад поклаже иль  нет, знай тащи, словно мул….
Знать бы ради чего, хоть бы кто намекнул!»

…перекликаются с Вашим сегодняшним комментарием к моему «Муравьишке» и моему ответу. Ещё вот эту цитату вспомнил:

«Минимальное требование духовности труда заключается в том, что труд происходит с полной концентрацией на процессе и с внутренним уважением к нему, каким бы бессмысленным он ни казался с внешней точки зрения. Так относится к своим действиям двухлетний ребенок. На более высоком духовном уровне человек осознает, что любую ситуацию, раз уж её создал Господь, следует проработать с максимальной тщательностью: Он всегда имеет что-то в виду». (А.Подводный, «Трактаты»)

С теплом,
Владимир

Владимир Шартаков   08.11.2022 18:46     Заявить о нарушении
Со всеми цитатами я согласна.
Иногда пишу провокационные рубаи, как это делали суфии, чтобы люди задумывались и искали ответы (свою дверь, как вы тут говорите).
Я ж не проповедник, чтобы мне верить на слово - думайте ребята, ищите свою дверь и ключик к ней)
Спасибо вам, Владимир, с вами всегда интересно беседовать.

Ивана Аксёнова   08.11.2022 19:37   Заявить о нарушении
«Провокационные рубаи» - полезный приём для развития сознания читателя. И на эту тему вспомнил «провокационную» цитату: :-)
«ложность… есть истина, изложенная в форме незыблемой, однозначной, смысловой конечности, не оставляющей мысли ни одного шанса на другой вариант восприятия, переосмысление и последующее развитие».

Владимир Шартаков   08.11.2022 19:49   Заявить о нарушении
И это тоже: «однозначность есть следствие ограниченности». :-)

Владимир Шартаков   08.11.2022 19:50   Заявить о нарушении
У вас хорошая память, цитата на каждый случай. А я на свою жалуюсь! 😁

Ивана Аксёнова   08.11.2022 20:58   Заявить о нарушении