Дикт - живой процесс или фантазия поэтов?

Последнее время мне часто приходится говорить о таком явлении как ДИКТ. Прав Поэт Евгений Головин -
иссякла кровь мифа... Поэт  считал МИФ основой человеческой личности, свидетельством её уникальности. По мнению Евгения Головина только сохранив в себе самое сокровенное - личный миф, можно противостоять безумию нынешнего мира. Сегодняшнее время вышвыривает всех мощной струёй в быт, поэты мелеют как реки, перерождаясь в стихотворцев. Почему это происходит? Хотим мы того или нет, в нынешних рамках социума природная интуиция сужается, превращаясь в ручеёк. Поэт запечатывается в точку. Существующий образ жизни, как чёрная дыра, втягивает в себя многое,  и поэзию тоже. Разумеется, у некоторых авторов поэзия либо бесследно исчезает, либо становится похожей на искусственные цветы.

Если вам доведётся приобрести книгу Гуго Фридриха "Структура современной лирики" (От Бодлера до середины двадцатого столетия), вы будете спасены от мыслительных штампов и стереотипов. По понятным причинам сегодняшняя критика не в состоянии говорить о вечном, она привязана к материальной территории реальности одного дня, года, в лучшем случае двух-трёх десятилетий нашей с вами жизни.
А бег на месте? А создание кумиров? А политические партии и секты? Церковь, наконец? По образу и подобию, по замыслу божьему каждый человек - творец. Поэт - особый случай. Поэт служит ЖИВОМУ БОГУ, а не застывшим иконам или знаниям. Все образы - ЖИВЫЕ, и яркое говорящее доказательство тому Н Е Б О, по которому, меняя формы и направления плывут облака, солнечные лучи, носятся ветры... Дожди, молнии, гром, метели и снега - и есть голос БОГА-ТВОРЦА. Родился Поэтом? Если ты не попугай - твори своё. Твори как можешь, без страха и сомнений. Твори, ибо совершенству предела нет.
Однако, так называемая земная реальность не в состоянии объяснить поэтическую бездну образов и импульсную природу животворящего ДУХА. Надо мысленно выходить за её пределы, это не трудно. Давайте немного подышим спасительным воздухом книги "Структура современной лирики" в переводе филолога, культуролога и литературоведа Евгения Всеволодовича Головина:

***
"Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает создателя и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний."

***
"Лирика постепенно отступает от логического и даже грамматического порядка, содержание рождается от вербального импульса, а не из предварительных размышлений. Начинают проявляться магические энергии чистых тонов."

***
"Итак, цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего духа.Лирика - искусство анахоретов."

***
"Дух абсолютной свободы в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Поэзия вспыхивает не только в звёздных туманах и океанах, но также и в падающем носовом платке, и в чиркающей спичке. Абсурдное и героическое имеют равные права. Поэты словно "алхимики" невольно углубляются в редкие исследования и формулы, ибо поэзия и есть лирическая алхимия".

***
"Поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество. И главное в поэзии - сюрприз, направленный против читателя в агрессивном драматизме текста. Поэт, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан."

***
"Современные поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар. Правило здесь одно - разрыв с традицией. ("Пусть я беден, но я царствую над собственными обезьянами и попугаями")

Намеренному разрыву с традицией конечно же противостоит открытость для восприятия всех литератур и религий, стремление к познанию глубинного психического мира, где соединяются Азия и Европа, магические и мифические прообразы. Это чувствуется ещё у Рембо, задолго до исследований К.Г. Юнга в области коллективного бессознательного и архетипов. В разрознице и разноголосице умирает история. Современная лирика делает историческое пространство столь же безродным, как пространство вещественное."

***
"Важная тема - дегуманизация. Она прослеживается в устранении естественных эмоциональных позиций, ценимого раньше ступенчатого перехода от вещи к человеку. Отныне человек перемещён на самую нижнюю ступень. Более того, он изображается под таким углом зрения, чтобы в нём оставалось как можно меньше человеческого...
Дегуманизация содержания и эмоциональных реакций - следствие неограниченной власти, которую поэтический дух предоставил себе самому. И в поэзии человек стремится к диктатуре. Он уничтожает свою естественность, отстраняется от мира, игнорирует мир ради собственной свободы. Это специфический парадокс дегуманизации."

***
"Современная лирика - дело холодное и бесстрастное. Таковы и размышления о ней. Её обсуждают с технической точки зрения. Почти все ведущие европейские лирики встречают вдохновение недоверчиво и пытаются разделить возбуждение и энергию. "Обнаженное слово" возвышается над восторженной речью...
Современные лирики говорят о своей "лаборатории", о "вычислении" стихов и "операциях" над ними. И только в длительном испытании многозначный магический Дикт способен доказать своё право на бытие и свою неизбежность."

***
"К счастью, метафора не хочет сводить неизвестное к известному. Современная лирика, используя свойство метафоры соединять нечто близкое и нечто дальнее, игнорирует логическую последовательность и развивает ошеломляющие комбинации.
По поводу метафорического уравнивания надо отметить интересный факт. В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире. Внутренняя стремление выхода из действительного и нормального доказывает качество стихотворения."

***
"Властительное воздействие поэзии чувствуется всегда, независимо от темноты и сложности материала. Не критик, а читатель безошибочно отличает шарлатанов от поэтов, а сиюминутных авангардистов от призванных."

***
От себя немного добавлю... В книге "Структура современной лирики" живут интересные размышления о лирике Гарсиа Лорка, Шарля Бодлера, Эдгаро По, Ортеги-и-Гассета и Малларме. С чем-то можно согласиться, с чем-то нет. Но есть чему удивиться... Бесспорно одно - состоявшемуся поэту интересно окунуться в мысли иноязычных собратьев. И это создаёт удивительнейшим образом одну почву под ногами и одно небо над головой. Всем нам светит одно Солнце по имени Поэзия. Всех нас роднит один простор по имени Любовь. И на каком бы языке поэты не говорили - они друг друга слышат.


Рецензии
Танечка, мне не столь важно, поэт я или графоман, но здесь моя маленькая вселенная где я остаюсь собой, обретаю необыкновенных друзей, дышу и летаю, не боясь высоты.

Думаю книга интересна и удивительна, но пусть каждый поет свою песню!

Нина Шендрик   04.07.2022 01:58     Заявить о нарушении
Да, да, да, да... Каждый поёт только своё, и это замечательно.
Не примеряй на себя чужую роль - ты не графоман. Стихи твои дышат,
они живые, добрые и умные!!! Это точно. Обнимаемся, дорогая. БУДЬ ЗДОРОВАЯ!!!

Татьяна Костандогло   04.07.2022 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.