Истории стихов Лень

Лидия Невская
Истории стихов Лень

Первый вариант:

Лень

Опять прошёл бездарно день.
Со мной играла в прятки лень.
Она похожая на ложь
Скрывалась в доме, не найдёшь,
Но душу грызла изнутри,
Шепча не вовремя: « Замри!»
И я ложилась на диван.
Кто был однажды в жизни пьян,
Меня поймёт. Как в полусне
Лежала я на самом дне
Давно промятого дивана.
Такая русская  нирвана,
Опустошение сплошное,
Но я узнала, что такое
Покой души и тела сразу.
За эту сладкую заразу
Сказать спасибо лени надо.
Покой - великая награда.

   Когда я сочиняю стихи, то до самого его конца не знаю, что получится. Ещё я давно заметила, что порой одно слово меняет  смысл  всего произведения. Вот также получилось и со стихотворением «Лень».
     Посмотрите, первое слово — Опять.  Оно выражает безысходность, как бы всё идёт плохо опять и опять. Всё стихотворение пишется в таком же безысходном ключе.  Эту «Лень» я написала, как говорится, на одном дыхании без правок и долгих раздумий, опубликовала, находясь в эйфории от только что созданного шедевра.
    Так всегда кажется в первые минуты. Это испытывают все,   пишущие стихи.
     Но когда эйфория прошла, поэтому она и называется эйфорией, что, как эфир, быстро испаряется, тогда, просчитав гласные и проверив ударения, я поняла, что после строки:
                « Лежала я на самом дне...»   8 (ударение на - е)
 сбился  ритм и вместо восьмёрок пошли девятки. Это означает, что количество гласных в строчках было восемь, а потом вдруг  стало девять.
                "Давно промятого дивана".   9 (ударение на - ва)
     По правилам стихосложения количество гласных не должно скакать. Почему же у меня это случилось?
     К тому же, в конце строк был ударный гласный, то есть мужская рифма,  стала - женская.  Опять конфуз.  Что делать?
 
    Во - первых, всегда хочется оправдать свою ошибку. Тут я бы сказала так: « Я перешла на более длинные строки, потому что  впала в  состояние затяжного отдыха, то есть лени, и речь моя стала медленнее, строчки длиннее».   
    Это хорошее оправдание. Но я решила поправить стихотворение, сравнять все оплошности. И всё пошло совсем не так.
 А развернула весь смысл стихотворения последняя  строка. Сейчас расскажу как.

      В первом варианте строка была такая:
              «Сказать спасибо лени надо».
Здесь девять гласных, и ударение в конце строки на предпоследний слог, а надо — восемь с ударением на последний слог.   
      Меняю слова и получается вот что:
            «Спасибо лени я скажу». 
  Тут уже восемь слогов и ударение на последний слог.
Теперь ищу рифму на слово «скажу»: дрожу-дорожу- вяжу-жужжу- лежу -  полежу.    Полежу — подходит больше всего, так как выше в стихотворении говориться о том, что я лежу на диване. Беру слово «полежу», вставляю:
                Спасибо лени я скажу.
                Сегодня тоже полежу.
  Выскочило слово «сегодня», которое тянет за собой слово «вчера» по теории «Семантической алгебры» как парные слова. Например:  мужчина - женщина, вчера - сегодня и так далее.
 Возвращаюсь на начало стихотворения и меняю слово «Опять» на слово «Вчера», и весь стих приобретает шутливый тон: то, что понравилось вчера, можно повторить и сегодня. А почему бы и нет?

 Все гласные и ударные сравнялись, смысл строчек, вроде бы, выдержан, но всё уже не так, как было вначале. Весь стих превратился в весёлую шутку: «Ленится мне понравилось и я не против полениться  и на следующий день, и на ум пошло, что можно и дальше так жить».
   Всё стихотворение потеряло философский смысл.
   Представляю второй  вариант, исправленный, и с точки зрения правил стихосложения правильный, но не то, что я хотела сказать изначально.  Я хотела сказать, что полениться иногда надо, но недолго.  Во втором варианте получается, что лениться можно постоянно. Совершенно противоположные взгляды на  проблему.
    Судить вам, какое из стихотворений лучше.

Второй вариант:

Лень 2

Вчера прошёл бездарно день.
Со мной играла в прятки лень.
Она похожая на ложь
Скрывалась в доме, не найдёшь,
Но душу грызла изнутри,
Шепча не вовремя: « Замри!»
И я ложилась на диван.
Кто был однажды в жизни пьян,
Меня поймёт. Как в полусне
Лежала я на самом дне
Дивана вмятого давно.
Познать нирвану не дано,
Но ощутила я покой
Усталым телом и душой.
Спасибо лени я скажу.
Сегодня тоже полежу.
-------------------------------------


Рецензии