Гиза
Добираться до Каира из Шарм-эль-Шейх надо было самолетом. Мы прибыли в местный аэропорт, отметились у руководителя экскурсионной группы и отправились на пункт таможенного досмотра. Вещей у нас особенно не было: сумочка у жены, да маленький рюкзачок, который я позаимствовал у младшего сына. Молодой таможенник вытряхнул содержимое наших «баулов», и не найдя ничего предосудительного разрешил складывать вещи. Однако он отменил это разрешение, заметив небольшой карман на ручке моего рюкзака, который он принялся ощупывать. В результате его поисков из этого кармашка был извлечен брелок, который состоял из двух частей: из маленького «лазерного» фонарика и микроскопического складного ножичка. В свое время я приобрел этот сувенир в Швейцарии и подарил младшему сыну. К несчастью складной ножик раскладывался, что решило его участь. Брелок был реквизирован, т.к. его признали как «режущее оружие», опасное при транспортировке в самолете. Я уже смирился с положением дел, поскольку спорить с таможенным офицером бесполезно. Тем более, что я уже однажды побывал в подобной ситуации, когда в ноябре 2001 года улетал из Франкфурта.
После известных событий в Нью-Йорке, когда были разрушены здания «близнецов» в результате теракта, правила транспортировки вещей ужесточились. При проверке молодая таможеница, увидев в моем кейсе пилочку для ногтей, извлекла её, а за ней последовали и лезвия «Жилетт» для бритвенного станка. Самое смешное, что эту пилочку и лезвия я приобрел перед самой командировкой, к тому же они были немецкого производства, так что можно было считать, что они вернулись на родину. Заметив мой недоуменный взгляд, она спросила меня:
-Do you have any questions?, - на что мне пришлось отвечать,
-No, I have not.
А через каких-то полчаса полета нам разносили обед, на подносах лежали большие металлические ножи и вилки. Если бы я был террористом, то этими ножами можно было перерезать половину экипажа самолета.
Но вернемся к нашей истории. По прошествии нескольких минут таможенник уселся за свой стол и начал поигрывать злосчастным брелоком, как это обычно делают с ключами от авто, молодые водители, чтобы привлечь к себе внимание юных «курочек». Эта картина так разозлила мою жену, что она, не выдержав, подошла к руководителю нашей экскурсионной группы и произнесла пламенную речь, достойной самой Долорес Ибаррури… Руководитель подошел к таможеннику, они о чем-то переговорили, после чего брелок исчез из поля зрения.
По прилете в Каир нас пересадили в экскурсионные автобусы и поехали осматривать исторические места в Гизе. Настроение было немного испорченное. Мы побродили вокруг пирамид и Сфинкса, сделали несколько снимков на фоне этих достопримечательных хранителей времени. Внутрь пирамид заходить не решились, т.к. сам гид не рекомендовал посещать внутренние помещения пирамиды, людям преклонного возраста или кто чувствует не совсем хорошо. Мы с женой соответствовали обоим этим факторам.
После двухчасового осмотра в Гизе мы отправились снова в Каир, где предстояло посетить Египетский национальный музей, крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Основан в 1858 году как Булакский музей, с 1891 по 1900 годов назывался Гизехским музеем, затем — Египетским музеем. Коллекция музея насчитывает около 160 тысяч экспонатов всех исторических периодов древнего Египта. Чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея, потребуется несколько лет. Даже специалисты время от времени находят в его запасниках нечто совершенно новое для себя.
Особый интерес представляют скульптурные изображения фараонов древнейшей эпохи – статуя строителя первой пирамиды Джосера, единственное сохранившееся изображение Хеопса – статуэтка из слоновой кости, а также великолепный образец древнеегипетского искусства – диоритовое изваяние фараона Хафра. Своей величественностью выделяется 10-метровая статуя Рамзеса II из розового гранита.
Незабываемое впечатление произведёт посещение «зала мумий», где посетитель оказывается лицом к лицу с владыками Египта, среди которых легендарные Сети I, Рамзес II, Тутмос III, Аменхотеп II, завоеватели и строители, оставившие после себя величественные архитектурные памятники. В зале поддерживается особый микроклимат, способствующий сохранности мумий.
Настоящей жемчужиной музея является собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, оставшейся нетронутой. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.
Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта.
За два часа мы галопом промчались по залам музея с открытыми ртами, мало что запомнив, но с полным убеждением, что приобщились к мировой культуре, чтобы потом в разговоре со своими знакомыми, как бы невзначай вспоминать вслух о бирюзе на маске Тутанхамона, или о слоновой статуэтке фараона Хеопса…
После последовавшего за музеем обедом в ресторане, началась коммерческая часть экскурсии, поскольку каждый турист не только зритель культурных ценностей Египта, но активный источник пополнения бюджета страны. Нас повезли на парфюмерную фабрику египетского миллиардера Мохаммеда Аль-Файеда, сын которого Доди погиб вместе с принцессой Ди.
Русскоязычные менеджеры так расхваливали парфюм продукцию предприятия египетского миллиардера, что нам стало просто стыдно при мысли, что мы уедем, ничего не приобретя, у убитого горем Аль-Файеда-старшего. Короче мы оставили там несколько сотен твердой валюты, чтобы нас не считали жмотами и бессердечными людьми. Забегая вперед, должен сказать, что по прибытии домой и прошествии небольшого отрезка времени, эти приобретения были отправлены на свалку за ненадобностью…
Наблюдая за будничной жизнью египетской столицы из окон автобуса, я обратил внимание на отсутствие светофоров в городе. Как отмечается в интернете в Каире на 18 миллионов жителей всего 9 светофоров (по другим данным на 20 миллионов жителей всего 4 светофора). Машины, люди, велорикшы двигались по улицам, соблюдая какие-то внутренние правила, не создавая пробок или аварийных ситуаций. Однако отсутствие правил только кажущееся. На самом деле они существуют — правила здравого смысла и самосохранения: не подрезай, держи дистанцию, сигналь в местах ограниченной видимости, перестраивайся с включенным поворотником. Так что, можно сказать, египетские водители контролируют друг друга.
Все знают, какое количество ДТП случается по вине пьяных водителей в некоторых государствах. Поэтому другая версия безаварийного феномена в стране пирамид звучит очень просто: египтяне почти не употребляют алкоголь.
Другое, что поразило меня – это частный сектор… Большинство египетских частных жилищ без крыши - это способ уйти от налогов - дома считаются недостроем и налог с дома исчисляется гораздо либеральнее. Некоторые жилища громоздятся друг на друге, в них нет никаких коммуникаций, необходимых для нормального проживания в городе. При выезде из города в сторону Гизы можно наблюдать какое-то строение в виде длинного канала, полностью забитого мусором и другими отходами.
Официально принято считать, что история цивилизованного Египта началась примерно в 5 тысячелетии до нашей эры. За прошедшие семь тысяч лет истории люди так и не нашли эффективных способов соблюдения экологических правил бытия. Может быть поэтому полит. корректная фразеология применяет термин «продукты жизнедеятельности человека», то что в обыденной жизни называется просто «дерьмом». Возможно, человек больше ничего не может «производить»?
Когда мы прилетели обратно в Шарм-эль-Шейх, руководитель нашей группы подошел ко мне и вернул злосчастный брелок, который реквизировал у меня таможенник. Вера в человечество начала мелкими квантами возвращаться ко мне…
Свидетельство о публикации №121120201707