Сладкоежки

              Все дети очень любят сладкое. Наверное, в нем есть особенный привкус нашего детства. Дедушка даже как-то сказал Даше, что его нужно съесть столько, чтобы потом, когда она вырастет, с ним можно было расстаться без всякого сожаления.
              - Ты встанешь взрослой и будешь давать сладкое своему ребенку. Как это делает твоя мама.
              - Ну, это  еще когда еще будет!
              - Конечно, нужно еще вырасти.
              - Неужели тебе никогда не хочется сладкого? - удивилась Даша.
             Дедушка довольно погладил свою бороду и рассмеялся:
             - Ну, разве иногда, чтобы вспомнить забытый вкус своего детства…
             Однажды, в школьном дворе Дашу нечаянно толкнул плечом какой-то мальчишка. Они там играли и бегали. Дедушка тогда неодобрительно покачал головой и крепко прижал ее к себе. Даше было больно и так жаль себя, что она едва не расплакалась. Тогда дедушка дал ей сладкую конфету. Даша положила ее в рот, и пока она таяла, обида незаметно прошла. Набежавшие было слезы, быстро высохли. Сладкий вкус детства всегда лучше горького…
            Однажды, на занятиях в хореографической студии объявили, что они выступят с танцевальным номером «Сладкоежки» в БКЗ «Октябрьский». Там будет грандиозный концерт, в котором смогут принять участие все коллективы детского центра искусств. А еще учительница в студии Янина Игоревна сказала, что первое выступление на такой сцене - большая честь. Сказать, что «БКЗ» просто большой концертный зал - значит, ничего не сказать. Он находится в самом сердце города. На его сцене выступали Хосе Каррерас, Элтон Джон, Мстислав Ростропович и Леонид Утесов. Всех знаменитостей там не перечесть. Даше и ее подругам сразу стало немного страшно.
          Вечером Даша нашла в календаре дату своего выступления на концерте: 24 ноября, и обвела ее красным карандашом. Теперь она хорошо помнила этот день и часто спрашивала о нем взрослых. Даша умела считать дни в календаре, но так она еще раз напоминала о важном для себя дне: Даша будет выступать на сцене. Нет, никто из взрослых об этом не забывал. В следующее воскресенье они с мамой поехали в специальный магазин и купили обтягивающее трико телесного цвета, белые колготки и балетки. Все это требовалось для выступления.
            Вначале они разучивали танец на занятиях по хореографии. Даша быстро освоила движения и принялась повторять их дома. Потом она стала использовать для этого каждую свою свободную минуту: на улице или даже в магазине. Песенку «сладкоежек» в четыре куплета с припевом, Даша напевала сама.

                В мире будет больше радостей,
                Если будет больше сладостей,
                Лимонада и пирожных,
                Шоколада и конфет. 
                Это просто наслаждение,
                Это просто объедение.
                Для детей на целом свете
                Ничего вкуснее нет!
 
              Дома все сошлись на том, что танец сладкоежек гораздо интереснее другой, ранее разученной ею танцевальной композиции. Там движения были проще, а иногда вообще переходили в строевой шаг. Слов в песне тоже было меньше. Фразы: «Россия вперед!» и «Питер, давай!» повторялись несколько раз. Понятно, что к политической составляющей такого важного текста, ни у кого из взрослых вопросов не возникало. « Раз - два, раз - два! Левое плечо вперед, марш!» - дедушка и мама дружно шагали за Дашей по кухне, успевая при этом делиться последними городскими новостями.
                Между тем подготовка к  выступлению на концерте вступила в завершающую стадию. У девочек начались вечерние репетиции. Первое время Даша сильно уставала. На этот раз мама проявила твердость: «Ты хотела выступить на сцене? Вот и наберись терпения». Об этом на занятиях напоминала и учительница по хореографии: «Как бы ни было тяжело во время выступления, в зале этого никто заметить не должен. Что бы ни случилось - вы обязаны улыбаться!» Девочки улыбались и учились терпеть. «Если упадет с головы бант или балетку с ноги потеряете, не вздумайте поднимать их во время танца. Вы сломаете общий рисунок танца. Будете кланяться после его окончания, делать реверанс, тогда и незаметно поднимете. Делайте все это красиво и обязательно с улыбкой», - не уставала повторять своим девочкам учительница.
                Накануне выступления всем раздали костюмы: короткие стильные юбочки и пелеринки, пошитые из яркой, блестящей атласной ткани. К ним еще каждому полагалось трико желтого «цыплячьего» цвета. Получали костюмы совсем не родители, а сами дети. Они выбирали их по размеру, а потом сами гордо несли домой. Мамам только оставалось приготовить костюмы к выступлению и повесить их на плечики.
                Почетное право сопроводить Дашу на первое в ее жизни концертное выступление выпало дедушке. Теперь они бережно несли с собой концертный костюм «сладкоежки» и большую бутафорскую конфету в блестящей обертке. Наконец перед ними на Лиговском проспекте выросла бетонная коробка главного концертного зала Петербурга.
                Как же быстро бежит время! Дедушка вспомнил, что не был здесь больше двадцати лет. Нет, ничего за это время не изменилось. Все тот же длинный бронзовый фриз работы скульптора М. К. Аникушина на фасаде и скульптурная группа «Октябрь» из трех обнаженных мускулистых фигур красногвардейца, рабочего и крестьянина у главного входа. Теперь все это стало далекой историей, романтикой минувшего века. Автора скульптуры он уже не помнил. В Петербурге мало кто слышал, что на этом месте в Петербурге когда-то находилась Греческая церковь. На эту тему у поэта Иосифа Бродского в 1966 году даже появилось такое стихотворение:

                Теперь так мало греков в Ленинграде,
                что мы сломали Греческую церковь,
                дабы построить на свободном месте
                концертный зал…

                БКЗ «Октябрьский» создавался по типу Кремлевского дворца съездов для проведения торжественных собраний и партийных конференций. Он вмещал почти четыре тысячи человек. Добираться сюда было удобно. От станции метро «Площадь Восстания» всего десять минут неспешного хода. У артистов «Октябрьский» зал котировался высоко: выступления здесь обещали большие сборы. В хороший год зал посещало до миллиона зрителей. Теперь дедушка вел сюда свою внучку, и это наполняло его гордостью.
                По дороге они несколько раз останавливались посмотреть афиши «БКЗ», которых здесь встречалось великое множество. С плакатов на них гордо и насмешливо смотрели звезды отечественной эстрады. Даша мысленно представила себя на их месте. Нет, она бы не стала так драть нос…
                - Волнуешься? - осторожно спросил ее дедушка.
                - Боязно мне, - вздохнула Даша.
                Уже через несколько минут они окунулись в пестрый водоворот веселых людей в концертных костюмах, детей и их родителей, учителей, охранников в строгих черных костюмах и всезнающих внимательных администраторов. Общий поток понес их вначале в гардеробную, а потом в костюмерную и гримерную комнаты, где Даша и ее подруги превратились из обыкновенных девочек в настоящих артисток. Они становились «сладкоежками» всего на один день. Равно на столько, сколько продлится их выступление на сцене. Ради этих счастливых и волнительных минут было потрачено много времени и труда, пролито кем-то море слез. Только теперь об этом уже никто не думал.
                В какой-то момент детей и их родителей разделили. Юные артисты остались со своими учителями, а родители заняли свои места в зале. Между ними встал большой тяжелый занавес.
                Концерт продолжался больше двух часов, одно выступление сменяло другое. Праздничное действо удалось на славу. Это был даже не концерт, а одна, большая игра, в которой дети и взрослые веселились от души. Самым интересным оказалось то, что каждому в ней находилось место: высокому и маленькому, полнотелому и тонкому. Устроители концерта не искали себе одинаковых классических стандартов. Из всей этой непохожести вырастало «нечто», очень естественное и гармоничное. В нем не было ни одного несчастного детского лица и вымученной улыбки. Это был их праздник и только для них сегодня была отдана эта сцена и наполненный зрителями большой концертный зал. Те взрослые, что пришли сюда снисходительно поглазеть на детскую самодеятельность, теперь восхищенно переглядывались и отбивали до боли свои ладоши.
                «Сладкоежки» бойко исполнили свой танец в первой половине концерта и теперь со своей классной учительницей Еленой Владимировной смотрели на балконе остальные номера концертной программы. Любопытно было видеть в этот момент Дашу и ее подруг. На лицах девочек не было ни тени усталости. Им не сиделось на месте, их руки и ноги все время двигались в такт звучавшей музыки, повторяли движения танцев, исполнявшихся на сцене. Это было ритмом их жизни, биением пульса. Откуда у девочек появилась такая свобода, раскованность и умение, можно было только догадываться.
                Ирина Георгиевна, с которой дети постигали азы актерского мастерства, вела на сцене концертную программу. Теперь ее и узнать было трудно - такой она стала красивой с распущенными волосами, в длинном белом платье. Даша узнала ее только по голосу. Здесь она была доброй феей, с которой все отправились в сказочное путешествие. Островками на нем были номера концерта, которые исполняли дети. Это было похоже на сон, потому что именно там исполнялись все сказочные детские желания.
                После выступления «сладкоежек» их руководитель - учительница по хореографии Янина Игоревна тоже выступила в разных номерах. Дети быстро заметили, что она каждый раз выходила на сцену в новом платье и хором принялись их считать. Каждый выход на сцену своих любимиц девочки встречали громкими криками одобрения и аплодисментами. 
                Был уже поздний вечер, когда Даша уехала домой. Устала ли она? Да, конечно, Даша теперь прямо с ног влилась. Только это была необычная усталость: ей совсем не хотелось спать. Она раз за разом вспоминала подробности минувшего дня. Вагон подземки монотонно покачивался, будто соглашался и повторял следом за Дашей: «Да-да, у тебя сегодня все было замечательно».
                Дедушка наклонился к Даше и тихонько спросил:
                - Неужели тебе не было страшно выходить на сцену в зале, где было столько зрителей?
                - Было, было, но только совсем чуть-чуть, перед самым выходом. Я же была не одна, а с девочками. Потом рядом были Елена Владимировна и Янина Игоревна. Когда я вышла на сцену, то сразу про свои страхи забыла. Если честно, то там просто было не до этого, - улыбнулась Даша и кокетливо наклонила голову.
                Это получилось у нее совсем по-взрослому. Так мог ответить серьезный и ответственный человек. А потом фея в белом серебристом платье сегодня сказала, что каждая добрая сказка может стать явью. Просто для этого нужно очень сильно захотеть. Вы все еще по-прежнему не верите? Но вы же сами в ней только что участвовали, на сцене и в этом огромном концертном зале, а значит, она есть, она теперь существует…

                Фото концерта в «БКЗ» 24 ноября 2021 года. Петербург, Центр искусств «Эдельвейс»
               


Рецензии
Сергей, прочла с большим интересом!
Получила удовольствие, нахлынули воспоминания:
сколько раз и я бывала в Октябрьском,хотя по студенческим временам цены были ого-го!
Поздравляю дедушку и внучку с началом зимы!
Новых творческих успехов)
С теплом,
Ева

Ева Гущина   01.12.2021 13:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Ева!

Сергей Псарев   01.12.2021 13:49   Заявить о нарушении