Помните его имя. Наша Дубна
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ.
О его политическом, экономическом, оборонном значении для России говорят сейчас постоянно.
Напомню, что исследование этого пути началось с указа Петра Великого, написанного им 1724 - начале 1725 года.
Это был указ об организации экспедиции, получившей название Первой Камчатской.
Главнейшей из задач этой экспедиции было продвижение к берегам Америки и установление контактов с её жителями. Необходимо было определить: есть ли между Азией и Америкой пролив, или они соединены.
Петру Первому требовались самые точные данные не только о морских границах России, но и лоции всех морей, омывающих эти границы. Император задумал проложить Великий Морской Путь от Архангельска до Америки, Японии, Китая и Индии. Это стало бы возможным лишь при наличии пролива.
Руководителем Первой Камчатской экспедиции был назначен русский морской офицер датского происхождения капитан - командор / капитан 1-го ранга/ Витус Беринг. Его помощниками: капитан - лейтенант А. Чириков и капитан - лейтенант М. Шпанберг.
Экспедиция, начавшаяся в январе 1725 года, достигнув Северо-Восточной Сибири, составила подробные и точные карты её, а в 1728 году приступила к составлению лоций морей. На боте «Святой Гавриил» Беринг и его команда вышли из устья реки Камчатки 13/24/ июля 1728 года и двигались на север вдоль восточного побережья Камчатки и Чукотки. В августе они прошли в сплошном тумане пролив, отделяющий Азию от Америки, и, не увидев американский континент, упёрлись в льды Чукотского моря. Море это и в наши дни лишь частично освобождается от льдов на 2-3 месяца. По-видимому, в тот год ледовая обстановка в Чукотском море была особенно сложной.
Беринг, опасаясь ранней зимы, приказал возвращаться, так и не выполнив волю Петра Великого, умершего в 1725 году.
По-прежнему, не были выполнены многие задачи, поставленные покойным императором:
- Плохо изучено побережье Северного Ледовитого океана и не составлены лоции северных и восточных морей.
- Не доказано существование пролива между Америкой и Азией.
Что знали русские учёные и моряки того времени об Америке и Японии?
Знали, что они где-то есть.
- Отсутствовали достоверные сведения о взаимном расположении и очертаниях берегов Азии и Америки, о путях от Чукотки к Америке и Японии.
- Слабыми были знания и о самой Сибири, отсутствовали карты её внутренних районов.
И тут свою историческую роль сыграла взошедшая на российский трон в 1730 году, племянница Петра Первого, Анна Иоанновна.
В российской истории об этой императрице написано несправедливо мало. Все наши представления об Анне Иоанновне мы строим по увлекательному роману писатели Ивана Лажечникова «Ледяной дом»: самодержавная бабёнка, небольшого ума, скучающая на российском троне и от скуки устраивающая баллы, карнавалы и прочие потехи.
Так, да не так. Взойдя на российский трон она стала восстанавливать и строить любимое детище Петра Великого — Российский Флот.
Из интернета:
Анна Иоанновна первыми своими указами обратилась к проблеме восстановления флота. 21 июля (1 августа) 1730 года императрица издала именной указ «О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам», в котором «наикрепчайше подтверждалось Адмиралтейств-коллегии, чтобы корабельный и галерный флот содержаны были по уставам, регламентам и указам, не ослабевая и не уповая на нынешнее благополучное мирное время»
В декабре 1731 года императрица распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море, дабы «иметь сие и людям обучение и кораблям подлинной осмотр, ибо в гавани такелаж и прочее повреждение невозможно так осмотреть, как корабль в движении»[81]. В январе (феврале по н. с.) 1731 года на Адмиралтейских верфях был заложен новый 66-пушечный корабль «Слава России»[81], ещё два корабля были заложены в феврале и марте 1732 года[82].
В августе 1732 года было принято решение, которое сыграло огромную роль в развитии флота и кораблестроения. Воинская морская комиссия представила императрице доношение о восстановлении закрытого в 1722 году Архангельского порта и военного кораблестроения на Соломбале[86]. Соломбальская верфь стала второй основной строительной базой Балтийского флота[87] и начала работу в 1734 году. Задуманная для строительства кораблей низших рангов — 54-пушечных кораблей, она уже в 1737 году начала строительство 66-пушечных кораблей, а с 1783 года в Архангельске начали строить и 74-пушечные суда[88]. За период царствования Анны Иоанновны в Архангельске было построено 52,6 % всех кораблей Балтийского флота, при Елизавете Петровне — 64,1 %. За период 1731—1799 годов в Петербурге (с Кронштадтом) было построено 55 кораблей, а в Архангельске — 100
Конец цитирования
17/ 28/ апреля 1732 года императрица Анна Иоанновна подписала указ об организации Второй Камчатской экспедиции, которую мы теперь называем Великой Северной. Это была самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества. Она длилась десять лет (по 1743 г.). Среди 5 тысяч участников были люди разных профессий: учёные, солдаты, картографы, мастеровые, священники, лекари...Все считались мобилизованными и должны были подчиняться своим начальникам. Любое неповиновение считалось бунтом и каралось самым жестоким образом.
Свободным людям разрешалось брать в экспедицию жён.
В экспедиции рождались детки и умирали те, чей организм не выдерживал адских условий .
Из интернета:
« Великая Северная экспедиция исследовала огромные территории Сибири, побережья и морей Северного Ледовитого океана и северной части Тихого океана. Были получены ценные географические, исторические, этнографические данные о внутренних районах Сибири, Камчатки и Курильские островов. Получены сведения о полезных ископаемых, животном и растительном мире. Проложен путь к берегам Северо-Западной Америки и Японии, открыты Алеутские острова. Были составлены карты исследованных районов и лоции морей, уточнены координаты городов и других населённых пунктов.
Все эти задачи выполнили 7 отрядов направленных в разные концы Сибири и к побережьям морей.
Для изучения внутренних районов Сибири вышел отряд учёных под руководством профессора Герхарда Фридриха Миллера, действительного члена Петербургской академии наук.»
Конец цитирования.
Общее руководство морскими отрядами возложено было на капитана – командора Витуса Беринга.
Но Беринг редко занимался хозяйственными вопросами, справедливо считая себя великим учёным.
Фактически, Камчатским отрядом руководил наш земляк Алексей Ильич Чириков.
КАПИТАНЫ.
1. 1728 год 1.
Уставшие, больные, еле живы…
Был неудачным первый их поход.
И Беринг посчитал, что нет пролива,
Когда закрыл дорогу плотный лёд.
А берег был американский рядом.
Коснёшься,- только руку протяни!
Густым туманом спрятанный от взглядов.
Упали духом, дрогнули они.
А ветер, как из ледяного ада!
Заканчивалась пища и еда…
И Беринг приказал: « Вернуться надо!
Иначе не вернёмся никогда!
С тобой я спорить, Чириков, не стану,-
Блуждаем мы не по моей вине!
Я командор! Тебе, как капитану,
Всецело должно подчиняться мне!
Ты сам себя упрёками не мучай,-
Мы славно потрудились для страны.
Вы – русские надеетесь на случай,
А здесь расчёты точные нужны!»
Мрачнее серой тучи ходит Беринг,
Решив закончить первый свой поход.
В Охотск вернулись и сошли на берег…
Их встретил Питер только через год.
2. 1732 год
Как солнышко прекрасная Прасковья
Очаровала сердце моряка
Соединила светлой их любовью.
В Лужном, под Тулой, Божия рука
Из отпуска был в Питер вызван вскоре.
Там встретили старинные друзья:
«Идти пешком придётся вам до моря,
Исследуя сибирские края.
В Охотске вы построите два бота.
Пусть вам в благих делах поможет БОГ!
А на Камчатке, для морского Флота
Необходимо заложить острог.
И интерес императрицы прежний,-
На то и специальный есть указ:
К американским выйти побережьям
И сделать их доступными для нас!
Начальником твоим - вновь Витус Беринг.
Тебе поручат набирать отряд.
В самом себе не очень он уверен.
Коль что не так - ты будешь виноват.
Готовились в поход два года люди:
С утра и до темна – упорный труд.
И верили, что всё иначе будет,
Теперь они Америку найдут!
На этот раз не отвернётся счастье!
Всё лично сам проверил Алексей.
Повозки, провиант, оружье, снасти,-
В свою звезду душою верил всей.
Нет, кажется, вопросов нерешённых
До мелочей он всё продумать смог…
Идти в поход с мужьями могут жёны.
«А кто вернётся? - знает только Бог!
Сибирский тракт покажется им адом,
Нахлынет столько трудностей, забот…
Вот и Прасковья быть мечтает рядом,
Твердит, что всё равно за ним пойдёт!»
Напутствия, прощания и слёзы,
Едва забрезжил питерский восход.
Пропел рожок и двинулись обозы.
Их звал в дорогу 33-ий год.
3. 1733- 1740
Огромная, богатая, лесная…
Болота, реки, тучи мошкары.
И до сих пор Сибирь мы плохо знаем,
Что говорить о людях той поры?
Источник их везенья – Воля Божья,
В любви к Отчизне – мужества исток.
В сибирском утопая бездорожье,
Отряд их продвигался на Восток.
Забот всегда у Чирикова много.
Работает и ночью он и днём.
Все говорят: «Он командир от Бога,
И всё в отряде держится на нём!»
Всегда спокоен и всегда уверен.
Полно задумок разных и идей.
В штабной повозке что-то пишет Беринг.
А Чириков живёт среди людей.
Был очень добрым, если надо - строгим,
В принятии решений скор и смел.
Стал братом и наставником для многих.
Заставить мог, но и понять умел!
Для командора Чириков – находка.
Талант от Бога Алексею дан.
Заботы многолетнего похода,
Как воз тяжёлый тянет капитан!
Помощника не очень Беринг любит.
Для всех в отряде главный – Алексей.
Не к Берингу, а к Чирикову люди.
Идут с бедой и радостью своей.
У Алексея зависти нет чёрной:
Под Берингом ходить – не привыкать.
Ведь Витус - замечательный учёный,
Таких на свете надо поискать!
Ненастье, зной, речные переправы.
Отряд трудиться день и ночь готов,
Чтоб местный быт узнать, природу, нравы,
Составить карты рек и городов.
Какой там зверь? Какая в реках рыба?
Какая польза может быть от гор?
Забытым им, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Их сведенья нам служат до сих пор.
В какого бога местный житель верит?
Что ест тунгус и пьёт ли он вино?
Зной, лютый холод… Первые потери!
Не всем домой вернуться суждено.
Таёжные дремучие завалы,
Где в лапах сосен меркнет белый свет,
Безлюдных гор и сопок перевалы.
Прошли они за 7 тяжёлых лет!
1748 год
Он в собственной постели умирает.
А многих тех, кто с ним тогда пошли,
Давно уж приняла земля сырая,
От их любимых и родных вдали.
Хоть смерть близка, но нет в душе досады
Немало было в жизни светлых дней!
БОГ дал любовь, сейчас она с ним рядом,
И в мире человека нет родней!
Глаза Прасковьи снова ищет взглядом,-
Спокойно от её печальных глаз:
«Всегда со мною шла по жизни рядом.
Соединил нас БОГ в счастливый час!
Прасковья, моё солнышко земное!
В далёкие холодные края
Она всегда бесстрашно шла за мною.
С 5-ю детьми её оставлю я!»
Он верил: Не в богатстве вовсе счастье,
А в том, чтоб покорять за далью даль.
Он собственные деньги тратил часто
На дело, жизнь которому отдал.
.Путь каждому его судьбой отмерен.
Про этот путь один лишь знает БОГ
«Какою страшной смертью умер Беринг!
Моя вина - найти его не смог!»
Год 41-ый спущено два бота,
Заложен Петропавловский острог.
Стремленье и единая забота,-
Исполнить до конца теперь свой долг.
Надёжней кремня и арабской стали,
Своей Отчизны верные сыны!
Но все они давным-давно устали,
Серьёзно очень многие больны.
«Америка должна быть где-то рядом.
Найдём её и отдохнём потом!»
Два берега соединить им надо
Морским путём, как каменным мостом.
«Петра» команду Беринг сам возглавил.
Он всё ворчит, что не надёжен бот.
У Алексея в подчиненье - «Павел»
Он верит, что корабль не подведёт.
- Успехов вам! Туманов берегитесь!
Здесь много скал в прибрежной глубине!..
- Себя учи!- бурчит сердито Витус,-
Советовать пока что молод мне!
Сначала боты шли друг с другом рядом,
Но мглою затянуло небеса.
Туман сгустился. Море стало адом.
И ветер рвал со злобой паруса.
Не видно больше звёзд, померкло солнце,
И трудно кораблями управлять.
Друг друга потеряли. Не придётся
Им в этой жизни встретиться опять!
Хоть с Берингом и не были друзьями,
Но командора жаль ему до слёз.
Ведь Витуса нашли замёрзшим в яме,-
Его корабль разбился об утёс!
Но ветры вновь попутные подули,
Настали снова солнечные дни.
15-ое дал им БОГ июля
Увидели Америку они!
Кричали все – не выдержали нервы,
Так много лет к заветной цели шли.
Какое счастье оказаться первым
У берегов загадочной земли!..
Он умирает в собственной постели,
И дарит печь домашнее тепло.
Так многие окончить жизнь хотели,
Но никому почти не повезло.
Кто умер от цинги, кто от чахотки,
Кто лёг в болото, кто в холодный снег…
«Прасковьюшка! Налей немного водки!
Помянем тех, кого давно уж нет!»
Ну, что же. Тульским чиновникам виднее в честь кого ставить памятники и называть улицы.
ХРАНИ ВАС БОГ!
.
Свидетельство о публикации №121120103533
Господи! Помилуй!
Людмила Реутова 04.12.2021 14:52 Заявить о нарушении