Стройотряд
Меня также привлекли к этому мероприятию, назначив командиром ССО, которому мы впоследствии присвоили имя «Гелиос». В отряд входили студенты 3 и 4-го курсов нашего института, общей численностью 50 человек; среди них были 3 девушки-поварихи. Отряду придали мастера-строителя и врача, студентку 3-го курса мединститута.
Нашим местом расположения был совхоз «Баскудук», где нам предстояло построить на центральной усадьбе несколько жилых одноквартирных домов из деревянного бруса и один двухквартирный дом из самана. Отряд состоял из трех бригад, мастер-строитель курировал технологию строительства, а я занимался вопросами снабжения, организацией перевозок стройматериалов, следил за порядком и т.д.
Местным мастером-строителем был Азике, громадный джигит гренадерского роста, весом не менее 150 кг. Лицо его было темно- коричневого цвета из-за постоянного пребывания на открытой солнечной местности, покрытое оспинами. Характер у него был прямой, открытый с философским уклоном. Здоровье – отменное, просто богатырское.
Когда они с моим мастером закрывали наряды за первый месяц работы, то я, несмотря на принятый в стройотрядах «сухой» закон, выкатил им 3 бутылки «Старки» (водки в местном магазине не было, чтобы не соблазнять местных жителей дешевым алкоголем), девочки-поварихи приготовили для наших подписантов целый тазик жареного мяса…
Наши герои целый день составляли наряды, делая перерывы на перекур, а когда поздно вечером я пришел в комнату, где они работали, то увидел следующую картину: мой мастер сидел за столом, уронив свою голову на стопку нарядов и хрипел, шлепая посиневшими губами, а Азике ходил по комнате, заложив свои ручища за спину, и что-то разглагольствовал о смысле жизни. Он был как стеклышко…
Я поблагодарил его за выполненную работу и выпроводил домой, а сам вызвал врача, чтобы привести в чувство нашего мастера, т.к. он мог отдать свою душу богу…
Но я хотел бы рассказать другую историю, как мы с Азике поехали выбирать места для строительства домов для чабанов на отгонах. Дома строились из местного строительного материала: из самана. Не знаю, стоят ещё эти дома или нет, живет ли там кто-нибудь или их забросили, как забросили многое во времена лихолетья. По мне, так чабаны должны жить в юртах, потому что скотоводы не могут вести оседлый образ жизни. Ведь они постоянно меняют стоянки для выпаса скота, бывает, что они по нескольку лет не возвращаются на некоторые участки, чтобы дать природе восстановить экологию. Степь широкая, поэтому они кочуют по степи в соответствии с вековыми правилами и традициями, выработанными в процессе многолетнего опыта предков. А всякое вмешательство в ритм и в процесс их бытия может привести не к прогрессу, как считают некоторые кабинетные чинуши, ретиво исполняющие директивы вышестоящих органов, а скорее к разрушению привычного уклада, после чего люди перестают заниматься своим делом. В 70-е годы было принято постановление партии и правительства довести поголовье овец в республики до 50 миллионов. В результате стала исчезать казахская порода овец, а культивироваться завозная, которая позволяла быстро повысить поголовье при тех же условиях кормовой базы. Правда, отечественный баран весил 90-100 кг, при максимальном весе – 140 кг., один курдюк достигал 10 - 30 кг (данные взяты из интернета), а завозной барашек тянул с напружкой лишь на 20-25 кг. Зато по головам – в 3-4 раза больше!!! Давно подмечено, как человек начинает «улучшать природу», то результат получается обратный. Недаром говорят, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».Но вернемся к «нашим баранам». Мы с Азике приехали на отгон, вокруг на десятки километров, до самого горизонта одна степь на все четыре стороны. Азике стоял, подбоченясь, возвышаясь над ровной гладью равнины, как истукан с острова Пасхи, и о чем-то мечтательно думал. А я, мелкий очкарик, бегал вокруг него, как тот «неисчерпаемый» электрон вокруг атомного ядра, и задавал один и тот же вопрос: «Азике, где будем строить?». Он помолчал несколько минут, потом снял с головы кепку и бросил её в сторону. Кепка со звуком «фрр» пролетела несколько метров и шлепнулась на землю. «Вон там и строй», - отвечал мне Азике… Российский историк Соловьев, описывая менталитет русского народа, сказал, что на его становление оказало большое влияние среда обитания: широкие поля, полноводные реки, густые леса, изобилие зверей и животных. Поэтому для такого человека характерно спокойствие, уравновешенность, уверенность в своих силах и способностях, отсутствие тревоги за будущее и т.д. и т.п. В Казахстане таких лесов и рек нет, но есть бескрайние степи… Это также сказалась на менталитете местного населения и Азике оказался ярким примером такого менталитета.
События последних десятилетий, благодаря действиям политиканов, немножко развели наши народы, разделив границей, самостийными конституциями и законами. Но органическая связь не прерывалась. Многие родственники оказались по разные стороны границ. Многие русские остались в Казахстане, многие казахи не покинули Россию. Более того, есть яркие примеры, когда граждане России, имеющие казахские корни проявили свои лучшие человеческие качества. Вспомните полковника, Героя России, который прикрыл своим телом гранату, выпущенную незадачливым солдатиком. Или рядового, который один, с пулеметом в руках, остановил целую колонну противника, не дав ей проехать в нужном им направлении… Газеты написали тогда, что не нужны триста спартанцев, достаточно одного героя. Мне иногда приходит такая шальная мысль: чтобы остановить кровопролитие в Карабахе, нужно набрать 50 казахов из Астраханской губернии и отправить их на разделительную полосу. Конфликт затихнет в течение нескольких часов…Эзотерики говорят, что наступила эра Водолея, что не за горами светлое будущее, хотя в ближайшие годы нам ещё предстоит пройти через горнило испытаний. Надеюсь, что мои внуки доживут до этого светлого будущего. Нам в свое время тоже обещали, что мы будем жить при коммунизме, когда будет изобилие и не будет денег… Мне иногда кажется, что я и живу в тех условиях, которые нам обещали большевики: в магазинах почти все есть, а денег так мало, что можно считать, что их нет. Время покажет…
Свидетельство о публикации №121120103383