Опять, история любви...

Опять, история любви…

Посвящено русскому последнему царю из династии
Рюриковичей, сыну Ивана Грозного, Фёдору Иоанновичу
и супруге его Ирине Фёдоровне (Годуновой)

Первая часть

Считался этот брак в то время,
Спокойным, гармоничным с всех,
В истории всех царских браков,
Сын «Грозного» же – был монарх.

(Иоанна (4), Ивана Грозного, жестокость которого,
В том числе по отношению к жёнам, приводит
В ужас и сегодня, спустя много столетий)

С детства они знали друг друга.
Фёдор и Ириной. Сын царя,
И девушка, кою там взяли,
На воспитанье во дворец.

(По протекции её дяди – Дмитрия Ивановича Годунова,
Который служил постельничим при царе)

1575 год

Фёдор с Ириной обвенчались.
Взаимная симпатия,
Их - одногодок, была очень,
Там очевидна, велика.

Без смотра невест обошлись там,
Обычного для тех царей.
Сам Иван Грозный брак одобрил,
Ирина ж думала своё.

Отлично она понимала,
Что из себя там представлял,
К старости совсем озверевший,
Монарх. Иоанн Грозный тот.

Когда царь умирал, Ирина,
Ухаживала там за ним.
Она прекрасно понимала,
Что может прахом всё пойти.

Коль попадёт вожжа под хвост, вдруг,
Жестокому правителю,
В последние дни, тогда может,
Любой там быть переворот.

И не видать её уж мужу,
Престола русского тогда.
Даже в последние дни деспот,
В своём репертуаре был.

За три дня до его кончины,
Пришла Ирина поглядеть,
Проведать этого больного,
Но от стыда сбежала та.

«Бежала с омерзением от его любострастного бесстыдства» -
Согласно историку Николаю Карамзину.

1584 год

Фёдор Иоаннович – на троне.
Царицей же – Ирина та.
Не изменил тот трон натуры,
Кроткого, доброго царя.

Мужа Ирины Годуновой.
14 лет царства же,
Считаются самым спокойным,
Временем для нашей Руси.

«Он был естеством кроток, и мног в милостех
 ко всем, и непорочен… паче же всего любя
благочестие и благолепие церковное» - по словам
дьяка Тимофеева.

Религия, и соблюденье,
Обычаев церковных всех,
И отношение с отцами,
Церкви – важная суть четы.

(Этой молодой четы Рюриковичей)

Вести же дела государства,
Помогал шурин Фёдора,
Бойкий во всём организатор,
Разных дел – Борис Годунов.

(Брат Ирины Годуновой)

Именно клан тех Годуновых,
Наряду с Рюриковичем,
Заправлял всеми там делами,
Всегда при троне   были ж те.

Родственники же ту Ирину,
Не хотели видеть совсем,
В традиционной тогда ж роли,
Русской царицы, как всегда.

(Живущей в тереме за высоким забором и
 интересующейся лишь детьми и церковью)

Там даже и ту процедуру.
Венчания на царство там,
Царя, несколько изменили,
Для Ирины специально.

(Ирины Фёдоровны Годуновой)

Открыли окна там в палате,
Дворца. Через проём окна,
Царицу мог народ увидеть,
В богатом одеянии.

Что восседала там на троне.
Народ же с улицы кричал:
«Боже, храни нашу царицу,
Ирину благородную!»

А после этого царица -
Неслыханное дело то,
То, для 16 – го века -
К супругу обратилась там.

(С поздравительной речь)

Вторая часть.

Царица посещать впредь стала,
Заседанья Думы бояр.
И она тогда появлялась,
С телохранителями там.

И к ней в покои устремились,
С визитом послы разных стран…
Жены видных бояр и также,
Высшее духовенство там.

Епископ Арсений Елассонский описывал свою встречу
С царицей русской по случаю учреждения в России
Собственной патриаршей кафедры:

Тихо поднялась та царица,
Со своего престола там,
При виде же тех патриархов,
По средь палаты встретила.

Благословения смиренно,
Прося. Святитель мировой,
Молитвенно осенив её,
Большим крестом воззвал тогда:

«Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина,
Востока и запада и всея Руси, украшение северных
Стран и утверждение веры православной»

Великолепие наряда,
Царицы - его потрясло:
«Малейшей части бы хватило,
С того – для множества царей»

(Потрясло епископа)

Выглядел бы быт четы этой,
Русской монаршей же, вполне,
Там идеальной, если б только,
Грусти одной там не было.

Детей же они не имели…
Но не смотря всё же на то,
Счастливы были те друг с другом,
По всему было видно то.

С утра муж посылал в покои,
К жене слугу, чтоб тот узнал,
Как там Ирина почивала,
Затем и сам к ней приходил.

К заутренней потом шли вместе,
После молитв царь уходил,
И до обеда занимался,
Делами государства он.

После ж обеда – отдыхали.
Смотрели представления,
Шутов и скоморохов также,
Или гуляли вместе те.

Всегда жена сопровождала,
Мужа в походах всех его.
Военных. И совет давала,
Как государством управлять.

Некоторые потешались,
Над тем, как молодые те,
Очень близки были друг к другу,
Не свойственно было там то.

(Для того времени было не свойственна такая
 близость мужа и жены)

«Мол, царь Фёдор Иванович наш,
Под каблук жены там попал…»
Но мало кто знал, что царь Фёдор,
Каким твёрдым он мог всё ж быть.

Касалось, коль, дело царицы.
После трёх лет брака его,
Бесплодного, с этой Ириной,
Иван Грозный сына позвал.

Вызвал к себе, и предложил он:
«В монастырь жену заточить.
А самому ему жениться,
На той, которая родит».

(Родит ему обязательно наследника)

Все знали, коль, царь в настроенье.
То, может просто поругать.
В дурном расположенье духа,
Может - и жизни он лишить.

Но тем не менее всё ж Фёдор,
Кроткий – отцу там «заявил»,
Тем самым ещё раз докажет,
Как относился он к жене:

«Оставь её со мною, а не то так лиши меня жизни. Ибо
Я не желаю её покинуть»

Третья часть.

Тихая твёрдость его сына,
Прямо там гипнотическим,
Образом, сильно повлияла,
Там на жестокого отца.

(Жестокосердного родителя. И тот – ОТСТУПИЛ)

За «непристойным» предложеньем,
Царя Ивана (4) – там пошёл,
Заговор дворян. Что желали,
От царицы избавиться.

(Такой бесплодной)

В итоге – их разоблачили:
Чету Рюриковичей всё ж,
Не представлялось там возможным.
Разлучить ни каким путём.

Даже на просьбы уже Думы,
Боярской: «Чтоб сменил жену».
Царь Фёдор отвечал отказом.
То дело было не простым.

Царица – не была ж бесплодной,
Беременела ж много раз!
Выкидыши всё время были,
И не теряли те надежд.

(Чтобы стать родителями)

1592 год

И их надежда оправдалась!
Ирина всё же родила.
Дочь – Феодосию. То значит -
Как «Богом данная» она.

(С греческого языка. А вот как писали об этом
Событии в «Новый летописце» -

«На Москве радость шла большая,
Великая, с рожденья той,
Царевны же благочестивой,
Феодосии Фёдоровны.

А царь же Фёдор, всех опальных,
Приговорённых к казни там,
И заточенных по темницам,
Велел освободить из них.

По многим, царь, монастырям же,
Большую милостыню дал.
В Ерасалим послал, в те земли,
Агаркова с людьми тогда.

С милостынею и со многой,
В Ерослиме были они,
К Москве потом уже вернулись,
С великой честью для царя»
 
Родительское это счастье,
Недолгим оказалось там:
«Не до живя даже до года,
Скончалась эта девочка»

(Из того же «Нового летописца» - «Погребена была Феодосия
В Вознесенском девичьем монастыре, в церкви Вознесения
Господа нашего Иисуса Христа, с прежними царицами и
 великими княжнами»)

«Фёдор Иванович, царь наш же,
Печален был многие дни…
И плач был на Москве великий,
Царь милостыню раздавал.

(По всем храмам и монастырям и нищим повелел
Давать милостыню. В вознесенский монастырь
Повелел царь дать вотчину в Масальском уезде
Село Гертен)

Январь 1598 года

В этом году и царь скончался,
Фёдор Иоаннович там.
После себя же не оставив,
Наследника и завещания.

Предчувствуя, бояре же там,
Что будет смута, и боясь,
Её – там присягнуть решили,
Царице же, Ирине той.

А потому что - знали её,
И хорошо. Ирина же,
Всё понимала: что не сможет,
Страну ту в руках удержать.

И на девятый день со смерти,
Мужа – она постриглась там…
В монахини. Управлять царством,
Стал Борис Годунов, той брат.

Из исторических хроник об этом событии:

«Не входя в царские покои,
Свои там, с погребения,
Себя царица повелела,
В пречестный монастырь вести.

(Простым обычаем. Или то – Новый девичий монастырь)

Там ей дали новое имя –
Став Александрой впредь она.
И пребывала в своей кельне,
От постриженья до конца.

(Кроме этой церкви нигде не могла быть)

1603 год

И умерла там же Ирина.
Здоровьем слабым та была.
Стал привлекательным сей образ,
Историкам и литераторам.


Рецензии