Из разговоров с Ангелами 391
ЗАРОЖДЕНИЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Подобная конструктивная система применялась и в ряде других городов Сирии. Примером могут служить дворцы в городах Самаль и Тель-Таинат. Все это говорит о влиянии минойцев на архитектуру Сирии и в том числе на Алалах, а последнее позволяет предположить, что пришельцами-завоевателями и создателями Алалаха могли быть минойцы.
Не менее интересна роспись внутри алалахского дворца. Л. Вулли рассказывает: “…в зале царской семьи большие куски стен обрушились… на некоторых все же сохранилась ро-списная штукатурка… Роспись была настоящая фресковая, стена штукатурилась по частям, и краска наносилась на еще влажную поверхность, с которой мы встречаемся на Крите, но которая никогда не применялась в Египте… Центральная часть комнаты была расписана по белому фону широкими полосами голубого и белого цвета, а черной краской были нарисованы головы (а возможно, и целые фигуры) быков, в юго-западной части между разделяющими комнату коллонадой и окном фон был красный, как в Помпее, с натуралистическими изображениями, из которых довольно реалистический фрагмент, представляющий колеблемую ветром длинную траву в желтовато-белых тонах”.
Не правда ли, полная аналогия с минойскими росписями? На оснований открытий Л. Вулли в Алалахе некоторые ученые делали вывод: “… более поздний кносский дворец на Крите в общих чертах своего плана и даже в мотивах сохранившихся фрагментов росписи, выполненных в натуралистической манере, бычьи головы и колеблемые ветром травы — близок алалахскому дворцу”.
Вывод этот трудно признать логичным. Дворцовый период на Крите начинается с 1950 г до н. э., практически одновременно со строительством дворца в Алалахе. А если согласиться, что развитие государства на острове Строителе началось значительно раньше, то логично предположить, что принести строительные приемы и искусство росписи стен в Сирию могли минойцы острова Стронгеле. Думается, анализ стилистических особенностей искусства города Алалаха позволяет сделать именно такой вывод. Архитектура же дворца статична и замкнута, может быть, от того, что строился он во враждебном окружении. Минойский дворец, напротив, открыт и продолжается в строениях города. Строители не использовали пропорциональной” системы и ряда “золотого сечения”, но в то же время была применена минойская система конструкций. Строители еще не освоили новых строительных материалов и не понимали, как они работают.
Фреска в алалахском дворце является единичным случайным примером росписи такого типа. У минойцев к этому времени существовало, по-видимому, большое число подобных росписей. Где-то должен был сложиться метод фресковой живописи и стиль росписей до того, как возникла единственная роспись Алалаха.
Ярким аргументом в пользу нашего предположения является своеобразный стиль минойского искусства, отличный от искусства восточно-деспотических стран: легкость, подвижность, реалистичность. Эти черты ярко характеризуют все виды искусства минойцев как целостную систему. Она существует в непрерывном развитии, чего не скажешь об искусстве Алалаха, где эти (минойские) черты эклектически сочетаются с совершенно противоположными: статичностью и замкнутостью во дворце и иными типами керамики в более ранний и более поздний периоды истории Алалаха.
Можно предположить, что минойцы основали Алалах как свою торговую колонию, которая в совокупности с портом Посидея позволяла им вести активные обмены с народами Малой Азии.
Свидетельство о публикации №121112802574