Из разговоров с Ангелами 390
ЗАРОЖДЕНИЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Греческий миф о детях и внуках Посейдона и Ливии говорит о том, что некоторые земли Восточного Средиземноморья и близлежащие острова принадлежали потомкам Посейдона. Историки считатют, что это были земли великой Минойской державы. А можно ли обнаружить следы минойцев в самой Малой Азии в период до середины II тыс. до н. э.? Познакомимся прежде всего с верованиями народов Малой Азии и поищем аналогии там.
В мифах народов сиро-палестинского региона, хеттов и даже Двуречья широкое распространение получил культ быка. Бык был священным животным и у минойцев. При этом в Малой Азии он чаще всего символизировал бога грозы и дождя. Глава минойского пантеона богов Бык-Посейдон тоже был богом воды. Во всех этих странах проводились ритуальные состязания с быком. Изображено такое состязание и на фреске Крита.
О битве с чудовищем человекобыком рассказывают мифы греков, Крита, Месопотамии и других народов. Во всех этих странах священные быки приносились в жертву. Платон рассказывает, что подобный ритуал существовал и в Атлантиде.
Как можно видеть, все рассмотренные культы и ритуалы присущи в одинаковой мере как минойцам, так и народам Малой Азии, что позволяет сделать предположение о том, что эта общность — результат влияния минойцев на народы Малой Азии. Однако это возможно лишь в том случае, если принять нашу гипотезу об опережающем развитии минойцев, которые еще в VIII тыс. до н. э. были развитым неолитическим государством, а век бронзы наступил у них не позднее V тыс. до н. э.
Не менее интересно сравнение искусства минойцев с искусством этих народов. Даже при беглом сравнении можно обнаружить влияние минойцев. Боги народов Малой Азии — Балу, Иштар, Тару, Тешуб, герой Гильгамеш, Энки-ду и прочие украшены, как и Минотавр, рогами.
Много общего у архитектуры народов Малой Азии с минойской. Анализируя хеттскую архитектуру, В. Афанасьева пишет: “Многие памятники по планам и формам напоминают критские и греческие”. Во дворце Мари, города, расположенного на реке Евфрат, американский археолог П. Уоррен находит аналогии с дворцами Крита. В. Афанасьева считает прототипом дворцов Крита дворец сирийского города Алалах.
Существуют близкие аналогии и в изобразительном искусстве. Так, В. Афанасьева отмечает, что “город-государство северной Сирии Угарит был… связан с искусством Средиземноморья Критом и Кипром… Одно время там даже процветала колония минойских ремесленников…”. В Угарите найдено, например, очень любопытное изображение богини плодородия, кормящей козлов, “сложная прическа с локонами надо лбом и на затылке, обнаженная верхняя часть тела и тяжелая юбка… типичны для критских изображений”.
Есть аналогии с искусством минойцев и у хеттов. К ним может относиться, например, “двусторонняя секира в качестве эмблемы” (минойский ритуальный топорик лабру), изображенная в хеттском святилище Язили-Кая. Сюда же можно отнести изображение и одеяние богини Иштар. У нее колоколообразная юбка и обнаженная верхняя часть тела. Особенно близки минойским росписи в Алалахском дворце, а также керамика Алалаха. На этом городе мы и остановимся, чтобы рассмотреть его поподробнее.
В сирийском городе Алалахе можно наблюдать прямые и полные аналогии в ряде аспектов его искусства с минойским. Это и не удивительно, поскольку располагался Алалах вблизи побережья и был хорошо с ним связан. Этот город раскопал известный английский археолог Ч. Вулли.
На крайнем северо-западе Сирии лежит равнина Амук. С юга в долину входит река Оронт и, повернув на запад, впадает в Средиземное море. Река образует здесь одну из немногих удобных гаваней, которая не могла не использоваться в самые отдаленные времена. Судя по античным источникам, именно здесь располагалась гавань Посидея. Об использовании ее еще в минойский период может свидетельствовать приведенный миф о владениях Посейдона, да и само название гавани.
Л. Вулли предположил, что именно здесь могло существовать древнее государство. Раскопки подтвердили предположение Вулли и дали интересный материал. Ученые считают, что город в долине Амук возник в конце III тыс.- начале II тыс. до н. э. Л.
Вулли рассказывает: “Хозяева самых нижних слоев и древних домов явно жили в каменном веке. Здесь была найдена замечательная статуэтка из полированного камня — неолитическая Мать-богиня. Конец этой культуры наступил внезапно. Пришли завоеватели. “Можно безошибочно утверждать, что поселение Атчана в северной Сирии означало появление культуры, совершенно отличной от той, которая была прежде в этом районе. Кто были эти поселенцы, мы еще не можем сказать. Они находились на весьма высоком уровне культурного развития: им был известен гончарный круг и секрет использования плавки металлов. В слое, относящемся к этому времени, мы обнаружили каменные формы для отливки медных тесел. Пришельцы основывают свой город на новом месте. Настала новая эра… прежнее население жило в деревнях… занималось сельским трудом. Люди бронзового века основали город, который был назван Алалах”.
Сведения о городе Алалахе весьма расплывчаты. Там раскопан дворец правителя. Его остатки дают представление о плане и объеме. Дворец имел два этажа. Освещались помещения через внутренние дворы. Стены дворца опирались на мощные базальтовые блоки. Строительными “материалами были кирпич-сырец и дерево, использованное в большом количестве. Деревянные брусья образовывали своеобразный каркас, перевязанный в поперечном направлении короткими и мощными балками”. Отверстия, оставшиеся от этих деревянных балок, можно видеть и сегодня.
При стене из кирпича-сырца такая конструкция не оправдывается и является, очевидно, архаическим пережитком, перенесенным на стену из кирпича-сырца конструктивных приемов, из крепления глинобитных или бутовых стен, где они были вполне мотивированы”,-пишет профессор Н. Флиттнер. Такая конструкция обнаружена в зданиях острова Стронгеле, где стены выполнены из камня. Там деревянный каркас защищает здания от разрушения при землетрясениях и где поэтому, говоря словами Н. Флиттнера, она (конструктивная система) вполне мотивирована. “По некоторым чертам своей архитектуры… дворец Алалаха близок критским постройкам… О связи с Критом и Кипром говорит и керамика Алалаха”.
Свидетельство о публикации №121112802562