Фридрих Ницше Антихрист

ПРИГЛАШАЮ К ПРОЧТЕНИЮ ПОКЛОННИКОВ ФИЛОСОФИИ...
Увлекательная подача текста. Проверенная информация.

ФРИДРИХ НИЦШЕ И ЕГО ТЕМА ХРИСТИАНСТВА на примере произведения «Антихрист»




Об авторе

Позапрошлый век подарил нам немало мыслителей, работы которых вызывали шквал эмоций не только при их жизни, но и продолжают будоражить сознание людей сегодня. Одним из самых сложных немецких философов XIX века, который до сих пор принимается совершенно по-разному каждым читателем, является Фридрих Ницше (1844-1900). С одной стороны это романтик и филолог, с другой – христианин и поэт, смело обличающий романтиков, филологию, христианство и поэтов. На его идеи достаточно сильно повлияла древнегреческая философия, труды Шопенгауэра, Канта и даже музыка Вагнера.

Судьба Ницше тоже необычна. Первоначально своё творчество и карьеру он не связывал с философией и не планировал этого делать в дальнейшем. Он родился в богобоязненной семье пастора в селении Реккен, которое находилось на границе Пруссии и Силезии. Несмотря на то, что отец слишком рано ушёл из жизни, ребёнок получил хорошее воспитание. Мать приложила все силы для этого, а имея музыкальное образование, постаралась привить сыну страсть и к музыкальному творчеству тоже.

Успешное окончание гимназии открыло Фридриху дорогу в престижную профессиональную школу около Наумбурга. В те времена это было учебное заведение закрытого типа, распахивающее двери только детям из семей аристократов. Именно там было написано первое сочинение, получившее название «О музыке». Яркие проблески таланта показали себя и очень скоро вывели подростка Фридриха Ницше в число лучших учеников.

Следующей ступенью образования стали Боннский и Лейпцигский университеты. К этому времени молодой человек научился писать ещё более интересно, поражая всех завораживающим содержанием и глубинным анализом своих трудов. Такой подход неизбежно притянул внимание профессорского состава. С этого периода начались первые уверенные шаги, положившие начало будущей карьере. На отделении философии имя Ницше довольно быстро становилось популярным и постепенно стало входить в историю филологии.

В 1866 году, обучаясь на третьем курсе, ему поручили написать доклад для литературного кружка «Последняя редакция элегий Феогнида». В этой работе он пытался шуточно анализировать творчество известного античного писателя. Необычный подход к заданию привлёк внимание всех слушателей. Не удивительно, что рукописью заинтересовался преподаватель студента и будущий наставник Фридрих Вильгельм Ричль, который оценил работу по достоинству и убедительно доказывал коллегам, что этому третьекурснику предначертан путь великого филолога. Он уверял всех, что это настоящий талант, требующий лишь хорошей профессиональной огранки. Однако самому Ницше сложно было определиться с направлением своей будущей деятельности. Ярым поклонником филологии он не являлся. Его бросало то в сторону естественных наук, то в сторону музыки.

В университете произошло знакомство с крупнейшим немецким композитором тех лет Р. Вагнером. Его музыкальные произведения производили на Ницше такое же изумляющее впечатление, как на Вагнера сочинения молодого автора. Все мы знаем Ницше как философа мировой культуры, но несмотря на это, сам он признавал себя больше музыкантом. Позже в собственных трудах он скажет, что видит музыку, записанную не привычными нотами, а целыми словами. Сочинять и слушать было мало. Он считал, что музыка – завораживающее искусство, и это синоним высшего начала во всех его возможных видах. Страсть к этому творчеству, возникшая ещё в раннем детстве, сопровождала всю жизнь.

Обнаружив профессиональные колебания в своём подопечном, Ричль настойчиво пытался создать такие условия, которые продвигали бы его по карьерной лестнице. Сразу после окончания учёбы перспективный выпускник получил профессорскую должность, позволяющую ему читать классическую философию в Базельском университете. Совсем скоро его ждала и степень доктора философии без предварительных диссертаций. Эта степень получена только на основании журнальных статей. Вот так в возрасте 24 лет Ницше становится самым молодым профессором Германии.

В 1870-1871 гг. принимает участие во франко-прусской войне, отправив прошение в правительство о том, чтобы ему позволили поехать на фронт. Ответ был получен, но Ницше дали разрешение служить не в качестве солдата, а качестве санитара. Участвуя в операциях, ухаживая за больными, он сам заболевает и оказывается на больничной койке. Несмотря на то, что все врачи предрекали гибель, Ницше выжил и буквально через 1,5 месяца вернулся домой к работе в университете.

Одна из болезней преследовала эту талантливую личность почти всю жизнь. Он испытывал мучительные головные боли, которые сводят с ума, а после очередного подрыва здоровья на фронте в комплексе с непомерной умственной нагрузкой недуг лишь усилился. Тогда Ницше решил оборвать все связи с филологией и предаться сочинительству. Примерно в 35 лет уходит в отставку, чтобы до конца жизни жить на скромную пенсию и писать, демонстрируя невероятный талант, трудоспособность и трудолюбие. После появления на свет его как философа, вся Германия заговорит об этом одарённом человеке. Его идеи будут новы и оригинальны, а не заметить подобное просто невозможно.

К сожалению, болезнь не давала забывать о себе и протекала довольно сложно, быстро прогрессируя. Но чем больше Ницше осознавал это, тем яростнее сопротивлялся. Всё, что он писал, преподносилось читателям так, словно жизнь продолжала радовать его. Страдая от недуга, он берётся за написание книги со странным и удивительным для него названием «Веселая наука», а ещё чуть позже на свет появилась музыкальная композиция «Гимн жизни». Оба произведения можно признать своеобразным прологом к будущему сочинению «Так говорил Заратустра». Именно это творение стало одним из ключевых в его творчестве.

Наставник Ричль позже скажет: «Это потрясающе двойственный человек. С одной стороны он демонстрирует отточенный профессиональный ум учёного, с другой – показывает карнавально-религиозную мистериальную оргию. Я наблюдаю момент карнавальности в его мышлении, когда он проговаривает эпатирующие фразы, когда ведёт себя не всегда соответствующе собственному статусу. Для меня Ницше невероятно высок и я сам не могу соответствовать его уровню».

Со временем и в истории сложится такое же двойственное впечатление. Даже сегодня каждый из нас может убедиться, что этого человека невозможно читать нейтрально. Невозможно не испытывать к нему эмоций и конкретных чувств. Его либо принимают целиком и полностью, либо ненавидят, отторгая всё, что он проговаривает. У многих Ницше стал ассоциироваться с фашизмом и с нацизмом. Однако сам говорил, что его начнут понимать только через 200 лет после.

Тем не менее, несмотря на скандальность, сложившуюся вокруг его персоны, Ницше приобретает успех ещё при жизни. Сам о себе он говорил: «Я переспал почти с каждой домохозяйкой», имея в виду то, что его книги можно было найти в любом доме. Это несложные полухудожественные произведения, на страницах которых вспыхивают рассуждения о мире, человеке и жизни.

Последние девять лет оказались самыми сложными. Ницше уже был не в состоянии полноценно работать, но не сдавался, не переставая упорно бороться с болезнью. Завершающие жизнь дни великий философ провёл в Веймаре.



Философия Ницше и затронувшие его творчество темы


Кто есть Фридрих Ницше? Почему его считают одним из самых трудных к изучению философов?

Ницше является тем человеком, который возвращает в философию вечные проблемы смысла жизни, морали, конечности земного бытия, духовной ситуации, которая происходит в современном ему мире. Психология с социологией тоже не остались без внимания. Он является автором многих шокирующих метафор и аналогий. Это человек, который стянул на себя огромное внимание тогдашней европейской интеллигенции, особенно молодёжи, которой не интересна была та университетская программа по философии.

Ницше подарил абсолютную свободу слова и свободу лексики. Он пишет так, как ему хочется и мыслится. Сравнивая с другими мыслителями, нужно заметить, что этот автор не просто критикует затронутые вопросы, но и подвергает сомнениям любое очевидное достижение разума. При этом прилагает все силы, чтобы создать собственную оценку внутреннего человеческого состояния. Такая жёсткость не всем понятна, а те афоризмы, которые были использованы, не давали окончательных ответов на вопросы, что всегда пугало читателей неизбежностью прихода тех, кто ещё не затуманен сознанием прошлого. Этих новых людей, обладающих высочайшей нравственностью, Ницше называл «сверхчеловеками».

Сложностей в восприятии автора немало, но есть и те читатели, которые соглашаются с ним во всём. Именно поэтому кто-то сталкивается с большим количеством трудностей в понимании его работ, а кто-то читает взахлёб.

Отсутствие системы изложения своих мыслей – этим отличается автор. Он записывает лишь то, что приходит ему на ум… Не менее известный немецкий философ Карл Ясперс говорил, что Ницше предлагает нам весь мир, демонстрируя широкие мазки, а затем, словно ребёнок, переключается на иные проблемы. Его творчество напоминает кучу обломков, каждый из которых может представлять собой драгоценный камень.

Немецкий философ Мартин Хайлингер, который позже стал одним из крупнейших философов ХХ века, говорил так: «Несмотря на все сложности и трудности восприятия Ницше, мы можем выделить пять ключевых тем, которые волнуют его и проходят во многих работах: нигилизм, переоценка ценностей, учение о сверхчеловеке, воля к власти, критика христианства». И это так, ведь каждая мысль, каждая идея автора не прошли бесследно. Они повлияли на становление экзистенциализма, постмодернизма и нигилизма – новейших течений в философии. Одно из них было названо ницшеанством и обрело популярность на европейской территории и в России в первые годы XX века.

В своих работах Ницше показывает экспрессивную хлёсткость, не скупясь на неприемлемые выражения. Это человек, которого и наши современники пытаются разобрать досконально, чтобы полностью реабилитировать. Но не всегда это получается, так как многие мысли и идеи по-прежнему вызывают недовольство и принимаются в штыки. Многие до сих пор обвиняют философа в том, что он оказался основоположником фашистского взгляда на мир. И именно его обвиняют в том, что Гитлер стал активно использовать идею «белокурой бестии», которую позаимствовал у Ницше.



Как читаются книги этого автора?

У него полностью отсутствует система. Его стиль антифилософский и антинаучный, это, скорее, эссэистический стиль, схожий на яркую публицистику. Этакое меткое перо. После прочтения тех или иных работ обычно складывается неоднозначное отношение к автору. В первом случае можно поверхностно улавливать мысли Ницше, выдёргивая основные фразы из контекста. Опираясь на это, автора называют аморалистом. Во втором случае он воспринимается как духовный гуру, который читается с широко закрытыми глазами. При этом его сложно понять. Он легко воспринимается лишь подготовленными людьми, которые уже зрелы и являются целостной личностью со своим мировоззрением и сложившимся взглядом на жизнь. Только эта категория читателей может рассчитывать на то, что Ницше их не поглотит. Все остальные способы терпят неудачу.

Если говорить о творчестве Фридриха Ницше в целом, то его невозможно подтасовать под какую-либо систему. Это похоже на запутанный клубок совершенно разных нитей, когда дёргаешь за один цвет, а оттуда неожиданно выпадают целые хлопья других оттенков. Но, тем не менее, даже в этом разношёрстном материале можно выделить какие-то яркие черты.

Долгое время творческие работы Ницше находились под тяжелым гнётом, потому что долгое время его признавали идеологическим проповедником фашизма.



Тема христианства в творчестве Фридриха Ницше

Христианская культура и мораль, христианская религия и само христианство встало костью в горле у Ницше. Что не нравится философу? Очень многое. Он затрагивал духовную ситуацию современной ему эпохи, глубоко разбирался во взглядах на христианство, анализировал психологический тип Иисуса и поднимал тему вечного возвращения.

Чтобы попытаться понять автора, нужно вспомнить, что он родился в семье священнослужителя. За то, что хорошо знал всё священное писание, цитируя большие отрывки, в детстве его называли маленьким пастером. Но став взрослым человеком, он изменяет своё видение в отношении веры, максимально перерабатывает для себя религиозные ключевые позиции и выносит неутешительный вердикт, согласно которому христианство будет проклято.

Светское общество никак не может разобраться к какой области законов причислять религию, как выполнять её регуляцию. Можно ли назвать это выражением традиций и самобытности народа, можно ли назвать это фольклором и школой жизни? Все эти вопросы Фридрих Ницше поднимал в своей философии, считая, что мораль христианства тормозит инстинкты роста индивида, приводя к порче породы, к процессам деградации, которые только лишь прикрываются именами святых, к уменьшению жизненных сил и воли.



«Антихрист» – одна из ярких работ

Ключевая книга, где можно увидеть все вещи, волнующие Ницше в отношении религии, «Антихрист. Проклятие христианству». Она была написана в 1888-м, в один из самых плодотворных творческих для автора годов, хотя рукопись дождалась своей публикации спустя только семь лет. Причина оказалась простой. И издатели, и соратники автора волновались о том, как народ воспримет такую подачу материала.

Самой первой работой Ницше стала книга, получившая название «Переоценки всех ценностей», но позже он решил сменить основное заглавие на «Антихрист». Об этом и сообщил своим друзьям, к которым работа должна была попасть в первую очередь. Их мнение и критические рассуждения автор ценил. Самые первые издания содержали различные неточности и пропуски. Постепенно они корректировались и восполнялись. Так происходило до 1956 года.

В этой работе Ницше отправляет посыл всему человечеству с просьбой задуматься и сделать тотальную переоценку всех ценностей, которые в течение целой исторической эпохи декларирует и навязывает людям христианская культура. Стоит усомниться в её принципах и учениях. И Ницше по каждому поводу приводит множество аргументов.

«Я называю христианство единым великим проклятием, единой великой внутренней порчей, единым великим инстинктом мести, для которого никакое средство не будет достаточно ядовито, коварно, низко, достаточно мало, – я называю его единым бессмертным, позорным пятном человечества»…

Ницше говорит: «Если задуматься и честно ответить себе на вопрос о существовании равенства между всеми живущими на земле людьми, то мы придём к неизбежному выводу, что его не бывает. Ответ будет отрицательным. Равенства нет и быть не может». Как такое возможно, если все рождены в разных условиях, все получают разное воспитание и образование. Выходит, что изначально одни могут, знают и умеют больше, нежели другие. Можно проводить эту градацию до бесконечности. Осознав это, несложно прийти к выводу, что идея абсолютного равенства, пропагандируемая христианством, изначально не соответствует действительности.

Автор предлагает честно посмотреть правде в глаза и увидеть существование двух противоположных классов людей. Одни обладают сильной волей к власти, а другие – отличаются слабой волей к власти либо вовсе её не имеют. И вторых намного больше, нежели первых. Видя это, Ницше недоумевает, почему христианство отодвигает на задний план ценности людей с сильной волей и воспевает тех, кто обладает слабой волей? Ведь именно эти люди по сути своей не являются борцами, идеологами, тотализаторами какого бы то ни было прогресса, будь он общественный или личный!

«Христианство есть в известном смысле жестокость к себе и другим, ненависть к инакомыслящим, воля к преследованию».

Одна из заповедей, которая поддаётся беспощадной критике со стороны автора, звучит так: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Эта фраза не устраивает его никоим образом. Он спрашивает: «С какой стати я должен любить своего ближнего? Ближнего, который невоспитан и не умеет себя вести, несмотря на то, что другим это не нравится. Ближнего, который дурно пахнет, ленив или просто неразумен, который сам разрушает свою жизнь. Какие есть причины, заставляющие меня полюбить таких людей? Если уж я и должен, могу либо хочу проявлять свою любовь, то только к дальнему своему. Почему? Ответ будет предельно простым. Чем меньше мы знаем о человеке, тем меньше вероятность разочароваться в нём. Мы можем создать свой образ, наделив его хорошими на наш взгляд качествами. Но чем ближе начнём знакомиться с человеком, тем больше будем разочаровываться в нём, раскрывая те или иные черты, которые нам впоследствии не понравятся.

А вот ещё одна идея христианства, которую сложно принять. Это идея знаменитого христианского милосердия, пропагандирующая идею добра и любви по отношению к людям нуждающимся, к нищим, к обездоленным, к больным, кто лишён каких-то способностей и возможностей. Ницше убеждён, что понимаемое так христианство – это лицемерная маска, которая надевается с целью защитить нежизнеспособные элементы, те самые элементы, которые погибнут, оказавшись без поддержки. Они покажут свою низкую конкурентоспособность! Они не смогут выживать в этом мире и бороться за своё место под солнцем!

Принцип, который выдвигает для себя Ницше, звучит так: «Сострадая, ты сам слабеешь, тратишь свои ресурсы, нервы и силы на бесполезное занятие. Ты делаешь то, что превращает тебя в такого же человека, как эти обездоленные. Так ты становишься одним из них.

«Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство».

Те понятия, которые мы наделяем некоторыми смыслами (например, добра и зла), давно потеряли своё содержательное значение, поэтому сегодня нередко обозначают совершенно иное. И момент рассуждения Ницше о том, что нельзя помогать слабым и обездоленным по той причине, что ты растрачиваешь сам себя, парадоксальным образом имеет точки соприкосновения со взглядами Конфуция, дающего тоже неординарные объяснения гуманности и милосердию. Просящий помощи либо ленив, либо глуп, а значит помогать ему – твоя уже глупость, ведь помогая, ты разделяешь его взгляды на жизнь и его проблемы.

«У кого в жилах течёт кровь теолога, тот с самого начала не может относиться ко всем вещам прямо и честно. Развивающийся отсюда пафос называется верой, т. е. раз и навсегда закрывание глаз, чтобы не страдать от зрелища неисправимой лжи. Из этого оптического обмана создают себе мораль, добродетель, святость; чистую совесть смешивают с фальшивым взглядом; освящая собственное мировоззрение терминалами «Бог», «спасение», «вечность», не допускают, чтобы какая-нибудь иная оптика претендовала на ценность».

«Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно тоническим эффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила».

Следует понимать, что если ты хочешь быть развитой личностью, то должен отказаться от такого рода поведения. Оказывая поддержку больным и умирающим, человек поддерживает к жизни то, что самой природой обречено на исчезновение. Таким образом, он поднимает одну из самых сложных проблем современной нравственности и современной этики, которая гласит: «Что же делать в отношении тех людей, которые не могут себя реализовывать и обеспечивать?..» Параллельно автор выходит в своей работе на очень трудную проблему, где невозможно дать однозначный ответ, ведь есть люди, обделённые физически, но их интеллектуальное наследство невероятно велико. Если мы вспомним, то подобных примеров было немало и в прошлые века, и среди наших современников. Так вот! Таких вопросов много. Все они заставляют задуматься над тем, что есть я, что я понимаю в этом мире, кто я на этой земле.



Ключевой тезис книги – христианство является религией сострадания.

«Страдать от действительности – это значит самому быть неудачной действительностью».

Сострадая, ты испытываешь жалость и милосердие по отношению к другому. Но что в этом плохого, если мы желаем помочь человеку? Однако Ницше уверен, что такой подход недопустим. Сострадая, ты слабеешь сам. Весь христианский рецепт заключается в том, чтобы сделать каждую личность более слабой любыми путями. И именно сострадание помогает «подпитывать» и поддерживать самое слабое и нежизнеспособное, то, что должно было погибнуть по закону природы. Сострадая, мы продолжаем поддерживать то, что противится природе.

«Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им ещё должно помочь в этом».

Добиться чего-то можно, но преодолевая себя через боль, через мучения нравственные и физические. Если это получается, тогда можно назвать себя сильной личностью. Ты сумел справиться со страхом, болью, ленью, нежеланием что-то менять. Если ты упал и не можешь встать, тогда сделай это завтра. Добиться можно чего-то лишь принуждением собственным или с помощью другого человека. Это заставляет развиваться. Но когда на нас виснут слабые люди, когда мы тянем за собой нежизнеспособное и ущербное, мы не помогаем им ни коим образом. Есть даже такие вещи, к которым испытывать сострадание аморально. Такая помощь зачастую бесполезна, а наше участие – это культивация. Мы культивируем несостоятельность, заставляя себя самих слабеть. А христианство направлено именно на то, чтобы выработать концепцию сострадания и милосердия базовой. Конечно же, Ницше не имеет в виду безжалостное уничтожение всех, кто обладает физическими дефектами либо умственными или интеллектуальными пороками. Он подразумевает силу духа. Ничего нельзя добиться, не преодолев внутри себя огромное число своих внутренних демонов и страхов.

Ещё одна мысль, которая пропагандируется христианством и никак не воспринимается Ницше, «не противься ничему злому». Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую. Не нужно злиться на врагов, а нужно молиться за проклинающих, нелюбящих и ненавидящих тебя. Ты не должен проявлять агрессию в этом мире. Позиция Ницше в этой теме такова: религия любви вырастает из боязни боли, из страха боли.

«Верой называют нежелание знать истину».

С одной стороны христианство пропагандирует совершенную ненависть к реальности. То есть, христианство не воспринимает реальность таковой, какая она есть на самом деле. Опять же, почему? Всё это происходит из крайней чувствительности к страданию. Ощущение страдания, агрессии и прочих негативных чувств христианами воспринимается слишком глубоко. Это невозможно переживать, ведь они не способны гармонично и органично впитать в себя опыт ненависти и насилия.

С другой стороны есть отвращение от всякой вражды, пропагандируемое христианством. Оно тоже характеризует тот факт, что существует огромная чувствительность к страданию, а параллельно с ним и ненависть к противодействию, то есть, к тому, что никогда не заставит испытывать агрессию к проявлению себя. Иными словами эти два аспекта можно заменить простым слоганом «Не высовывайся». Как только ты высунешься, тут же навлечёшь на себя пристальное внимание и ненависть всех тех, кто не способен на подобную деятельность. И эта позиция тоже поддерживается христианством – всем следует быть равными перед Богом. Чем больше ты унизишься перед Всевышним, чем больше будешь признавать в себе греховные пороки, каяться, страдать и пытаться искупить, тем выше ты поднимешься по лестнице христианской иерархии.

«Христианство – это ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе; это – libertinage ума; христианство есть ненависть к чувствам, к радостям чувств, к радости вообще…»

Можно более глубоко поразмышлять над фразой «Если бьют по одной щеке, подставь вторую». Видимо, здесь имеется в виду то, что ты сам не должен оказаться продолжением агрессии, ведь это может быть провокацией. Игнорируя провокацию извне, будет грамотнее промолчать. Но это лишь поиск оправданий. Ницше не соглашается даже с этим. Он думает иначе и даёт этому следующее объяснение: «Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с одной точкой действительности». Всё это чисто воображаемые причины и действия. Общение с воображаемыми существами, воображаемая наука о природе, психология и телеология.

«Этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грёз именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает её, обесценивает, отрицает».

Одна из известнейших фраз, которую Ницше будет проговаривать на страницах своей работы, звучит так: «Бог умер. Это мы убили его». Самая главная проблема, присутствующая в нынешнем мире и характеризующая современную культуру с эпохой, заключается в том, что Бог умер. Но европейцы пока ещё этого не поняли. Когда они осознают всё трагическое содержание этой фразы, ещё долго будет казаться, что вещи утратили свою реальность.

Автор подвергает христианство жёсткой критике и предлагает пройти по дороге негативного восприятия этой веры. Здесь он хочет показать читателям, что Бог, которому мы поклоняемся, это Бог, которого убили свои же соплеменники. Но с другой стороны он умер дважды. Второй раз в наших сердцах. Мы заменили Бога ритуалом, культом, внешним проявлением благочестия. И наши отношения переросли из области живого, духовного, искреннего и сердечного общения в область экономическую, где господствуют правила сделок, законы экономики по принципу «ты мне – я тебе». И мы проявляем милосердие и внешнее благочестие, надеясь, что это зачтётся, желая показаться хорошими христианами в глазах других людей. Ницше говорит, что всё это есть бессмыслица, ведь если Бог существует, то он живёт в твоём сердце и его не надо выставлять напоказ. При этом следует напомнить, что сам Ницше глубоко религиозный верующий человек, открывший для себя проблемы, связанные со взглядом на мир, который пропитан лицемерием.

На страницах своего произведения он рассказывает, что была смерть Христа на кресте, положившая конец буддистскому спокойствию, обретению счастья на земле. Если вспомнить корни, то буддизм был первой религией, которая пропагандировала то, что человек сначала должен научиться грамотно относиться именно к этому миру и к окружающей реальности. И делать это следует через работу над своим сознанием и над отношением к окружающему миру. Главное – почувствовать себя комфортно в этом мире.

«Буддизм во сто раз реальнее христианства, – он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием «Бог» уже было покончено, когда он явился. Буддизм есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории; даже в своей теории познания (строгом феноменализме) он не говорит: «борьба против греха», но с полным признанием действительности он говорит: «борьба против страдания». Самообман моральных понятий он оставляет уже позади себя, — и в этом его глубокое отличие от христианства — он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла».

Анализируя христианство, Ницше показывает нам, что поскольку весь центр тяжести, начиная со смерти Христа, его воскресения и вознесения на небо, оказывается перенесённым в загробный мир, то на земле не остаётся ничего ценного. Получается парадоксальная картина – жизнь полностью лишается центра тяжести. И в жизни, которая протекает здесь и сейчас, мы не можем найти ничего из того, что нас удерживало бы в этом мире.

Ницше даёт очень необычный анализ фигуре Христа. Он произносит следующие слова: «Уже слово «христианство» есть недоразумение, – в сущности был только один христианин, и он умер на кресте». Автор полагает, что жизнь Христа – это не вера, а реальная практика, показывающая людям, как надо жить. И всё последующее учение Христа, происходящее после его смерти, есть грубое извращение христианского учения.

Он анализирует работу другого философа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», написанного в 1863 году, где фигура Иисуса разбирается не менее глубоко. Образ должен восприниматься человеком с большой способностью утешения других. Иисус либо герой, либо гений, ведь он обладает величайшей способностью после общения с людьми менять их мировоззрение. Он же проявляет героизм в разных аспектах своей жизни. Ницше критикует позицию Ренана, показывая, что уместнее относительно фигуры Христа использовать слово, которое послужило названием романа Достоевского «Идиот». Иисус больше схож на фигуру главного героя князя Мышкина, воспринимающего мир и реальность не такой, какая она есть на самом деле. Этот персонаж относится к людям лучше, чем они есть на самом деле. Вот это сравнение может быть применено к фигуре Христа. Потому что евангельский Христос, который был описан именитыми каноническими евангелистами, это ни что иное как интерпретация, домыслы и порождение чужих и чуждых Христу идей первоначальной христианской общины.

Ницше советует посмотреть на весь исторический период христианства и увидеть, что оно слишком далеко от идей самого Христа, от того образа жизни, который он пропагандировал. «Новый завет» и вся «Библия» – это психология жреца. Психология, не позволяющая человеку ничего познавать. Любое познание стоит под запретом. Если посмотреть на средневековую культуру, можно заметить, что господство христианской доктрины в Европе на протяжении 1000 лет проникло во все сферы (в философию, в науку и искусство). А это сигнализирует о том, что действительно человек не имел права познавать окружающий мир. Будучи творением Бога, он не обладает правом познавать, думать и развиваться, поскольку существуют книги, где давно всё записано. Так что познание мира – это кощунство чистой воды. Достаточно вспомнить костры инквизиции, на которых горели многие известные умные интеллигентные люди своего времени.

Вся книга «Антихрист» выглядит так, словно это протест философа против принципов, которые навязывает христианская церковь своим прихожанам. Ницше обвиняет веру, которой сам был предан детские и юношеские годы, в том, что она подвергла порче всякую ценность, сделала её ложью, а то, что было честным, обрекла на душевную низость. Фальшь, человеческие пороки, сострадание затуманивают глаза, а религиозные люди отворачиваются от правды, не желая знать истину.

«Человечество не представляет собою развитие к лучшему, к сильнейшему или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…»




Вывод

Корни христианства, по мнению Ницше, – это злоба всех угнетённых и униженных, это зависть серых и посредственных личностей.

«Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению».

За что можно ненавидеть христианство? За то, что оно стремится сломить сильных людей, уничтожить сильных духом, делая всех одинаковыми. Мораль о любви к ближнему тоже есть лицемерие. Ницше считает, что настоящая любовь к ближнему заключается в том, чтобы оставить его в покое. А это очень сложно, ведь мы постоянно требуем обратный ответ, хотим увидеть реакцию человека на наши действия или высказывания. Бесконечно «тыкая палкой» своего ближнего, мы пытаемся увидеть, как тот будет себя вести и реагировать на ту самую палку.

Всё, что в человеке может быть слабым и ветхим, что становится причиной ущербности, должно быть удалено. От этого нужно избавляться. Если этого не делать, можно превратиться в то самое слабое и ущербное, когда не сможешь дать отпор никому и ничему. Главная задача, которая стоит перед человеком, – каждый раз подниматься на ступень выше. В обществе всегда есть люди сильные и слабые, но слабых намного больше. И самое интересное то, что они пытаются затоптать сильных.

«Христианство стоит в противоречии со всякой духовной удачливостью, оно нуждается только в больном разуме, берёт сторону всякого идиотизма, изрекает проклятие против «духа», против здорового духа... Сомнение уже есть грех».

Нельзя недооценивать силу глупых людей, собравшихся вместе. Ведь глупцы в толпе могут затоптать даже самого величайшего гения. В этом смысле Ницше критикует христианство, но не критикует Христа. Он уверен, что всё последующее христианство – это извращение первичной практики Христа. Все мысли, которые мы встречаем в Евангелиях, это лишь приписки последующих поколений. Бог умер. Мы убили его. Он умер дважды, по словам Ницше. Первый раз на кресте, второй – в душах и сердцах людей. Мы называем себя христианами, хотя на самом деле мы обычные лицемеры. Мы постимся, при этом ругаем ближнего своего, употребляем ужасные слова, делаем ужасные вещи, но прикрываемся своей высокой духовностью и религиозностью. Это часто обыгрывалось и после Ницше в различных художественных произведениях и кинокартинах, где мы видели культурных, образованных, интеллигентных людей с их красивой и правильной, на первый взгляд, жизнью. Но копнув глубже, легко замечаем совершенно не то, что нам кажется.

В своей работе Ницше направляет внимание читателей не на само христианство, а на проблему христианства. Пути решения каких-то внутренних противоречивых проблем человека, которые предлагает современное христианство, являются гибельными, по мнению автора. Причин на то немало. Среди них много фарса, фальши, лицемерия и тайн, скрываемых христианством, но люди поверхностные принимают его за высочайшую религию.

Конечно же, критика христианства Ницше вызвала очень много споров и дискуссий, закрепив за ним прозвище Антихриста. Но он заставляет нас подумать об очень многих вещах и сам думал о том, что такое мир и человек. Погружаясь глубоко в логические рассуждения, философ приходит к выводу о том, что вся западноевропейская культура, в конце концов, будет ослаблена именно из-за своей доброты и сострадания к слабым. А слабые подобно пиявкам присосутся к западноевропейской культуре и будут пользоваться ею без зазрения совести.

«Я осуждаю христианство, я выдвигаю против христианской церкви страшнейшие из всех обвинений, какие только когда-нибудь бывали в устах обвинителя. По-моему, это есть высшее из всех мыслимых извращений, оно имело волю к последнему извращению, какое только было возможно. Христианская церковь ничего не оставила нетронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного – душевную низость. Осмеливаются ещё мне говорить о её «гуманитарных» благословениях!»

Многие идеи, безусловно, парадоксальны и нам сложно их принять. Но то, что христианство для Ницше является символом лицемерия и ханжества, это факт. Автор заставляет своего читателя постоянно выходить за рамки бытия, подниматься над самим собой и стремиться к чему-то более высокому.


Рецензии
Я много думал о философии Ницше, хотя я не профессиональный философ, а философ любитель. Сегодня я пришёл к выводу, что Ницше выступал не против Христа, а против его (скажу так) материалистического понимания, укоренившегося в среде духовенства. Христа невозможно объяснять, применяя законы обыденной логики, ибо последние являются схоластическим обобщением нашей обычной жизни. Христос же даёт новую онтологию (новую картину устройства жизни), для которой требуются изменения морали. В этой картине каждый человек является сыном Бога (равным Богу по своей природе), неразрывно соединённым с Богом, и любовь и сострадание к ближнему является, фактически, направленной на самое себя. Близко к этому подходу (к солипсизму) подошёл Шопенгауэр, но у нас в России М. Горький, (вероятно, понимая суть вопроса) отложил окончательное решение до того момента, пока всему населению России не будут предоставлены блага, доступные высшему обществу. Желаю успехов. О. К.

Олег Корчев   29.11.2021 17:27     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →