Гении музыкального мира часть 3
произведений,в которых талант Баха достиг расцвета.В этот период Бах впитывает
музыкальные веяния из других стран.
Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические
вступления,из них композитор почерпнул искусство использования динамичных ритмов
и решительных гармоничных схем.Бах хорошо изучил работы итальянских
композиторов,создавая переложения концертов Вивальди для органа и клавесина.Идею
написания переложений он мог позаимствовать у сына своего
работодателя,наследного герцога Иоганна Эрнста - композитора и музыканта.В 1713
году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привез с собой большое
количество нот,которые показал Иоганну Себастьяну.В итальянской музыке
наследного герцога(и как можно видеть из некоторых произведений,самого Баха)
привлекало чередование соло(игры одного инструмента)и тутти(игры всего
оркестра).
В Ваймере у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения,а
также пользоваться услугами герцогского оркестра.В Веймаре композитор написал
большинство своих фуг(наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является
"Хорошо темперированный клавир").Во время службы здесь он начал работу над"
Органной книжечкой"- сборником органных,хоральных прелюдий,возможно для обучения
Вильгельма Фридемана.Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и
мастером клавесина.К этому времени относится эпизод с Маршаном.В 1717 году в
Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан.Дрезденский
концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание
между двумя известными клавесинистами - Бах и Маршан согласились.Однако в день
соревнования выяснилось,что Маршан(который видимо имел возможность послушать
игру Баха)спешно и тайно покинул город.Состязание не состоялось,и Баху пришлось
играть одному.
Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы.
Старый хозяин не хотел его отпускать,а 6 ноября 1717 года даже арестовал за
постоянные просьбы об отставке,но уже 2 декабря отпустил на свободу "с
изъявлением немилости".Леопольд,князь Ангальдт - Кётенский,нанял Баха на
должность капельмейстера.Князь сам будучи музыкантом - ценил талант Баха,хорошо
ему платил и предоставлял большую свободу действий.Однако князь был кальвинистом
и не приветствовал использование утонченной музыки на богослужениях,поэтому
большинство кётенских работ Баха были светскими.Среди прочего,в Кётене Бах
сочинил сюиты для оркестра,шесть сюит для виолончели соло,Английские и
Французские сюиты для клавира,а также три сонаты и три партиты для скрипки соло.
В этот же период написаны и знаменитые Брандербургские концерты.
7 июля 1720 года,во время того,как Бах находился за границей с князем,внезапно
умерла его жена Мария Барбара,оставив четырех малолетних детей.В следующем году
Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке,молодой высокоодаренной певицей
(сопрано),которая пела при герцогском дворе.Они поженились 3 декабря 1721 года.
Несмотря на разницу в возрасте - она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет.
Их брак по всей видимости был счастливым.У них родилось 13 детей.
В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" в церкви Св.Фомы в
Лейпциге,и 1 июня Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным
исполнением обязанностей учителя школы при церкви,заменив на этом посту Иоганна
Кунау.В обязанности Баха входило преподавание латыни,однако ему было позволено
нанимать помощника,делавшего эту работу за него,поэтому преподаванием латыни
занимался Пецольд за 50 талеров в год.Бах получил должность "музыкального
директора" всех церквей города.В его обязанности входило:подбор исполнителей,
наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения.Во время работы в
Лейпциге композитор неоднократно вступал в конфликты с городской администрацией.
Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными:Бах сочинил до
пяти годовых циклов кантат(два из них по всей вероятности - были утеряны).
Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты,которые читались в
лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течении всего года;
многие основываются на традиционных церковных песнопениях - лютеранских хоралах.
Во время исполнения Бах по - видимому сидел за клавесином или стоял перед хором
на нижней галерее под органом;на боковой галерее справа от органа располагались
духовые инструменты и литавры,слева находились струнные.Городской совет
предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей,и это часто
становилось причиной споров между композитором и администрацией.Баху приходилось
самому нанимать 20 музыкантов,чтобы исполнять оркестровые произведения.На органе
или клавесине играл обычно сам композитор.Если он руководил хором,то это место
занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.
Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся,а теноров и басов - не только из
школы,но и со всего Лейпцига.Кроме регулярных концертов,оплачиваемых городскими
властями,Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах.
Предположительно,именно для этих целей были написаны,как минимум 6 мотетов.
Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов
венецианской школы,а также некоторых немцев,например,Шютца;во время сочинения
своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
27.11.2021
Свидетельство о публикации №121112608368