Прозрения

Прозрения

"Описание (вербализация, обобществление) непосредственного психического опыта осуществляется в не свойственных ему понятийных формах, и в ходе такого описания невозможно обойтись без конструирования определенных логических схем. Эти схемы и составляют "теоретическую базу" так называемой "эзотерической психологии". Устойчивость, живучесть эзотерических "теорий" обусловлена тем реальным психическим опытом, который лежит в их основании. С другой стороны, будучи по существу не объяснением, а описанием этого опыта, они оказывают на него обратное "подкрепляющее" воздействие. Зауживая психический опыт как таковой, выделяя из хаоса внутренних пространств какие-то конкретные закономерности, "теории" эти пускают восприятие по целевым каналам, вследствие чего все больше людей сознает "возвещенный" опыт как свой собственный.
Однако с теоретической точки зрения подобными описаниями мы выражаем не столько наше знание, сколько недостаточность нашего знания о природе законов, лежащих в основе описываемых явлений. Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить пространственная модель внутреннего мира - концепция "тонких тел" или "оболочек" (ментальной, витальной и эфирной), последовательно скрывающих от человека его "истинное Я". Единственное место, где мы фактически имеем дело со своими "оболочками", это области интроспекции. И здесь они предстают не в форме оболочек, а в форме качественно различных объектных сфер внутреннего восприятия - области интеллектуальных объектов восприятия, эмоциональных объектов восприятия и, скажем так, интероцепторных объектов восприятия. Наши "оболочки" даны нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и есть "оболочки", скрывающие нас от самих себя. Но мы как правило не сознаем этого, - мы сознаем это лишь разотождествившись с ними и действительно сделав их объектом своего восприятия.
"Эгрегоры", как и "оболочки", - это не теоретические, а описательные модели. Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать, приносится в жертву их наглядности. Человек без труда угадывает в них свой личный опыт (в той мере, в какой у него этот опыт имеется), а также знакомится с рядом закономерностей, которые были выявлены в данной сфере опыта другими людьми, - иными словами, с помощью таких описаний он может воспользоваться чужим опытом. Однако их "теоретическая доступность", а также простота и надежность в употреблении нередко приводят к тому, что человек неискушенный принимает эти описательные модели за теоретическую истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают на этой "теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного опыта", такие "надстройки", что в конце концов оказываются в психиатрической лечебнице".
Номер Двадцать

В стихах побольше Прозрений,
Чем в сонме иных потуг:
Канва ведь стихотворений
Точней отражает Дух.

Когда облекают в слово
То, что в него не облечь,
Взрастает Фантом лишь новый —
Полу ложь, что только в печь!

Пупкоискательство тут примером:
Толпы психов плодит оно —
Придурков, что прин`яли на веру 
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ полотно.

И лишь стих не претендует
На "сверх истину" никогда.
Он стихийные слепки рисует,
В коих Духа побольше всегда.

Ну и так как и сам он Стихия,
Он Стихию отразит ИНОГДА.
Слепки те иногда не плохие —
В "йоге" на это уходят года. 

Дух — Огонь, испаряющий слово.
А поэт — он горит здесь всегда.
Потому иногда он по-новой
Отражает здесь Дух без труда.

То спонтанные всплески, и только —
Как Стихия, не боле того.
Только тот, кому тошно и горько
Тут всегда, сбросит Лжи Торжество.

Только тот, кто родился БЕЗ КОЖИ,
Сможет чувствовать этот Огонь.
Теоретики, "йоги" тут множат
Только чушь — лишь ментальную ВОНЬ.

В "эзотерике"  есть исключения —
Номер Двадцать примером тому.
В основном же — ума разложение,
Полу ложь, что поддерживает Тьму.

Лже наука тут служит фашизму —
Не ищи же ты Истину там.
Невозможно понять атеизму
Силу Духа, прийти к тем ВРАТАМ,

Что миры открывают иные,
Где нет рабства, маразма как тут.
И закончатся годы лихие  —
Сей Бедлам уже СКОРО СОЖГУТ.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →