Улица Ленивых Кошек. Былицы
совсем близко течет река-ленивица,прямо в небо,такое же
синее и спокойное.
Весной по реке плывут скрипки,гитары,барабаны...
Все инструменты собирают на берегу музыканты,счищают пыль и
опускают на воду;река пробует играть -
но ничего не выходит,только стучатся боками скрипки с
жалостным звоном,а контрабас плывет молча,
сосредоточенно прокладывая путь среди более мелких
товарищей по искусству.
Рояль надувают изнутри велосипедным насосом,пока
тот не станет легче воздушного шара - и выпускают в небо.
Он покачивает на воздушных гребнях гладкими лоснящимися
боками,от радости несерьезно мотает кривыми
ножками и улыбается во весь щербатый клавишный рот
оставшимся на земле музыкантам в накрахмаленных рубашках
и блестящих,так что больно смотреть,цилиндрах.
Музыканты задирают головы и,щурясь,смотрят против солнца,
а дирижер,чтобы лучше видеть,протирает глаза рукавом.
А скрипки плывут за поворот и,когда скроется последняя,
музыканты разводят костер и жарят на нем литавры,
похожие на грибные шляпки.Желтая поджаренная медь
хрустит на зубах,а барабан-луковица настолько горек,
что у всех глаза до краев полны слезами.
Еще в реке живет Туман с вечно измазанными белой пылью
боками;днем он спит,а вечером просыпается,потягивается,
мягкими бесшумными шагами выходит на берег и начинает игру:
накрывает пушистой лапой луг,потом улицу,потом фонари -
те морщатся,жмурятся;становится темно до самого утра.
Река течет,изгибается в берегах как лента от ветра,
поит подошедшие к самой воде деревья,спиной трется о Мост.
Мост стар.В мокрых,когда-то белых,пахнущих смолой и летом
бревнах,поселились трещины,а у самой воды - Тишина,
похожая на сочную тину,что полощет целый день река.
Река вплетена в луг;Над ним после дождя поднимается
Радуга,а,если нагнуться к самой траве,видны
большие цветные капли;раскачиваются на узких стебельках.
из них вырастут новые радуги.Радуга упирается в небо;
солнце прыгает через него,а вечером съезжает по ней за
голубой лес,раскрасневшееся и усталое.
За мостом живет Тили-Бом,очень толстый.Он курит очень
толстую трубку - фабричную трубу и высоко пускает
белый толстый дым;дым поднимается до солнца и лезет тому
в глаза.Солнце отворачивается,чихает,так что желтые и
серые пятна прыгают по стенам и в комнате по столу
на глазах у удивленного зеркала - становится пасмурно.
Тогда Тили-Бом гасит свою толстую трубку,а закуривает
поздно вечером,когда солнца нет на небе и все спят -
деревья,положив листья на сучья,ветер,раздувая
коричневые ноздри и даже ворчливые ворота.
Прямо за воротами начинается улица Ленивых Кошек,кошек
с острыми ушами и ленивым мохнатым хвостом.
Кошки всю ночь разматывают тонкие неслышные клубки следов.
У каждой кошки свой клубок;у белой - белый,у пятнистой
как тетрадка неряхи - пятнистый.Катит и мурлычет
себе под нос - за угол,по лестнице,на чердак,потом на крышу,
оттуда - прыг на толстое облако,неосторожно опустившееся
слишком низко.Ну а в туче-горе можно наловить мышей-звезд,
притаиться и подождать пока одна из них не выглянет
из под края тучи.Вот почему днем никогда не видно звезд -
боятся нос высунуть,если даже ночью это так опасно.
Днем кошачьи клубки можно найти в самых неожиданных
местах - а водосточной трубе,на дереве,даже на луне,
по которой они успели наследить пока она умывалась в луже.
Днем кошки тоже любят бывать на крышах;рядом небо
свисает до самой земли и громко полощет испуганное белое
белье на кривых веревках;большую простыню - белый
воздушный змей,разрисованные гибкие полотенца,рубашку,
что машет рукавами так сильно,что кажется будто она
дирижирует оркестром;сердит строгую бумагу в серебристой
урне и распутывает волосы из тугого клубка.
А если выдернуть большой желтый гвоздь за блестящую
шляпку,,то небо вспорхнет с места точно как полотенце
с бельевой веревки,станет бродячее и бестолковое
как ветер,что подглядывает в ночные занавешенные окна,
а днем гоняет веселые пустые банки-барабаны.
Вечером улицу Ленивых Кошек запирают на Синюю Дверь.
День стекает по трубам,оставляя на них яркие блестящие
крошки;расклеивает красные важные окна на всех домах
и уходит за Синюю Дверь.До утра улицу сторожит Ночь
в блестящем платье.Она спускается по крутой деревянной
лестнице из-под самой крыши и держит в одной руке
три больших цветка с розовыми изогнутыми лепестками,
а в другой - высокую теплую свечу на прозрачном,
сделанном изо льда подсвечнике;и,когда спускается,
чуть набок держит голову с густыми черными волосами,
которые пахнут большими ночными звездами.
Рядом - Хитрый Хранитель Ночи;переступает на гибких
стройных лапах,несет Ключ от Клетки.
Большая сильная птица бьет крыльями в Клетке -
а на развороте крыльев выткано по яркой звезде.
Когда Ключ,скрипнув в скважине,повернется на два
оборота и откроется дверца,птица бесшумно вылетит
и синей тревожной тенью заскользит над Городом,
роняя с высоты большие лохматые перья.А если прокричит
своим высоким,похожим на человеческий,голосом - разбудит;
а отчего проснешься - не поймешь;так же ровно,с сухим
потрескиванием горит ночь за пришторенным окном,
так же Время катит секунды с чуть слышным перестуком,
всё так же спит на стеклянной спине стола плетеная тень
ночного дерева - и только незнакомое большое перо
опускается под внимательным взглядом фиолетовых ламп,
вспыхивая по краям цветными искрами.
А птица мечется среди порозовевших стен,раздувая
Костер Ночи до жадного гудения так,что желтеют и морщатся
листья от жара,жухнет трава на земле и утром долго
остывает небо,исходит теплом,накаляя поднимающееся
солнце.
Такими ночами,когда ярко видна низкая больная луна
над самыми крышами и вырастают на длинных стеблях яркие
фонари-одуванчики и беснуются вихри звезд,
на непрочные карнизы,нечищеные пожарные лестницы
осторожно выходят из слепых,без стекол,чердачных ходов
Трубачи в черных высоких цилиндрах.В рукавах
они прячут горячие трубы.
Они долго всматриваются в ночное пламя немигающими
глазами и,когда уснет последнее окно,- высоким чистым звуком,
не спугнув спящих голубей ни осторожных гибких кошек,
не прикоснувшись к чутким ночным листьям,похожим на
спящую на дереве птичью стаю - трубят.И под эти звуки
растет ночная трава,тает глупая память,отступает
больничная забота.
Если идти по этой улице и считать дома,то седьмой дом,
четырехэтажный и желтый,покажется самым старым и некрасивым.
Его когда-то новая красная шляпа выгорела,а стены наоборот
потемнели.Осенью он ворчит простуженным голосом и кашляет
в железные трубы,что растут на стенах и которые глупый
дождь каждый раз примеряет на ноги и гремит,недовольно
осматривая со всех сторон,и шевелит мокрыми голыми пальцами.
В этом доме по улице Ленивых Кошек живет Время.
К нему можно зайти в гости прямо с улицы;через широкий
подоконник-ступеньку,отдернув занавеску-паутину.
Еще в комнате на четвероногом столике в черном
скворечнике живет Телефон;поднимешь трубку - скворчит
недовольным голосом.Каждый час Время узнает по Телефону
точное время и поправляет свои усы-стрелки.
Прислушайся...Часы все время что-то шепчут.Это из них
выкатываются как из кармана фокусника,зеленые кружки,
треугольники,кувыркаются,хлопают в ладони "тик-так,тик-так",
бегут к краю стола,слазят цепочкой на пол,пробираются
по ковру - разноцветному густому лесу к окну,выпрыгивают
наружу и бегут плавать по лужам на листьях и щепках.
Вечером Время собирает их в большие кульки из плотной
гладкой бумаги;отдельно кружки,квадраты и треугольники,
чтобы снова засыпать в Часы.В большие настенные помещается
целый кулек,а в маленькие наручные - пол-жмени.
Если положить Часы в коробку и открыть через день,
то они будут стоять,ведь Время не сможет их найти;
вот почему Часы ставят на видное место и даже делают звонок.
У Времени есть четыре колокольчика.День - пузатый,
величиной с большую чайную чашку с надутыми щеками,
из которой в свое время пьют чай с вишневым вареньем,
собирая косточки на блюдце;- и голос у него такой же
громкий и пузатый.Вечер - тусклый колокольчик на синей ленте.
Когда Время звонит в него,все прислушиваются:ветер,приложив
ухо к водосточной трубе;солнце перестает качаться в связанных
из синих ниток качелях и наклоняется к самой крыше,чтобы
лучше слышать;а вечно недовольные ворота скрипуче вздыхают -
"вот и вечер",значит скоро закроют улицу на Синюю Дверь.
Ночь Время звонит совсем тихо и этот звон слышит только
чуткая река,бессонное ночное небо,что накрыло город
плотным плащом да глубокая спокойная трава.
Но зато,когда ночь проходит,Время звонит громко и ясно
в четвертый колокольчик - Утро.От этого звонка первой
просыпается буква "Ш".Ещё сонная буква "Ш" идет по улице
и ведет за собой Рассвет - длинную таксу с белым животом
и черным блестящим носом-пуговицей.Такса часто стучит лапами
по асфальту и лает на всех сонных и ленивых.
Потом поднимается Солнце,раздвинув облака.
Заходит в каждый дом в своем розовом легком платье,проводит
ладонью по стеклу и в окна летят брызги душистого свежего
света и все дома,и вся улица кажутся вымытыми в большой
белой ванне с мылом.И все говорят - "вот и наступил новый
день..."
На этой улице когда-то я жил.В доме меня знали все:
скрипучие Двери,мыши и даже пауки,которые живут под крылом
у Крыши.Вечером они стягивают за длинную нитку Солнце,
связанное из пряжи - из красных,желтых и белых ниток,
и распускают на отдельные нити,Потом скатывают в маленькие
клубки и разносят по углам,где целую неделю замачивают
в лунном свете до блеска,иначе не станет петь ловчая сеть
заманчивую мелодию.Как только начинает темнеть,пауки
расходятся по своим углам и вяжут тонкую как цветочный
запах ловчую сеть,часто перебирая лапками,ловчую сеть.
Самой интересной в доме была Лестница.Когда приходили
и усаживался около выгоревшей стены Дождь,и худые бледные
тени выходили из-за дверей,Лестница рассказывала своим
скрипучим голосом всякие небылицы и былицы.
Былица первая.Мальчик и Страх.
Утром спелое Солнце аппетитно раскачивается совсем близко
от земли и,если сильно захотеть,и - ботинки в сторону -
оттолкнуться с разбега от холодной земли так,что покатятся,
запрыгают мелкие неправильные камешки,то можно допрыгнуть
почти до самого солнца,выше стен,в нишах которых дремлют
старые ненужные Вазы и даже выше Крыши,на которой греется
лестница-ящерица,изогнув коричневое туловище.
Такое Утро похоже на настоящий большой "секрет" -
разноцветные стекляшки,фантики в земле под оконным осколком;
снимешь землю,осторожно,сначала в середине и дальше к краю -
проступит кусочек сказочно красивого мира.
Вот таким высоким разноцветным Утром затрубил Трубач
громким желтым голосом.Тревожный голос стучится в зеленые Двери,
забирается под самое небо,выше голубей,купающихся в светлых
воздушных брызгах и прыгает по гулким крышам в больших
черных трубах=бородавках.А крыши,красные жестяные - домиком,
белые - аккуратным прямоугольником и старые черепичные в
желтых глиняных заплатках,хохочут все сильнее и сильнее.
В это время по пустой еще не согревшейся улице бежал мальчик.
Красные в дырочках сандалики звенели,ударяясь о сонный асфальт
так,что было больно пяткам,а Звон далеко отскакивал и долго
катился следом.За рубашку мальчика зацепился Ветер и колется
через выгоревшие крупные фиолетовые горошины,студит голову
и не отстает как ни отмахивайся.
Мальчик не оборачивался,ведь за спиной бежал,нога в ногу.
чтобы не понять - рыжий страх.Когда входишь в пустую гулкую
комнату,он сразу вышагивает откуда-то из-за двери и становится
сзади.Если петь,громко топать,Страх тоже боится;но прислушаешься -
ходит в соседней комнате.Вот скрипнул пол,вот он коснулся шкафа
и зазвенела тонкая чашка-колокольчик,а побежишь - сразу за спину
и,кажется,дотрагивается длинными узкими пальцами - вот около
лопатки,вот дернул за рукав...
Улица отставала.Удивленно изгибались брови-карнизы на домах.
Даже Эхо отзывалось сзади уже еле слышным голосом.Дома быстро
росли под гору,к реке,окна на них поднимались все выше,
покачиваясь узорчатыми занавесками,похожими на деревья в зимнем
парке после спокойного и торжественного снегопада.
"А мальчик убежал,а мальчик убежал" - скрипели старые испорченные
ворота,важные и недобрые - "куда идёш-ш-ш" всем прохожим.а их
темная негнущаяся тень вечно валяется на дороге.Зимой Ворота
кутаются в белый мохнатый шарф,так что даже носа не видно;голос
становится гнусавым и тихим,будто они говорят через вату;
а осенью,когда прилетевший северный ветер заплетает дождевые
нити в блестящие косы,когда последние нерешительные листья листья.
зажмурив глаза,подставляют свои слабые крылья ветру и летят
через озябшие лужи и сгорбившуюся траву,Ворота ночами напролет
выспрашивают у ветра про страны,где рождаются все эти толстобрюхие
низкие тучи,где растут такие сильные холодные ветры;так что
нельзя заснуть от их скрипа.
"А мальчик убежал" - эти скрипучие длинные звуки ползут
вдоль фиолетово-синих снизу стен,навалившихся животом на серый
каменный бок тротуара,лезут под ноги,вытягивая вверх узкие
слепые мордочки.
"Куда ты,мальчик?" - спросило прозрачное Утро ласковым
спокойным голосом;прозрачным - потому что еще не жгли листья;
тонкие и неживые от безлунных сентябрьских ночей,
когда ветер гладит кору прохладными ладонями,
раздувает паутину ветвей и,кажется,чуть поскрипывая на зеленой
волне,за белой,выступающей в беспокойную улицу оградой,
стоят корабли с апельсиновыми парусами,
они лежали золотистыми обертками прошедшего Лета,что живет
в каждом стеклянном клочке света и в каждом дереве-факеле
под прилетевшим издалека ветром,может с севера,от укрытых
ледяным мхом озер,где живут белые как белое северное солнце
лебеди,а может из пустыни - желтого блюда в верблюжьих
дорогах-рисунках.Ведь кончилось Лето - вот почему плачут деревья
желтыми брызгами-листьями.
"Я потерял свою Улицу!",крикнул мальчик в сложенные у рта
ладони,запрокинув голову до боли у прижавшихся друг к другу лопаток.
"А какая она,твоя Улица?"
"Там живет Сухое Дерево..."
Во дворе живет Сухое Дерево.Листья давно уже не прилетают к нему
весной и солнце перестало дарить ему большую синюю
Тень,тонкую и
легкую,и теперь дерево щурится,когда День выкатывает утреннее,
только что сделанное солнце и ярко бьет в него белыми руками,
закасанными до локтей.А когда День закатывает солнце по домам
с зажмурившимися от щекотки окнами,морщины Дерева собираются
около глаз и кажется - вот засмеется и зашевелит длинными
белыми сухими усами-прутьями - или заплачет.
"Вот как.Тогда мы обязательно найдем твою Улицу.Иди за мной."
Вот и вся история,потому что мальчик нашел свою Улицу и
поэтому дальше не интересно.
Былица вторая.Где живет Лето?
Это случилось осенью.Время стало очень рано звонить Вечер,
а небо поднялось очень высоко,подальше от остывшей земли,
а Солнце больше не боится обжечься об крыши босыми пятками
и наоборот опустилось пониже,стало разгуливать по домам и
заглядывать в трубы,что вечно гудят,потому что держат
во рту букву "У".Потом Солнце перебирается на соседнюю улицу,
потом за длинношеюю реку,потом за простуженный Парк,что стучит
от холода ветками-зубами.Больше всех рад осени дым,Чуть стемнеет -
растекается вдоль парковых дорожек,выходит на улицу,полную
озабоченных машин,потом поднимается вверх,где высоко над землей
летят птицы,широко машут крыльями,где в чистом воздухе совсем
близко дрожат звезды,а осенняя ночь кружит над городом и,скатав
из звездного снега Луну,подбрасывает её так,что искры-звезды
снова разлетаются во все стороны,прилипают к небу,ложатся на
скамейки инеем и утром у дома оказываются белые усы-карнизы,
а у присевших скамеек - белые коленки.
В тот день Солнце проспало и злой осенний дождь смеялся и
плясал на блестящем тротуаре,расплющивал мокрый нос,заглядывая
в окна,барабанил мелким круглым кулачком по трубам и даже -
двигал ушами как это умела делать пони в парке.
Пони возила раскрашенную веселыми красками повозку,любила
зимой грызть прозрачные сосульки и в ее коричневых глазах
отражались коричневые деревья,коричневые домики и коричневые
люди.Впрочем,пони давно нет и не слышно теперь ни одного
"цок-цок" маленькими копытами по дорожке между каруселей и
игрушечных домиков.
Этим Утром,когда деревья вымокли до последней ветки,
а дома до последней черепицы,мальчик подумал "а куда улетает
каждый год Лето на крыльях-паутинках?Ведь все любят Лето и,
когда оно уходит,за ним летят птицы,теплый ветер и даже листья,
которые совсем плохо летают.И как позвать Лето?"
Мальчик спросил Ворону,сидевшую себе на ветке дерева -
"Вы знаете,где живет Лето?"
"Зачем мне знать?" - удивилась Ворона и возмущенно защелкала
черным лакированным клювом,-"я и без него прекрасно обхожусь."
После этого она еще раз звонко щелкнула клювом,скользнула
строго черным глазом и улетела,поджав лапе.
"Наверно звезды знают.где живет Лето,им с высоты виден каждый
уголок - подумал тогда мальчик и попросил прохожего -
"Подсадите,пожалуйста до вон той звезды."
"Что за чепуха,малыш...Я видел звезды совсем близко...Ну,как
твои ботинки...Это просто немытые бутылки,а внутри - электрическая
лампочка.И больше ничего.А зачем тебе звезда?" - он затряс головой
будто хотел.чтобы она отвалилась и протянул руку к уху мальчика - "Я тебя узнал!Это ты бросаешь в окна камни!А ну покажи карманы!"
Эти слова прилипли к рукавам.Хотелось стряхнуть их на землю.
"Слуги мои!"
"Мы здесь!" - откликнулись измазанные темнотой подворотни,
облупившиеся заборы,хлопнули локтями по грязным бокам,замотали
обрубленными куцыми хвостами.
"Взять его!"
Заплясали фонари в длинных желтых платьях,защелкали пальцами у
самых ушей,дружно запели "чавэла".
"В Черную Книгу его!" - и огромная Черная Книга развернулась
гармонью,а в каждом развороте по Черной Птице,в клюве -
по светящемуся Шару.
"В Черную Яму его!" - и Черная Яма зашамкала беззубым осыпающимся
ртом.
Мальчик побежал по ночной,выкрашенной в темно-коричневый цвет
улице и ему казалось,что все на него смотрят.Дома только делают
вид что спят,а как только он пробежит - открывают глаза-окна и
смотрят;даже видно как они притворяются и как подрагивает
штора-ресница на втором этаже;ветер стоит за углом и прячет
дыхание,но все равно слышен шорох;луна то спрячется,то выглянет
краем лица и заблестит,засияет круглый как окошко в самолете глаз.
Мальчик даже почувствовал как эти взгляды приклеиваются к спине,
кажется вся рубашка стала глазастой - в серых и желтых открытых
глазах.Так что,когда он прибежал домой,то первым делом потерся
спиной о батарею.
Ночью плохо спалось.Как известно,сны получаются от скрипок;
крепкие,долгие - от черных лакированных,легкие дневные -
от белых;а бывает не разберешь какой сон видел - это когда
играют сразу на обеих,на одной кто-то в строгом,застегнутом на
пуговицу фраке,а на другой - клоун в клетчатых штанах и курносых
башмаках.Он приплясывает и все время роняет помятый котелок,но
тут же,ловко подцепив носком,возвращает на голову.А скрипка у него -
точно котенок:гриф - хвост,колки - шесть белых ушей;вот такой
странный ушастый котенок.
Но в ту ночь играла черная скрипка.
Утром мальчик быстро собрался и пошел на небо.
Завернув за угол дома,и сейчас можно увидеть начало каменной
лестницы,от которой осталось только пять самых первых ступенек,
а когда-то она доставала до неба.
Ступишь на нее - каждый шаг выпевает ноту - до,ре,ми и дальше.
Первые ступени - широкие,и гудят они низко и толсто,а вот когда
заберешься повыше,откуда камень летит до земли целый день,
видна отставшая голубая краска на небе и слышно как гудят
внутри солнца пчелы.
Вообще-то на лестнице были всякие ступени.Были ступени-
фантазерки.Как ступишь - охота смотреть по сторонам.На них
обязательно споткнешься и ушибешь колено;зажжется пятно -
красное как глаз у светофора.Была одна ступень,на которой
тянуло отвинтить голову слева-направо и заглянуть внутрь -
что там?На ленивой ступеньке можно было стоять столько,что
самая медлительная черепаха успеет доползти до края земли
и свалиться на спину кита,что держит землю на плаву.
Черные ступени надо было переступать;говорили - как наступишь -
где-то победит кривда.
Вверху лестница касалась облака.Когда мальчик забрался
наверх,то увидел - четверо упираются,мнут облако как манную
кашу и держат четыре ветра - северный,южный,западный и восточный.
"Зачем вы это делаете?!" = крикнул мальчик.
"Надо,чтобы для каждого времени года был свой ветер.Иначе
зимой южный ветер-лакомка съест весь снег и слижет все сосульки,
а летом совсем ненужно прискачет на северном ветре метель,
держась за перепончатую гриву,и залепит траву и деревья снегом."
Ветры барахтались в облачной пене и гудели как осы.
"Я помогу вам!"
"Не надо.Мы справимся,Может тебе чем-нибудь помочь?"
"Да.Уже осень и южному ветру пора лететь за прошедшим летом.
Пусть передаст - мы все будем ждать лето.Пусть возвращается скорее.!"
Вот и эта былица кончилась.А лето в тот раз наступило так рано,
что такого не припомнило ни одно старое дерево,ни один старый дом.
Былица третья.Девочка,любившая дождь.
На самом краю улицы до сих пор стоит двухэтажный дом с пузатыми
толстогубыми колоннами.Раньше к нему часто приходил старик в шляпе
и застегнутом на все пуговицы пальто.Он становился рядом с пузатыми
колоннами - в руке аккуратная фигурная скрипка,а у ног - собака с
пушистым бантом на шее.Старик водил смычком по струнам,собака
поднимала в такт то левую,то правую лапу,длинное пальто изгибалось.
и даже дом подпрыгивал и наклонялся,улыбаясь всеми трещинами и
щелями;и все,кто ни услышит,останавливались и смотрели на тонкую
скрипку,старую шляпу и ученую собаку.А пока он играл,на улице
становилось светло,так что надо было крепко жмурится,а за домом
шумело море.
Вот в таком доме когда-то жила девочка,любившая дождь.
Каждый раз,когда шел дождь,она выбегала на улицу,высоко подбрасывала
обруч и кричала - "красный,желтый,голубой" - и обруч становился
трехцветным.Девочка смеялась и плясала под дождем,обруч вертелся
в воздухе,падал,снова взлетал и все люди говорили - "какая красивая
радуга".А девочка сердилась - "это же обруч!Это мой обруч!" - и это
подтверждали скрипучие ворота,старая,вся в трещинах-морщинах дверь
и стройная серебристая урна - "да,конечно,это обруч.Какие странные
люди.Они думают - это радуга".
Однажды Дождь,завернутый в голубую шипучую бумагу,забыли на
мокром асфальте.Дождь выбрался наружу и покатился вдоль улицы,
подпрыгивая на ступеньках;закатился в парк и заснул в высокой траве.
А девочка собирала цветы в парке и,когда увидела Дождь,тихо,
чтобы не разбудить,прошла мимо,но потом испугалась,что тот простудится,
вернулась и разбудила - "дождик,вставай.Ты можешь заболеть от мокрой
травы и холодной земли".
"Что ты,я же теплый дождь!
Солнце держит меня в ладонях и ждет пока я не согреюсь,а потом бросает вниз.
а само смотрит как капли опускаются на невидимых разноцветных парашютах
и дует на капли так что щеки раздуваются и розовеют.А люди удивляются -
"слепой дождь,он ничего не видит.Ведь светит солнце.Разве может идти
дождь,когда светит солнце?" А я иду себе,задеваю прохожих,которые
почему-то прячутся,бегут,прикрыв газетами голову.Тротуар становится
весь в пятнах от злости,а деревьям наоборот весело - машут листьями,
сбрасывая дождевые капли."
А пока они говорили подошел Скрипач и заиграл так старательно,что даже
вытянул язык.Девочка слушала,и дождь слушал,уткнувшись мокрым носом в
ее плечо.Девочка слушала так внимательно,что боялась пошевелить
холодными пальцами в промокших ботинках.А когда Скрипач кончил играть
и аккуратно,чтобы не замочить длинные,похожие на ласточкин хвост,полы
поклонился - стало тихо;слышно было как жужжат на ветках листья.
"Здорово играл - сказал Дождь,ну я пошел дальше."
А девочка долго дула,чтобы согреть,на пальцы,пока не закружилась голова
и побежала рассказывать.Но никто не верил.
"Ты просто вымокла - проскрипел взрослый тополь,-беги домой,а то
простудишься."
"Я не хочу домой."
Она искала кого-нибудь,кто бы ей поверил,но всех беспокоили только
мокрые волосы и платье,все люди боялись,что ее продует ветром,
а собаки и птицы не знали человеческого языка.
Они не знали,что девочка дружила с ветрами.Со всеми ветрами -
с весенним,что приносят каждый год грачи,сбившись в стаю,чтобы легче
было нести;с осенним,что ночует за рекой,устав догонять перелетных
птиц;с летним,что гогочет и играет на широких шелковых тучах;и даже
с зимним,что любит плавать в снежной реке,расталкивая снежинки,
шумно набрав много воздуха ,фыркает и ныряет до самой земли.
А однажды прилетел странный ветер.Он звенел в стеклах и,казалось,
много маленьких смешных человечков,похожих на букву "я",семенили
короткими ножками как утята,мешали друг другу,испуганно шептались -
"балабоко-луп-луп-балабоко".А ветер бегал вокруг,свистел,сорвав со стены
железную трубу.Человечки все вместе поворачивали,больно сталкиваясь,
бежали назад,усталые и беззащитные.
"Перестань сейчас же!" - рассердилась девочка и топнула ногой.
Ветер подбежал к ней,стал щипать за уши,дергать за волосы и насыпал
в глаза целую жменю пыли.А девочка забежала в дом и крепко держала
от ветра дверь за ручку.
"Какой странный ветер" - подумала она.Обычно ветры такие добрые,
любят праздники с розовощекими,совершенно лысыми шарами,а еще больше -
длинные пушистые волосы,шарфы и флаги,разгуливающие нараспашку.
Ветер похож на птицу,когда ложится вечером спать;перебирает клювом перья,
кажется - шелестят листья на дереве.Но когда злится - бьет крыльями по
воде;поднимаются волны - на их гребни садится и перелетает белая пена;
а в хорошем настроении бегает наперегонки с березами,что пустились под
гору,расплескав зеленые косы и,устав,прячется под сухими лапками
репейника,что вырос,колючий,на пустыре.
Так девочка осталась одна под дождем.Мимо быстро шагали,почти
бежали прохожие.А она держала руки ладонями кверху и ждала пока дождь
не насыпет горку прозрачного блестящего дождевого песка и,высыпая
понемногу,рисовала на асфальте слова - трава,цветок,дом;и из рисунков
на самом деле вырастала трава,цветы,а из трубы на домике шел кудрявый,
настолько похожий на козленка дым,что даже говорил "бе-е-е",из травы
вылетали нарисованные чудо-птицы:два крыла - ресницы,а посредине самый
настоящий глаз,желтый или зеленый,какие у людей не бывают - какой
получится,и такой большой,что на него хотелось дунуть как на одуванчик;
нарисованные птицы садились на нарисованные деревья и те становились
глазастыми,часто моргали,будто в них попала пыль,а одна глаз-птица
села на солнце,но,как назло,ветер перетаскивал тучу,нагнал по всему небу
пыли и от этого солнце заревело - полил дождь.
По улице как раз шел Скрипач.Медленно,потому что скрипачи дружат
с дождем - дождь ведь тоже музыкант;стоит только оставить под дождем
барабан,как дождь готов стучать в него день и ночь,а если инструментов
нет,стучит по водосточным трубам,играет на струнах-проводах,барабанит
по стеклам.
"Что ты делаешь,девочка?
"Собираю дождь."
"Разве та собирают дождь?Поверни ладони книзу - это только кажется,
что дождь падает сверху - он растет из земли как растет все на свете;
он такой высокий,что упирается в небо,вот и кажется,что он приходит сверху.
На верхушках дождя распускаются огромные темно-лиловые цветы.
Их называют тучами,оттого что они толстые и тучные.Посмотри пасмурной
ночью - ветер тащит по небу лохматые,сделанные из шерсти тучи.Они задевают
горбатой спиной луну - большой,налитый доверху шар.Луна раскачивается
и капли разливаются по тучам.Тучи тянут морды кверху,ловят белые капли
с запотевших стенок луны.Посмотри ночью как бредут тучи,качая гладким брюхом;
Звезды осыпаются,гаснут на их мускулистых спинах,потом осыпаются по крутым
бокам и превращаются в обычную пыль,которую утром дворники метут с тротуаров.
Девочка и Скрипач пошли под дождем рядом.На этом былица кончилась.
Былица четвертая.Девочка и Скрипач.
Девочка и Скрипач шли по улице.Скрипач насвистывал песенки,
а ветер гнал их вдоль улицы,заметал в угол и собирал в большую кучу.
Было светло,потому что обрезали тополя и,казалось,на срезах горят
яркие лампы,или - что деревья смеются,показывая белые красивые зубы;
а смеются они оттого,что стали похожи на японские иероглифы и
разговаривать стали по-японски и никак не могли понять друг друга.
Девочка и Скрипач завернули за угол и по пожарной лестнице поднялись
на крышу,где на чердаке жил Скрипач,и откуда начинается солнечная
горка;по ней каждый вечер съезжает солнце,летом докатывается до
Желтого Дома,осенью до Зубчатых Башен,а зимой останавливается не доехав
даже до Черной Трубы.,красное от стыда что так мало прокатилось.
"Почему у тебя так холодно в комнате,Скрипач?"
"Я люблю звонкие,чистые как снег и твердые как лед звуки.
Когда жарко,ноты лениво стекают по грифу и вся скрипка мокрая
хоть выжимай."
"Слушай,Скрипач;давай сделаем Воздушного Змея.Пусть летает."
"Воздушные Змеи не летают по-настоящему как птицы или облака."
"Но если отпустить нитку,он тоже полетит не хуже птицы."
"Это только кажется,что нитка мешает Змею подняться выше,-
без нее он упадет на землю."
"Но ведь это так интересно - сделать Воздушного Змея с лицом
в разноцветных полосках как у индейского вождя.А название сосем
неправильное - никакой не Змей,а Птица,у которой под тонкой
бумажной кожей стучит маленькое доброе сердце.Посмотри - и солнце
как воздушный змей летает по всему небу,или листик - зеленой
змейкой крутит шеей как хочет и пляшет на одной ноге.Всё вокруг
похоже на воздушных змеев;небо - голубой из тонкой бумаги,солнце -
из плотной желтой,летает себе по всему небу,дождевое облако -
из тетрадки в косую линейку,крыши - из красного картона,ну и
каждый лист - зеленый воздушный змей."
"Я не умею делать воздушных змеев.Давай лучше расскажу
как утром Солнце продирается через кусты,колючие упрямые ветки,
сопит и недовольно крутит огромным красным глазом,но выберется
наверх - добреет и только выдергивает колючки и занозы,
от которых казалось - не солнце вскарабкалось на небо,
а на самом верху вырос желтый цветок."
"Нет,лучше расскажи,что было сегодня ночью,ведь ты
не спишь ночами."
"Что было сегодня ночью?Ах,да - сегодня ночью
плясали костры,распустив по ветру рыжие волосы,
размахивали загорелыми бронзовыми руками,дышали жарко
и часто - а потом долго шуршали на ночлег,
подгребали листья и сучья,накрывались черным как уголь
одеялом.А утром на месте костров выросли крупные рыжие
одуванчики и утренний ветер старался сдуть с них
все парашютики.Но один одуванчик все равно остался.
Он вырос до самой верхушки неба и называется - Солнце."
"И тебе не страшно ночью?"
"Ночь только с виду страшная,старуха в черном платке,
а глаза у нее совсем молодые,когда смеется - блестят
как угли в костре.А самыми холодными и темными ночами
происходят самые интересные вещи;ночами,когда шаги
шепчут за спиной - "прошел-шлеп-шлеп-ш-шел";такими ночами
в белых от лунного холода лесах,раскинув иголки неряшливой
портнихи-сосны,из земли пробивается диковинный росток и =
распускается,расчесывает длинные смолистые волосы и
оказывается девчонкой с огромными глазами.Но сколько в них
ни смотри - ничего не увидишь,кроме сосен с отмороженными
носами-шишками.А утром не найдешь и следа - будто прокатился
обруч,оставил до краев полный брызг и света глубокий след."
А дальше не помню.Когда вспомню - доскажу.
Былица пятая.Бессонница.
Раз мальчик вышел из дома и тут ему вспомнилась сразу
тысяча разных вещей - как однажды,только собрался спать,
с потолка хлынул свет,все затопил,так что тапки -
серые мыши,плавали под самым потолком;их пришлось
ловить сачком как каких-нибудь диких махаонов.Открыли все
форточки.Свет булькал,заворачивался кульком и утянул
за собой весь Сон и,вдобавок,все Время,что соткали в углу
часы.До утра никто не смог уснуть.
"Бессонница напала."
"Причем тут Бессонница? - сосед во всем виноват.Вечером
не гасит свет,вот и тонем каждую неделю."
"Завтра же пойду поговорю."
"Да ладно,свет не вода,следов не остается."
Вот как получилось.
Потом вспомнилось - зимой видел как Утро тащило
солнце из земли;солнце подавалось неохотно,похожее на поросенка
с маленькими розовыми ушами;Утро позвало на помощь День
и вдвоем,наконец,вытянули его за рыжий чуб,смели налипшую
на румяную кожицу землю,даже сдули пыль,а вечером съели,
разломив по-честному пополам.
А еще вспомнилось весной приковылял на луг зеленый медведь -
весь в зеленом меде;целый день перекатывался с боку на бок,
терся спиной о деревья и скоро весь луг оказался зеленым от меда,
а деревья зелеными от медвежьей шерсти;и назавтра началось лето.
Былица шестая.Котята из костра.
Развели костер.Сели кругом.Стали дуть.Из костра
выкатились три котенка и полезли назад в огонь.Двоих
успели схватить - "лови третьего!"Третий,подставляя лапы
и живот теплому воздуху костра - только блеснули
яркие пуговичные глаза,как большой пушистый клок пепла
вспорхнул в близоруко наклонившееся носом чуть не до костра
ночное небо.Двое других котят остались.
"Надо покормить - вырастут летающие кошки."
"А может эти - обыкновенные..."
"Ну да.Все видели как они выползли из огня.И еще
музыка играла.Надо спросить у Ленки - она всех классиков знает."
"Всех знает,а чижика-пыжика не сыграет."
"У них чижиков не учат."
По дороге нашли оторванную в длину тряпку.Сама по-себе тряпка
ленивая и сонная,но если привязать к палке - выйдет знамя,
тяжелое от пойманного ветра,так что трудно держать когда оно
громко хлопает своим широким крылом.
Дома от рук долго пахло дымом,а холод до самого сна
выкарабкивался из-под побелевших костяшек и щекоткой стекал
вниз,шипел как жареный и исчезал не долетев до пола.
"Опять больного кота принес?"
"Ну хоть покормить..."
"Дай,пусть в коридоре поест."
Котенок отдан серой лестнице с ярким,будто только что
покрашенным акварельной краской,кусочком колбасы.
Лестница приподняла теплое крыло-батарею,отодвинула
перила - сложенные впятеро жилистые красные лапы
и приняла котенка на ночь.
Всю ночь катались на двери туда-сюда сквозняки и
пугала комариные стаи желтохвостая лампа,висящая
ногой к потолку;всю ночь спали,забыв даже снять очки,
окна - и утром никто не смог ответить,куда делся котенок;
нашлась на горбатой ступеньке холодная рыжая головешка.
А третий котенок никуда не делся.Вырос и полюбил
дым и холод.Холод - это ночь,а дым - это костер.
Все просто.Дым и холод любят рыжих котят.
Это сейчас ясно,а тогда мальчик не знал такой простой
вещи;это конечно не значит,что он был глупый...Он знал,
я сейчас перечислю:что есть черные и белые книги - белые
из тополиного пуха,а черные из хлебных корок;что дым
одевается в лохмотья и пляшет на крышах,нарочно чтобы
никто его не узнал;что у каждого месяца в году свой
любимый запах,например у августа - запах крепкого красного
яблока на белом подоконнике,у июля - теплой пыли после
глупого солнечного дождя,у июня - густой щекотной травы,
апрель пахнет осыпавшимися липовыми почками,май пахнет
надутым воздушным шариком,декабрь - ледяной коркой,
над которой летает ледяной ветер;что самое большое на свете -
ладонь - можно запросто закрыть все вокруг,в ладонь можно
поймать все небо,если зачерпнуть его из лужи,когда оно
будет купаться,можно словить ветер - надо только сложить
ладони вместе - ведь ветер очень быстрый и ловкий;
ладонь может стать тучей,надо зачерпнуть воды и стряхнуть
на землю - это будет дождь,если ладонь приложить к уху -
слышно как шумит море - о чем не разобрать,а если положить
в ладонь орех,то получится,что в руке поместилось целое
дерево;что почтовые марки делают из сухих апельсиновых корок;
что,если взять осколок стекла и посмотреть - все оживет,-
скамейки окажутся разными:скамейки-лягушки - их даже красят
в зеленый цвет,и скамейки-тигрята - тех красят полосками,
черная - серая,черная - серая,есть грибы-мухоморы все в белых
точках,эти сладкие белые точки любит ветер и тайком лижет,
есть даже скамейки-поросята - очень чумазые;
кстати,и двери бывают очень разные - добрые и злые языкастые,
и заборы - клыкастые и с веселой щербинкой;в общем,все
кругом разное;мальчик даже знал такую хитрость - если
на Новый Год рано лечь спать,тот подумает,что никого нет,
раз на звонок не открывают,и не сможет зайти и так и останешься на год младше,чем все одноклассники...
Я всё наврал.
Вот и надоело врать.Все,что я напридумывал,на самом деле
никогда не бывает,если не считать того.что в солнце живут
пчелы,а деревья умеют говорить на японском языке - это
самая настоящая правда,а то ведь можно напридумывать тысячу
всяких небылиц,например,что рыбы-щуки получаются от упавшего
в реку репейника,но этому все равно никто не поверит.
Ну а то,что что фонари танцуют как цыгане и поют "чавэла",
тоже враки - они поют "ай,романэ" - я сам слышал,
а рыжие котята берутся не из костра,а вырастают из желтых
опавших листьев.В общем - я все наврал.
Рецензия Марины Татарской на Проза.ру.
В сюжете прекрасные " персонажи": Река -ленивица, спокойное и синее Небо, Мост и Солнце, Улица Ленивых Кошек... Неодушевлённые, они, благодаря образности, олицетворяются, запоминаются: " В реке живёт Туман, накрывает пушистой лапой луг", " фонари морщатся, жмурятся", "река поит подошедшие к самой воде деревья", " рояль улыбается во весь щербатый клавишный рот", солнце по Радуге съезжает за голубой лес"... Интересно рассказано, как наступает Новый день, почему Часы ставят на видное место и даже делают звонок. Сюжеты былиц больше ассоциируются с небылицами, что не умаляет интерес, так как созданные образы подобны картинкам или картинам ( если у читателя сходное с автором воображение): " Посмотри ночью как бредут тучи, качая гладким брюхом"..." Сегодня ночью плясали костры, распустив по ветру рыжие волосы". Во всяком случае, из нескольких предоставленных историй найдётся каждому особо интересная. И даже признания автора ( "А дальше не помню. Когда вспомню - доскажу"... или " В общем - я всё наврал") вызывают понимание, улыбку. Он даёт право под впечатлением и самим пофантазироввать:))). Авторское вдохновение и использованные средства художественной выразительности ярко проявились в данном произведении, что свидетельствует о достойном творческом исполнении. Удач вам, Александр! С уважением, Марина Татарская.
Комментарий Титова Александра Алексеевича на Самиздате.
Благодарю за гипнотический рассказ!
Красивая литработа.
Приглашаю опубликовать у нас в Питере.
Если интересно, пишите: e-vi@list.ru
С уважением
Александр
Свидетельство о публикации №121112505030