О какой любви спрашивал Христос Апостола Петра?
О какой любви спрашивал Христос Апостола Петра при троекратном вопрошании?
Беседа - Чаепитие в Казанском Храме поселка Октябрьский в праздник Святых Петра и Павла
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами празднуем праздник Петра и Павла – Святых Православных Апостолов. Давайте сегодня с вами поговорим о них.
Почему мы в Храме должны быть едины? Именно из-за совместной молитвы. Почему единство так важно в молитве? Представьте, если все люди и каждый будет сам по себе. Вот пришёл в Храм и каждый сам по себе, никакого единства нет. Мы сможем молиться? Нет, нам нужна совместная молитва. Получается одна большая река, которая пробьет плотину греха. Чтобы река не текла, дьявол ставит плотину.
А почему мы разрознены, если надо быть едиными? Мы говорим, что мы не можем молиться, что молитва не идет, мысли мешают нам? Потому что единства нет. Сегодняшнее Евангельское чтение и праздник Святых Петра и Павла подсказывает нам, что сила нашей молитвы в единстве.
Апостол Павел и Апостол Петр – они были совершенно разные, противоположные, как плюс и минус. Они жили монашеской жизнью, но тогда ещё не было чина монашества. Так вот они, будучи разными, стали едиными и основали Церковь. Если современный человек говорит, что мы не можем молиться – это значит, что нет единства. Когда появится единство, тогда и молитва появится.
Как можно вернуть единство, если оно потеряно? Единство может быть только во Христе. Братья и сестры, вы слишком надеетесь на себя. О Христе никто ничего не говорит. Един Христос, Един Бог. Например, если люди объединились на предприятии, у них есть единство ради их работы. Есть единство, например, ради какой-то страны; есть единство ради семьи, но всё это может в один момент разрушится, в одну секунду. Вот представьте себе, муж предаёт жену, и моментально всё распадается; перестают платить зарплату, и люди уходят с работы, предают своё предприятие; начинаются тяжёлые времена в стране, и люди уезжают из своей страны. Это всё единство, о котором вы говорите – это всё мирское единство.
Настоящее единство может быть только во Христе. Если люди причастились Христа, если люди объединились во Христе, то тогда им ничего не страшно. Даже, если весть мир развалится, человек остаётся со Христом в единстве.
Когда мы с вами приходим в Храм Божий, мы должны его считать своим. Мы - единая Церковь, куда бы мы не пришли. Сейчас мирские люди говорят: «Почему у вас что-то там в Церкви делается?» А мы их спросим: «А вы крещенные?» «Да, крещенные», - ответят они. Тогда и ответим: «Потому, что вы не помогаете Церкви, вот у нас с вами в общей Церкви это и творится. 90 % на Руси мы все православные христиане, кто-то отсиживается и не помогает, а в Церковь врываются люди, которые пытаются её разрушить. Поэтому нельзя говорить слова «в вашем Храме». Нет, это всё наше». Есть чужие дети? Есть чужие старики? Христианин может сказать: «то твои проблемы»? Нет, а это сплошь и рядом. Если мы видим проблему какую-то, надо решать её всем вместе.
Мы все разные. Когда люди объединяются по интересам, то в итоге получается, если интересы становятся разными, люди перестают дружить. В Церкви Божьей происходит так, что люди не по интересам собрались, не по характерам собрались, а собрались все разные люди на примере Апостолов Петра и Павла. Кто-то раньше пришёл ко Христу, кто-то позже, но все они объединяются во Христе. А у нас как получается? Один человек пришёл 20 лет назад в Храм и говорит новому человеку: «А я тут 20 лет уже». Как-будто новый человек должен его слушаться. Получается мы ставим себя выше кого-то. Откуда мы знаем: кто выше? Вспомните кто первый попал в Рай? Разбойник. Он сделал что-нибудь хорошее? Никаких добрых дел он не сделал, он принёс только покаяние. Братья и сестры, надо стараться не видеть недостатки другого человека. Один духовник, который уже умер, но жив одновременно – он не причислен к лику святых, но он воспитал очень многих священников и епископов, очень многих духовных людей, и он говорил про монастырь: «Если ты видишь монаха, который заснул на своём послушании, то прикрой его мантией». А кто из нас прикрывает другого человека? Мы наоборот выставляем на вид недостатки другого, начинаем сплетничать. Почему-то мы боимся сказать человеку в лицо, а не боимся говорить за глаза.
Христианин может говорить что-то за глаза? Есть такое золотое правило: «Если мы хотим сказать про другого человека что-то, то нужно сразу же дать ему оправдание и надо придумать как мы можем ему помочь». Если мы видим человека, что человек выпил. Нужно решить, как этому человеку помочь, например, человек запил, то нужно прийти и помочь его многодетной семье. А, если мы не можем помочь и не собираемся помочь, то мы не имеем права говорить. Мы можем говорить в одном случае, если мы можем помочь человеку. Только тогда оправданы разговоры за глаза человека, когда его нету. Если мы собрались общиной и сказали: «Вот человек попал в беду. Как мы можем ему помочь?» Кто-то обрисовывает ситуацию, а другие скажут, что могут так или так помочь.
Зачем нужно прощать человека? Есть такая заповедь: «Если ты видишь согрешающего брата, нужно сказать ему об этом наедине, а потом, если не послушает – тогда сказать при свидетелях, если не послушает при свидетелях – сказать Церкви, если Церкви он не послушает, да будет тебе, как язычник». Вот человек согрешает, нужно дождаться, когда человек выйдет, и потом прийти к нему и наедине расспросить его, почему он так поступил. И потом, когда ты к нему начнёшь иметь сострадание, можно дать ему совет по-хорошему. Если это не поможет, пройдёт какое-то время, и он снова согрешает и соблазняет других людей, то надо ему сказать при свидетелях, то есть не при всех людях, потому что это очень обидно для человека. Нужно его вызвать его между двумя, тремя людьми и сказать ему: «Ты поступаешь неправильно, ты соблазняешь людей своим поведением». Если он это не послушает, тогда надо собрать общину, собрание церкви и сказать при всех, и сказать это должен священник. И если он церкви не послушает, тогда будет он, как язычник.
Скажите, мы молимся за неверующих людей, за своих близких и родственников? Так вот, когда мы говорим, как язычник, это не значит, что за него не надо молиться и относится к нему плохо. Святые отцы толкуют так: «Нужно за человека молиться и относится к нему очень хорошо, по-доброму». Как мы относимся к язычникам? Мы их не обижаем, не оскорбляем, мы ждём, когда они покаются и придут к истине – ко Христу. То есть, где сказано «как к язычнику», это не значит относится к нему плохо. Даже, если человек никого не послушал: ни вас, ни людей, ни церковь, всё равно надо относится к человеку хорошо и ждать его покаяния, как Бог ждёт покаяния каждого из нас.
Сколько раз надо прощать человеку? Как раз это было с учениками Христовыми. Ученики Христовы спросили Христа: «Сколько раз прощать?» И Господь сказал: «до седмижды семидесяти раз», то есть прощать нужно всегда, неограниченное число раз.
Почему же тогда человек не исправляется? А на самом деле, даже просто просить прощение – это и то великий большой труд.
Сколько раз мы делаем одни и те же грехи за свою жизнь? У нас есть грехи, которые постоянно повторяются. Почему у нас они повторяются? Почему Бог не освобождает нас от грехов? Вот какие-то грехи ушли из нашей жизни, а какие-то остались. Почему? Мы сегодня читали Деяния Апостолов про Апостолов Петра и Павла. Апостол Павел молит Господа Бога, чтобы Он убрал у него жало из плоти. У Апостола Павла, как говорят историки, была и болезнь, и духовное заболевание, что его очень мучил дьявол. Возможно это были сильные головные боли, и в эти моменты дьявол нападал на Апостола. Так вот Апостол Павел просит и молит Господа, чтобы Он убрал это жало в плоти. Господь отвечает ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Это жало служило для смирения, только благодаря этим страданиям он оставался смиренным.
Мы должны чётко понимать, что, если у нас есть какие-то грехи, за которые нам приходится постоянно просить прощение, но которые мы не можем контролировать, мы не можем ничего изменить, и эти грехи часто остаются до конца жизни, это и есть жало плоти для каждого из нас. И оно нужно для смирения, чтобы мы не смели открывать свои уста и выгонять какого-то человека из Храма. Вот пришёл ново начальный, весь намазанный, без платочка человек, и, если мы посмеем такого человека выгнать, это будет настолько страшный грех, что сможем ли мы отмолить его, это ещё не известно. Тот человек, который пришёл первый раз в Храм, это человек, делающий шаги на Небе. Некоторые люди, например, бездомные, или дети, видя священника, останавливаются и крестятся, думая, что это идёт Бог. А кто-то, кто уже в Храме давно, делает замечание или выгоняет из Храма человека. Никто не имеет на это право. Паисий Святогорец говорит: «Чтобы преподать человеку маленькую чашечку знаний, нужно большую бочку терпения и океан любви». Человек, который недавно пришёл в Храм, ему не надо ничего указывать, ему надо отвечать с любовью. Такого человека нужно постепенно готовить.
Давайте постараемся увидеть разность людей и почувствовать нужность этой разности. Вот Апостол Павел нам указывает в своих посланиях: «Как может глаз сказать уху: почему ты не видишь? Как может ухо сказать глазу: почему ты не слышишь? Как может нога сказать руке: почему ты не ходишь?» Каждый предназначен для своего дела.
Представьте себе, что нужно раскрыть талант. Что такое Святость? Святость – это максимальное раскрытие своего таланта. А как человек может раскрыться, если ему не дают? Надо всё делать в Церкви с согласия Божьего. Прежде чем сказать слово какое-то другому человеку, нужно помолиться. Знаете, такого Святого Силуана Афонского? Он родился в Липецкой области. Это был великий богатырь. Он мог съесть несколько десятков яиц на завтрак. Он мог поднимать огромные тяжести. У него был очень благочестивый, но неграмотный отец, очень верующий, который воспитал такого Святого. Он потом ушёл на Афон. В молодости его отец увидел, что его сын сломал какую-то деталь в плуге, и он ему не сказал ни слова. Прошло две недели, он подзывает сына и говорит: «Помнишь ты сломал ты сломал вот то и то? Можешь ли ты это исправить?» Силуан Афонский спросил его: «А почему ты сказал это только через две недели?» Отец ответил: «Я ждал, когда я остыну». Спокойнейший человек ждал две недели, чтобы не обидеть своего сына.
Так почему же мы смеем кого-то обижать? У нас нет единства, поэтому мы так и поступаем. Если бы мы считали каждого человека Христом, то мы бы не смогли обидеть его. А Господь сказал, что на Страшном Суде Он не спросит за грехи, грехи увидит сам человек. Грехи не будут скрыты. Бог спросит про другое, об этом сказано в Евангелие: «Накормили ли вы меня, сходили ли вы ко мне в тюрьму, приходили ли вы ко мне больному?»
Не грешить – это норма, в этом нет никакой нашей заслуги. Если человек не перестанет грешить, ему даже нечего помышлять о Царствии Божьем. Мы обязаны перестать грешить. Если мы не сделали ближнему своему, как Христу, ни оказали ему помощь, то мы в Царствие Божье не войдём. Мы своего ближнего должны воспринимать как Христа, только тогда у нас будет единство с этим человеком. Священники встречаются и говорят: «Христос посреди нас».
Представьте, мы сейчас общиной причастились, вот такая же община сейчас сидит где-то тоже за чаем далеко за тысячи километров, они тоже причастились. Они же сейчас говорят те же слова, Христос говорит тоже сейчас вместе с ними.
Почему Святая Церковь стала печь артосы? Есть градация святынь: у нас, например, на всенощной святился хлеб с вином, его можно вкушать в любое время; потом у нас есть просфора, мы её едим натощак; у нас есть ещё антидор – это когда маленькие частички просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец, это ещё более высокая святыня; ещё есть артос, который берегут и едят его в момент скорби и в момент, когда человеку особенно тяжело. Почему? Артос – это есть воспоминание о Христе. В первый век христианства, как только ученики лишились нашего Спасителя, когда Он умер, и когда они ждали Его воскресения, и Он потом воскрес, то Он вошёл к ним сквозь закрытую дверь и стал вкушать с ними трапезу. После его воскресения Апостолы, жены мироносицы всегда приготавливали для Христа место. Для Него была поставлена тарелочка, еда приготовлена нетронутая. Для чего это было сделано? Чтобы ждать в любое время Спасителя. Спаситель в любое время заходил к ним. Чтобы всегда быть готовым для Его встречи, чтобы всегда ждать Спасителя, специально готовили для Него место. Вот артос – это тот хлеб, который приготовлен для Спасителя. Мы можем также держать артос в своих домах и ждать Христа, чтобы Он в любой момент заходил, и всё было готово для Него.
Была благочестивая традиция в русских селениях для Христа в Церкви оставлять место, чтобы помнить, что с нами Христос.
Как правильно человеку рассуждать о себе? Был такой случай в истории христианства. Две женщины встретились и говорят: «Я хуже тебя». «Нет, я хуже тебя». «Нет, я хуже тебя». И они стали драться. А почему? Они начитались, что Святые говорили, что они хуже других, и думали, что, если сказать, что хуже других, значит быть подобным святым. Это совершенно неправильно. Есть такое правило: «Нужно себя уравнять со всеми». И царь, и нищий – все находятся перед Богом. Мы должны в себе увидеть недостатки, а в другом человеке – достатки. Когда мы себя уравняем, когда мы себя почувствуем наравне с другими членами Церкви, тогда мы не сможем никого обидеть, не сможем осудить, не сможем сделать что-то плохое. Это золотое правило и даёт настоящее смирение.
У Бога есть разница между мыслью, словом и делом? Если Бог мыслит, Он одновременно говорит и одновременно делает. А мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье. У нас нет целомудрия, у нас нет целостности.
В чём настоящее смирение? Апостол Павел был настоящим смиренным Святым, не смотря на его величие. Апостол Петр, несмотря на своё предательство, был величайшим Святым. Поэтому грехи, которые у нас происходят в жизни, не могут лишить нас Царствия Небесного. Грехи отделяют нас от Христа, но исповедь и таинства возвращают нас. Нам нужно как можно чаще исповедоваться и смотреть на свои грехи. А в другом человеке, если мы видим какие-то страсти, надо говорить: «Я вижу в этом человеке страсти, значит и у меня есть что-то подобное. Значит это нужно специально, чтобы я это увидел в себе».
Человек другой – это зеркало. С помощью другого человека мы можем спасти свою душу. Если, например, каждый из нас будет жить в уединении, в затворе, не видеть других людей, как вы думаете возможно спасение?
Спасение невозможно, спасение возможно только в Церкви. Именно в Церкви происходит преображение наше. Каждый человек, который делает что-то для нас плохое, он подходит к нам и отрубает от нас гнилой кусок – тот кусок гнилого мяса, который нас разъедает, и от этого гнилого места мы сгниваем. Мы выглядим как глыба мрамора, а Иисус Христос – это художник, скульптор, который подходит и нас обтёсывает до такой степени, чтобы мы стали Ангелами. Но мы можем стать и бесами, если мы будем сопротивляться. Представьте себе, если кусок мрамора из рук скульптора и говорить: «Мне больно, мне больно…» Тогда у этого человека отколется и голова, и руки, потому что мастер не будет попадать в то место, куда он наметил.
Бог наметил нам жизнь, Бог дал нам возможность пройти эту жизнь и спастись. Но, если мы будем выскальзывать из рук нашего скульптора Христа, то мы только ещё больше пострадаем.
Если мы видим другого человека необтесанного, еще не похожего на Ангела, это не значит, что он не спасется. Просто ещё не время. Всё в своё время.
В заключении нашей беседы скажем о трех вопрошаниях к Господу. Господь трижды вопрошал Апостола Петра: «Любишь или нет?» Об одном и том же ли Господь трижды спрашивал? На самом деле Он спрашивал не совсем об одном и том же. Он спрашивал о трех видах любви. Любовь есть разная: есть любовь к матери, есть любовь к Богу, есть любовь к родине, есть любовь мужа и жены. В церковно-славянском мы не видим отличия этих слов любви. Но в греческом переводе сохранилось упоминание: есть любовь агапэ, есть любовь фиос. Первый раз Он спрашивал: «Любишь ли Меня как Бога?», второй раз: «Любишь ли меня как друга?», третий раз Он спрашивал: «Любишь ли ты Меня хоть как-то? Нравлюсь ли Я тебе?»
Почему Бог так спрашивал? Вот вспомните: было три отречения Апостола. Первое отречение было в помешательстве, он не понимал, что его спрашивают, но второе и третье отречения были уже настоящие отречения, когда его уже переспросили. Третий раз он отвечает уже с клятвой: «Нет, я точно Его не знаю». И в этот момент у огня он увидел глаза Спасителя. И вот, когда он был у моря, он как раз тоже сидел у огня, и Господь его тоже спрашивал: «Любишь ли Меня?» Он спросил его за то первое отречение: «Любишь ли Меня Как Бога?». Второе: «Любишь ли Меня, как друг?». И он как от друга отрёкся. И третье раз: он отрёкся просто от Него: «Нет, нет, я точно Его не знаю». Но несмотря на все эти отречения, Господь дал ему истинное покаяние, дал возможность ему исправиться.
И поэтому ни один современный человек не может сейчас сказать, что у него нет покаяния. У каждого человека есть время на покаяние. Апостол Петр для нас как раз пример.
Иисус Христос – это есть огненная стрела, которая пронзает сердца людей, это слово Божье. Каждый из нас, видя эту стрелу просто лежащую, он не сможет ею воспользоваться никаким образом. Но, если мы себя будем считать учениками Христовыми, то мы возьмем эту стрелу, натянем лук, выстрелим, и эта стрела принесёт огромную пользу. Она пронзит сердца людей. То есть Сам Христос действовать без нас не будет, потому что Он поручил нам действовать. Эта огненная стрела лежит сейчас в Храме, здесь в Алтаре. Каждый из вас за Божественной Литургией мог получить эту стрелу. У каждого из нас, как воина Христова, за спиной колчан со стрелами, есть щит молитвы, есть меч веры, даже у ребёнка. Мы можем воспользоваться этой огненной стрелой и проповедовать слово Божье. Белые платочки смогли сохранить в советское время веру для своих детей и внуков.
Не может из одного источника течь и сладкая и горькая вода. Мы должны определиться с вами: мы родник, который даёт воду или мы болотная лужа, из которой вытекают зловония?
Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Святых Апостолов Петра и Павла, давайте с вами постараемся прикрыть человека мантией, и тогда всё изменится, если в каждом человеке мы будем видеть Христа.
Всем Божьего благословения и Ангела Хранителя! Всем помощи Божьей!
Аминь.
11.09.2021 г.
Свидетельство о публикации №121112406825