О нашей и восточной поэзии -5-
Акварель. Техника 3D.
Работа С-Т.
Начало темы http://stihi.ru/2021/11/23/1787
Рецензия на «Японский сонет -3-» (Сан-Торас)
слова растворились
в бокале с вином
солнце устало
спит за окном...
*
Спасибо
Я вернусь с ответом
Елена Хвоя 23.11.2021 15:48
*
______________Угу, но пока вернется Рыцарь Ордена поэтов,
я предлагаю бесстрашно углубиться в то, что мало кому понятно.
Например, предлагаю взрыхлить, что такое верлибр, ЯС – японский сонет, хайку и хокку и с чем это едят.
Не ну - это, объяснение, будут конечно, именно с моей точки проЗРЕния, но
поскольку мне удавалось охмурить 3D поэзией не одного поэта,
то, имея опыт соблазнителя, мне и отвечать!
Я приведу выдержки из моих охмурений,
благодаря которым легче понять суть этого литературного течения.
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ РУССКОЙ ПОЭЗЫ ОТ ВОСТОЧНОЙ
- НАША российская Поэзия – линейна, строчка за строчкой.
- ЯПОНСКИЙ СОНЕТ – сокращенно ЯС – форма сраынительно новая.
ЯС - Японский Сонет имеет 3 куплета
состоит из хокку или (хайку) ЭТО ОДНО И ТОЖЕ ПО РАЗНОМУ НАЗВАНО.
Хайку – стих без рифмы, который состоит из трех строк.
Хайку или хокку – жанр традиционной японской поэзии.
Это так же просто как СУШИ и РОЛЫ:))
В хайку всегда 3 строчки.
Количество слогов 5-7-5.
Ударные слоги – 1-4-7 (дактиль) или 2-4-6 (ямб).
СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР – многослойный, он с фокусом – то есть внутри стиха
еще стих, а внутри этого стиха – опять стих!
КАК МАТРЕШКА ( кстати - это ни разу не русская, а изначально
японская кукла)
Японский сонетный верлибр – от 10 до 14 строк.
Верлибр – французское слово: свободный стих, стих без рифмы.
В нашем случае верлибр, это просто белый стих.
То есть ритмизованный стих без рифмы.
Итак, сонетный верлибр закручен, как МАТРЕШКА или вертута,
или ролы:))
ЯС состоит из двух хайку и одного четверостишия (катрена).
Как пишется хайка?
Здесь оговорюсь: слово «хайку», не склоняется.
Эт я, склоняю по-русски .)
Первая строка – 5 слогов
Вторая строка – 7
Третья – снова 5
Первая строка хайку отвечает на вопрос:____ Где?
Вторая – на вопрос:________________________ Что?
Третья – на вопрос:________________________ Когда?
_________________________ ХАЙКУ_________________
Хайку пишется ямбом или дактилем, включает элемент природы и время года.
Глаголы используются в настоящем времени,
ВНИМАНИЕ ЭТО ВАЖНО: «мысль должна как бы уметь нарисоваться».
БЫТЬ ВИЗУАЛЬНОЙ, например - "Всходит солнце"
этот – рисунок мы видим, а вот слова:
Я Люблю – не нарисуешь.
Первая строка – теза, вторая – антитеза,
третья – катарсис (это я в заумь ударился).
Хайку имеет четкий ритм:
Ударяем на каждый второй слог, без рифмы!
Либо на каждый первый из трёх.
.
А еще по хайку или хокку можно гадать!
В древних японских традициях есть гадание по хайку,
оно сохранило свое значение по сей день.
____________________ПО ПРАВИЛАМ ГАДАНИЯ__________________
Надо не просить что-либо, но задать вопрос.
На какую строку попадешь, таким и будет ответ.
в ЯПОНИИ разные символы слов:
Например - Черепашка – означает долголетие и здоровье.
Веер – это богатство.
Кошка манеки-неку, зависит от цвета:
– черная кошка к деньгам, желтая – к повороту судьбы.
Три строчки без рифмы – это уже хайка, но чтобы получился верлибровый сонет «Матрешка» (Три Ди – объемное кино) – сонет, начиненный хайкой –
к хайке прибавляются еще слова.
Вы читаете сонетину, как самостоятельное произведение, а внутри него живет ЯС,
а в ЯСе хайку – все это тоже читается, и вместе, и по отдельности, как самостоятельное произведение.
ИБН Хайка живет в паззлах Аса и мы получаем сонет, беременный сонетом.
Японцы боготворят природу, склонны к созерцанию.
Глаголами не злоупотреблять - это дилетантизм.
ЯС
чёрным на белом
грустную песню плетут
тонкие пальцы
птицы замолкли
сохнет вишнёвый цветок
сакура сохнет
переплелись в темноте
ветви дороги
светит небесный фонарь
вечным скитальцам
______________________ ПЕРЕКЛЕВКА НА ТЕМУ __________________
Один из авторов мне пишет:
"Романтик Вы до мозга костей, Санто))
Точно Элли из «Волшебника Изумрудного Города».
А я вот – будто заржавевший Железный Дровосек.
Хочется тёплое что-то Вам подарить."
А мне хочется рассказать Вам,что симпатично мне в Японском сонете.
Это прежде всего – тактичность, приглашение к общению,
сопричастность, уважение, а также краткость и благородная сдержанность.
Мне импонирует отношение к реальности, наблюдение её текущего момента.
А главное – душевное пространство.
Чуткость поэта к читателю, как к гостю.
Японская поэзия гостеприимна.
Восточный Поэт не занимает собой весь стол, все пространство беседы,
как русский поэт, который, в общем, и не беседует, а высказывается:
он учит или призывает, как Пастернак:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Чепуха! – Я не трясусь над рукописями и что?
– Все валяется, теряется, пропадает!
Или, как говорил любимец мой Блок:
Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может быть, – хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?…
Это в русском стиле, как бы пригласить в гости и дать в глаз!
В какой-то мере, таков вкус и наших бесед, и наших праздничных застолий.
В то же время - упреки, обвинения, поучения – немыслимы в японской поэзии.
Нас возмущает беспричинная улыбчивость западных манер?
Но – не смущает собственная склонность грузить своей смурной тоской.
Видимо, климатический холод выработал в нас сжатые губы.
Откроешь рот похохотать – и слёг с ангиной!
Наш поэт стенает и жалуется, а если он сдержан, то все мы должны непременно заметить
и оценить его сдержанность, в то же время понимая, как он мощен, и как на самом деле тяжко ему нести божий дар своих духовных превосходств.
В какой-то степени, русский поэт зовёт читателя любоваться собой,
рассмотреть себя, свои глубины, ум и чувства, постукивая его небрежным подзатыльником.
_________________________А ЧТО ЖЕ ЯПОНЦЫ?__________________________
Японец, напротив, не призывает, не назидает,
но приглашает разделить вместе с ним,
отдать дань природе, ее величию, величеству!
Он делится тем, что и у тебя есть,– скорее,
обменивается – и это делает вас
собеседниками, дарит сопричастность момента.
Вы рядом, читатель и поэт, вы вместе!
В русской поэзии – поэт больше читателя, он всегда одинок,
потому, что забрался выше тебя.
На самом деле – так оно и есть, но это неприятно.
Японские сонеты не дают ни оценок, ни свойственных нашей поэзии эпитетов: красиво! прекрасно! великолепно!
Это не принято у них, потому что воспринимается
как навязывание своего отношения к тому,
к чему у тебя есть собственное отношение.
Не деликатно, согласитесь.
В наших стихах при этих эпитетах всегда чувствую, что мне дали «ничто», с таким видом, будто дают «что-то».
Ложная многозначительность! Мир, априори и по умолчанию, красив, друг мой!
Когда к любому его явлению – реке, небу, полю – поэт прибавляет эпитет: красиво, прекрасно, чудесно – это значит, он не оставляет вам никакого сообщения на своем автоответчике.
Вы не можете проехать там, где красиво, повернуть туда, где чудесно...
Японцы первые из землян встречают распускающееся солнце,
они говорят простые, но обвораживающие своей простотой вещи.
_________________________А ЧТО ЖЕ РУССКИЕ?__________________________
Мне близко, что их поэзия избегает того, что культивирует наша:
этот авторский всхлипик, с приказом сострадать!
Иначе – укор: «Ты черств и бездушен!»
Скованный этими рамками, невольно становишься зависим от них,
от чужих оценок (никто не хочет быть плохим).
А восточный поэт смотрит в окно вместе с тобой.
Сонет не пишут, его рисуют.
Он возникает картинкой перед внутренним взором.
Это иная система восприятия мира, ибо не в правилах хайку говорить
о том, что будет, что было. «Солнце восходит».
Не взошло, не взойдет, а восходит, и ты – вместе с ним и поэтом!
Но мы научились недооценивать и недолюбливать настоящее,
поэтому философия дуализма не укладывается в наше понимание,
построенное на прелестях загробного мира.
Ибо в реальной жизни грешники не наказуемы, а праведники не вознаграждены.
Загробной справедливости не существует, по крайней мере, меня не утешает эта наивно- мстительная тяга к эфемерности:
«Там ты, страдалец, будешь вознагражден, а он – обманщик – наказан!»
Такой поворот не вписывается в инкарнационные понятия Востока, их души регенерируют в цветы, а не жарятся на сковородках.
*
_____________ СПРАВЕДЛИВОСТЬ У НАС - РАЙ, У НИХ - РЕИНКОРНАЦИЯ____________
Открывая томик хокку, ты наблюдаешь происходящее вместе с поэтом,
который никогда не назовет тебя жалким обывателем,
а жизнь твою лужей, несмотря на то, что сам он в той же луже:
Пускай я умру под забором как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала…
Но он – Поэт, и он верит, что это «Бог его снегом занес, и вьюга его целовала».
Хотя такое диковинное воображение присуще не только избранности поэта, но всей нации в целом.
«Только настоящее истинно ценно!» – утверждает Восток.
Как уберег бы нас этот принцип ото лжи!
От погони за «прекрасным будущим», на которую променяло свое настоящее не одно поколение.
Люблю русский стиш, душу нашу грустную, грешную…
Не отдам березу за сакуру, звон колокольный – за ветер самурайский...
Но как славно выйти из равнинной, снежной зыби и погостить на Фудзи,
где расцветает солнце, и рисинки ловят палочками,
а женщины кланяются бамбуковыми личиками, и пьют чай из чашек без ручек,
где нежнейшие гейши без платьев и пуговиц, завернутые в занавес, кивают с поклоном...
Размотал, вытряхнул легонько, как Клеопатру из ковра – твоя! На все согласна!
Без вилок, без ручек, без стульев, без пуговиц, – это явно другой мир.
Просто иногда хочется вырваться из железного ковролина славянских тягомотин
– туда, в толерантную мягкость Востока, где сидя коленями на полу, пьют горячую водку, под название саке!
Это сумасшествие, конечно, но оно очаровывает.
_______________________ТЕРКИ ПРО НАШЕ И ВАШЕ______________________
Санто, Вы потрясающе убедительны, красноречивы, Ваша влюбленность
в Японию сама по себе очаровывает и покоряет.
Но почему такая тенденциозность в отношении русского стиха?
Не однобоко ли Вы его оцениваете? Назидательность, «приказ сострадать», высокомерие и прочая, и прочая... Неуж только это???
Да сколько угодно в русской поэзии чисто созерцательных стихов, АБСОЛЮТНО ни к чему не призывающих, кроме как (разве что) полюбоваться вместе! Какое-нибудь проклятьем заклеймённое явление «чистой поэзии» типа
«С лодки скользнуло весло,
Ласково млеет прохлада.
Милый, мой милый! – Светло,
Сладко от беглого взгляда»
(первое, что в голову пришло из «созерцательного») – чем принципиально тут «русская» созерцательность отличается от японской?
Даже не так: чем она ущербнее японской?
При этом – сколько музыки в самой строке, строфе: от ритмики до рифм и аллитераций!
Вы скажете, что в Ваших ЯСах тоже есть ритм (ямбический, дактилический) – да это же как раз не характерно для Японии, это привнесено из нашей поэтики! 5-7-5 – это совсем другой принцип организации строки, с «нашей» точки зрения – скорее формальный, чем музыкальный.
Конечно, в российской поэзии есть и то, о чем Вы говорите, – да, в ней есть и то, и это, и другое, и пятое, и десятое...
И – да, прекрасна японская эстетика (и не только эстетика) – кто спорит? Но не о ней я, а о том, что «их» и «нас» вообще, по-моему, нельзя ни сравнивать, ни тем более противопоставлять.
ЛЕС.
*
__________Боже мой, Ычто Вы так кричите, я уже соглашаюсь на харакири!
Неужели Вы думаете, я не знаю или не люблю родное?
Я до смерти могу зачитать русским!
Вы закопаетесь, я вас откопаю и добью Мандельштамом или кем угодно!
Речь НЕ о том, друг мой, что назидательность – это всё, что присуще русской поэзии,
речь о том, что назидание – вообще не присуще востоку.
Речь о том, что это не свойственно им, понимаете?
А не о том, что нам свойственно только это.
Их души тоже не регенерируют исключительно в цветы, они еще реинкарнируются
в каких-нибудь смердящих тварей, может, и почище адовой сковороды.
Там же Буддизм – умереть не даёт!
Ты хочешь уже перестать быть, а они твою душу в букашку замуруют, и будут тебя мухи
иметь – ужос, ужос.
Просто речь моя обольщала, дорогая Любовь Евгеньевна!
А когда обольщают – не гонятся за объективностью,
ибо она призвана разоблачать, а не очаровывать.
Это же беседа, а не критический обзор двух полярных эстетик.
Вы меня примерами смешите, да я Вас закружу: калитками,
накидками… кружева на головку надену, это ж понятно.
Ни мы, конечно, ни наша поэзия, не состоит исключительно
из призывов и упреков – мы неисчерпаемы, друг мой!
– Обнимаю, за прекрасный порыв Ваш!
То, о чем я говорю, конечно, имеет место в нашей поэтике,
но не характеризует ее всеобъемлюще.
______________________ БЕЗ КОМЛЕКСОВ ______________________
Вы удивили меня, когда отказались вникнуть в ЯСЫ и попытаться понять.
Не подумайте, что я опять призываю нырять в Японию, ни Боже мой!
Я терпеть не люблю преподавать!
Этим постулатом начинаются все мои лекции от Нью-Йорка до Кембриджа:
Господа студенты, а не пошли бы Вы на… погулять!
(но не идут мерзавцы!)
Знаете, почему я за гланды хватаю Японией?
Потому что бесконечно ценю возможность научиться чему-то новому,
освоить что-то сложное.
Ибо с годами люди перманентно тупеют.
Никакой мудрости ни к кому с возрастом не приходит – вот в чем
беда бедовая!
Тот кто смолоду туп – с годами усугубляет свой дар.
Встреча с соучениками на 30-летие меня укрепила в этой мысли.
__________________ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ______________
Просто у меня был порыв внести читателя на руках в Японский сонет.
Хотелось открыть что-то несвойственное привычным навыкам
Ибн - не надо бояться, думать и выражать свои впечатления,
мнения, думы...
Мы есть то, что есть. А то, что мы есть – это достойно!
Немыслимо комплексовать по поводу чего бы то ни было.
Ведь природа все компенсирует, там покраснеешь,
тут сам в краску вгонишь.(Закон причин и следствий.)
Каждый автор достойнейший человек, да мало ли что мы не умеем!
А сколько мы умеем?!!!
Так что вперед!!!
С добром, Санто.
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://stihi.ru/2021/11/28/7281
Сан-Торас 24.11.2021 00:57
Свидетельство о публикации №121112400228
Искусство хокку
Ювелирная точность
Слога и мысли
Звенят кандалы
А мне всё же чудится
Звон колокольный
Из глаз прекрасных
взгляд вырвался стрелою
и ... Снова мимо!
Я не летаю
Мне добрые советы
Срезали крылья
То, что не забыл
Серебром написано
На моих висках.
С уважением, обнимаем! Мы.
Овчинников Валерий 26.11.2021 22:54 Заявить о нарушении
Воты я нашел твои хокки!
"Серебром написано на висках" - прелесть метафора.
"Звон кандалов и колоколов" - жесть аллитерация.
" Ножницы добрых советов, срезающие крылья" - улетно, Валер!
Это написано воображением художника.
Опубликую на своей поляне чтобы больше читателей познакомились
с тобой:))
Жена может гордиться, восточный привет ей!
С добром, Санто.
Сан-Торас 28.11.2021 18:08 Заявить о нарушении
к японской поэзе, ибн понятно, что березка - сакура души Вашей!
Давай углубимся и прошерстим поэтический восток.
_______________________ДОЛГОНОСИКИ____________________________
ЯС - японский сонет, он многослойный.
Вспомнил забавный случай. Мой сын учился в Токио,
однажды мы едим среди японцев, беседуем по-русский
и вдруг старичок, что сидел рядом рассмеялся,
оказался он профессором русского языка.
Я спросил как японцы видят нас?
Он сказал, что мы все на одно лицо и называют они нас ДОЛГОНОСИКАМИ.
Хорошо, что не долбаебами, подумал я - и не догнал, как это мы
на одно лицо? - когда у нас ЦВЕТ волос и глаз разный?
Когда мы сдавали на права - вся очередь заполняла анкеты своих
внешних данных и все, как один: БЛЕК-БРАУН, БЛЕК-БРАУН...
То есть волосы черные, глаза карие.
А мы - я блек-грин,а дочь, например БЛОНД-БЛУ черный от белого
и зеленый от голубого уже отличим, значит
уже не на одно лицо:)
Итак вернемся к нашей Фудзияме:
_______________________ЯПОНСКИЙ СОНЕТ ЯС____________________________
Японский сонет - сокращенно ЯС, - ясик, имеет конструкцию
реально отличимую от нашей, и задачи совсем другие - многослойные.
Японский ЯС – с фокусом.
В чем его объем и фокус?
СОНЕТНЫЙ верлибр – 14 строк.
(Верлибр француское слово - стих без рифмы)
В нём, в верлибре упрятан ЯС – 10 строк
ЯС закручен в него, как вертута с начинкой.
Вся вертута состоит из 14 строчек, внутри которых спрятан ЯС,
а ЯС состоит из трех хайек или хокку.
___________________________ХОККУ-ХАЙКУ_____________________
Хайку или хокку — жанр традиционной японской поэзии.
ХОККУ - стих без рифмы, кот состоит из трех строк.
Первая строка отвечает на вопрос: Где?
Вторая — на вопрос: Что?
Третья — на вопрос: Когда?
Хайку она хокку, пишется:
1. Ямбом, в настоящем времени, включает элемент природы и время года.
2. Глаголы обязательно используются в настоящем времени,
"мысль должна уметь нарисоваться".
3. ПРИМЕРЫ:
Восходит Солнце, ИДЕТ СНЕГ, ЛЕТИТ ПТИЦА – ЧИТАТЕЛЬ СОЗЕРЦАЕТ
это вместе С ПОЭТОМ.
ХОККУ имеет четкий ритм:
Первая – строка - 5 слогов
Вторая – строка - 7
Третья – снова - 5
Ударяем на второй слог, без рифмы, (скользящая о,кей)
Первая строка - теза, вторая – антитеза, третья - катарсис.
_________________________СОНЕТ МАТРЕШКА___________________________
Сам верлибный сонет - состоит из 14 строк.
В каждой строке ровно 11 слогов.
А внутри живет закрученный ЯС, он как бы обрастает сонетом,
одет в его шубку.
*
Три строчки без рифмы – это уже хокку, но чтобы получился верлибный сонет «Матрешка»:
к хокку прибавляются еще слова.
Должно быть - 11 слогов в каждой строке.
Сонет читается, как самостоятельное произведение,
НО
внутри него живет ЯС, а в ЯСЕ - ХОККУ - СУТЬ В ТОМ,
ЧТО все ВМЕСТЕ И ОТДЕЛЬНО читается, как самостоятельное произведение.
И так:
Нужно написать сначала хокку:
два столбика - по 3 строчки
и третий столбик - 4 строчки.
Потом добавить к каждой строке слова,
чтобы было 11 слогов, в каждой строке сонета:
____________________________КАК ПИШЕТСЯ ЯС____________________
Вот начало моего яса - строго:11 слогов в каждой строке:
волна цунами/ гонит люд с востока
семья из Нагасаки/ на север едет
холодный ветер / бьётся в ханы* юрты
История о том, что волна цунами загнала бедную, японскую семью на крайний север.
Вот ХОККУ внутри куплета:
волна цунами/ - 5 слогов
семья из Нагасаки/ - 7 слогов
холодный ветер / - 5 слогов
Эта ХОККУ спрятана в ЯС.
Второй куплет сонета:
стол из бамбука/ свечи освещают
горячий чай в пиалах / остывает
в ночах полярных/ всплеск сияний дальних
( все в настоящем времени)
речь о том, что пострадавшая от цунами семья, сидит в юрте.
( об этом сказано в начале:
"холодный ветер бьется в ханы юрты".
* ханы – это звенья, на которых держится юрта.
Не теряя присутствия духа СЕМЬЯ пьет чай, сохраняя, в чужом краю, свои традиции.
_______________ВАЖНО ОТМЕТИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЧАЯ_______________:
Чай, вода и огонь — три стихии, без которых японское «искусство жизни»,
немыслимо, это ритуал ЭТО - «эстетическое выражение дзэна»
Чаепитие, для японцев означает служение друг другу, любовь и соединение с природой, потому что чайная церемония есть синтез всех самых древних искусств.
Называется она - тяною, что означает «чайный кипяток».
Читаем завернутую в ясень хайку:
стол из бамбука/ 5
горячий чай в пиалах / 7
в ночах полярных/ 5
Люди привезли с собой на север свой чайный бамбуковый столик. ( он легкий)
Третий куплет сонета:
в алтарной нише красные бутоны
и жертвенность акаций бескорыстна
где горный воздух Фудзиямы синей
Внимание: так, как хайку – это 10 строк
три столбика:
два стобца - по 3 строчки
и третий - 4 строки, вместе будет 10 строк.
А -( сам сонетный верлибр) - это 14 строк.
Вот мы и добавляем к 10 строчкам Яса, четыре строки (верлибра - стих без рифмы)
но 11 слогов в каждой строке обязательно.
(Щитаем на пальцАх!)
в алтарной нише красные бутоны
и жертвенность акаций бескорыстна
как горный воздух Фудзиямы синей
Семья наша, из многострадального Нагасаки, по японский пьет чай.
В алтарной нише, (маленький переносной алтарь для чаепития, называется токонома), ставят цветы.
Лучше, приоткрытые бутоны, которые за время тра****ы ( она тянется часами)
успевают распуститься и прожить свою жизнь при свидетелях.
( эти функции могут быть выполнимы символично).
Например, в условиях севера.
___________________________ТЕЗА, АНТИТЕЗА, КАТАРСИС________________
СЛЕДИМ:
в ясе - есть теза, ( волна цунами – опасность)
есть антитеза (спасаются на севере крайнем)
А в последнем куплете сонета должен быть - катарсис - объяснение, разрешение:
то ради чего, рассказана история.
секреты сердца знают/ только звезды
в театре танца/ чайных церемоний
есть сиавАсэ* счастья/ - это встреча
над белым снегом/ вспыхнет ярче солнца(ст)
Вот она хокку из 4 строчек
В последнем куплете сонета:
секреты сердца знают/ 7 слогов
в театре танца/ 5
есть сиавАсэ* счастья/7
над белым снегом/7
_________________________ПРО ЧТО СОНЕТ_____________________
Речь о том, что за чаепитием, каждый думает о своем (секреты сердца),
Но, чайный церемониал, сродни театральному представлению, (с цветами),
объединяет всех душевно.
СиавАсэ* по японки счастье, те же иероглифы означают служение.
( хайку рассказывает о том, как люди, пройдя через испытания, сохраняют,
свои священные традиции).
Их вера, философия, религия, столь глубоки и прекрасны, что помогают пройти
черех выпавшие на их долю тяготы, не утратив достоинства.
В ясе присутствует природа, и динамика, что двигает историю вперед.
(цунами - стихия и борьба за незыблемость и единство).
Есть месседжи т.е. информация, переданная читателю на «автоответчике» произведения поэта.
________________________МЕССЕДЖ ОТ АВТОРА ЧИТАТЕЛЮ______________
Автор как бы предлагает позвонившему в его сонет читателю «маршрут»:
езжай направо и прямо.
Иными словами: чтобы не случилось в жизни – не отклоняйтесь от своего пути.
Служите друг другу, любовь и вера, помогут преодолеть все – «от цунами до юрты».
И так соберем весь верлибный ясень и прочтем:
Сонет
Волна цунами гонит люд с востока.
Семья из Нагасаки на север едет
За новым домом. Лед вокруг не тает,
Холодный ветер бьётся в ханы* юрты.
Стол из бамбука - свечи освещают,
Горячий чай в пиалах остывает,
В ночах полярных - всплеск сияний дальних.
В алтарной нише - красные бутоны,
И жертвенность акаций бескорыстна,
Как горный воздух Фудзиямы синей.
Секреты сердца - знают только звезды.
В театре танца, чайных церемоний
Есть сиавАсэ* - чудо нашей встречи,
Над белым снегом вспыхнет ярче солнца.
________________________А ВОТ И ХОККУ в пазлах ЯСА_________________
волна цунами
семья из Нагасаки
холодный ветер
стол из бамбука
горячий чай в пиалах
в ночах полярных
секреты сердца знают
в театре танца
есть сиавАсэ* чудо
над белым снегом
_______________________________ЭТО ТРИ ДИ ПОЗИЯ - ОБЪЕМ______________
(Три Ди - термин используется для японской поэзии
«Матрешка ЯСА» – т.е. сонет, начиненный хайкой.
(матрешка – национальная японская кукла в кимоно)
Сначала пишем ЯС - десятитропник.
Потом вычленили из него ХОККУ
Так познавая и овладевая ЯСОМ, степ бай степ, (шаг, за шагом)
идем к вершине водопада!
Мне, думается, что этот лабиринт интересен, как иной поэтический принцип.
Как расцветшая сакура подмышкой березки нашей.
ПРИМЕР ВЕРТИКАЛЬ РАЗДЕЛЯЕТ ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВНУТРИ ДРУГОГО:
волна цунами/ гонит люд с востока
семья из Нагасаки/ север крайний
стал новым домом лед вокруг не тает
холодный ветер / бьётся в ханы* юрты
.
стол из бамбука/ свечи освещают
в ночах полярных/ всплеск сияний дальних(ст)
горячий чай в пиалах / остывает (ст)
.
в алтарной нише красные бутоны
и жертвенность букета бескорыстна
как горный воздух Фудзиямы синей
.
секреты сердца знают/ только звезды
в театре танца/ чайных церемоний
есть сиавАсэ* счастья/ - это встреча
над белым снегом/ вспыхнет ярче солнца(ст)
.
в нём яс(авторский)..........и ещё один яс (алеаторика).............и ещё один яс
.
волна цунами......................холодный ветер.............................в театре танца
семья из Нагасаки..............стол из бамбука, свечи..................семья из Нагасаки
холодный ветер..................над белым снегом..........................холодный ветер
.
стол из бамбука..................я - это встреча...............................секреты сердца
в ночах полярных...............горячий чай в пиалах....…...........и жертвенность букета
горячий чай в пиалах.........сияний дальних............................ и север крайний
.
секреты сердца знают........и жертвенность букета.................дух Фудзиямы синей
в театре танца......................в театре танца...............................в алтарной нише
есть сиавАсэ* счастья........как горный воздух фудзи.............горячий чай в пиалах
над белым снегом...............в алтарной нише............................над белым снегом
С добром, Санто.
Сан-Торас 28.11.2021 19:21 Заявить о нарушении
ПАТАМУШТА, синдром ПГУ - поиски глубинного смыла.
А это всегда берет время.
СПАСИБ, что НАПОМНИЛ В ЛИЧКУ, а то я б закрутился... КАК ЯС.
НАШИ ДИАЛОГ ФОТО здесь
http://stihi.ru/2021/11/28/7281
Сан-Торас 28.11.2021 19:24 Заявить о нарушении