Так ли плохо быть разными и непохожими?
недавно расшифрованные из аудиофайлов.
Так ли плохо быть разными и непохожими?
Проповедь в Казанском Храме поселка Октябрьский Устьяны,
в праздник Святых Петра и Павла
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами празднуем этот удивительный праздник Святых Апостолов Петра и Павла. Эти удивительные Святые, как солнце и луна, заходят и не сходят с нашего небосклона. Они меняют друг друга. Солнце и луна не могут находиться рядом, но одновременно они сменяют друг друга, и без них мы не можем быть. И также Апостол Павел и Апостол Петр – они необходимы Церкви, как некто другие. Давайте вспомним их житие и постараемся проникнуться в их жизнь: как они жили, как они страдали, как они верили.
Апостол Петр был женат, а Апостол Павел был девственником, и можно сказать, был монахом. Вот сейчас Святая Православная Церковь поддерживает две линии: это монашество – когда человек отдаётся Господу полностью и без остатка, и также это служение семейного священника. Эти два пути, они оба благословляются Церковью, они совершенно разные, но они оба спасительны.
Апостол Павел и Апостол Петр служили Господу каждый в своей мере, как они могли. Мы сейчас в Церкви видим последствия их трудов. Сколько священников из белого духовенства в 20 веке пострадали за Христа! Сколько было примеров, когда они, не жалея своих жизней, отдались на мучения. И сколько монахов пострадало за нашего Господа! Всё это последователи Святых Апостолов. И мы с вами можем брать с них пример.
Давайте с вами порассуждаем на тему разности Святых. Почему Господь так устроил в Церкви, что все Святые разные, как и все люди на земле разные? В этом есть огромный смысл. Давайте проникнемся в эти удивительные мотивы, которые Господь прописал в жизни людей, которых он создал.
Апостол Петр был учеником Господа нашего Иисуса Христа и ходил с Ним везде, где бы только не был наш Спаситель. Но, когда настало время страданий Господа, от Господа отвернулись все, кроме Иоанна Богослова, который стоял вместе с женами мироносицами при Кресте.
А Апостол Петр? Что же он? На самом деле он оказался таким же смелым, как и Апостол Иоанн. Он прошёл в темницу вместе с Господом и был во дворе среди стражников. Кто ещё из других Апостолов, которые спрятались, смог бы дерзнуть на это? Посмотрите какая смелость была у этого простого рыбака, который готов был идти за Господом. «Но почему же он отрёкся?» - спросите вы. Да потому, что он был совершенно не готов к этим вопросам. Посмотрите, когда его спросила служанка, он не на прямую отрёкся, а он, как бы сомневаясь, сказал, не понимая, что с ним происходит и что его спрашивают. Но потом, второй и третий раз, было уже более серьёзное отречение, а третий раз он даже с клятвой даже отрёкся, находясь у огня. И в это время запел петух, а Господа повели мимо него, и их глаза встретились, и Апостол Петр заплакал. Он заплакал так горько, что он плакал всю жизнь. Когда на иконах мы можем посмотреть на Апостола Петра, то на его щеках есть две борозды – это борозды от слёз. Каждое утро он просыпался не от будильника, потому что раньше не было будильников и телефонов, а люди просыпались под пение петуха. И вот, когда он слышал пение петуха, он плакал, и он плакал до тех пор, пока слёзы не заканчивались в его теле.
И вот этот удивительный Апостол пронёс Евангелие по всему миру благодаря нашему Спасителю, а также благодаря Апостолу Павлу. Именно Апостол Павел, этот второй удивительный Святой, который не был учеником и Апостолом Господа напрямую, но он был приведён нашим Спасителем уже намного позднее, когда Христос уже был распят, когда Он уже воскрес, когда Савл стал гнать христиан. И вот, когда он ехал в Иерусалим для того, чтобы гнать христиан, то случилась буря, и в этой бури будущий Апостол Павел, Савл - гонитель увидел Спасителя. Он единственный слышал голос, который говорил ему среди Божественного Света: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» И вот после этих слов он ослеп и оказался на грани смерти. Но пришёл к нему ученик и передал Благодать Святого Духа. После этого Савл превратился в Апостола Павла. Это имя Павел с еврейского переводится, как некий маленький пугливый человек, никому не нужный и всеми выкинутый. Это имя выбрал Савл сам себе, потому что он считал себя худшим из людей. Это он считал искренно, не как часто мы говорим, что я хуже тебя, нет я хуже тебя и даже сорим из-за этого. А Апостол Павел считал себя нижайшим из всех. Это смирение было настоящее, оно было настолько искреннее, что с этим смирением он смог пройти весь мир с проповедью, потому что без смирения это невозможно.
Апостол Петр и Апостол Павел были совершенно по-разному призваны Господом. Апостола Петра Господь призвал будучи, когда он был рыбаком. Он его призвал, как человек. Он предстал перед рыбаками как человек. А вот Апостолу Павлу Он предстал как Бог. И поэтому их служение было немного разное. У Апостола Петра не было образования, он был простым рыбаком. А Апостол Павел был высокообразованным фарисеем, он очень много всего знал, он знал все законы. И вот Господь призывает таких разных людей для проповеди Евангелия. Посмотрите какую пользу они принесли Церкви будучи настолько разными.
Святой Блаженный Августин сказал такие слова: «В Церкви всё должно происходить по Божьему благословению, ведь в Церкви самое главное – это Христос». Именно всё, что касается Христа – всё должно быть единообразно. Второстепенные вещи, они могут быть для каждого разные, но для всех должна быть любовь. Каждый из нас должен постараться понять, что каждого из нас Бог создал разным человеком, все мы разные. Как говорил Апостол Павел: «Все мы члены Церкви Христовой» Кто-то поёт, кто-то читает, кто-то убирает подсвечники, кто-то чистит снег, кто-то строит здание церкви, кто-то проповедует, кто-то готовит еду. И мы друг без друга не можем существовать. Церковь стоит к христианам, церковь стоит нами, живыми людьми, и церковь живёт не бревнышками, а рёбрышками, рёбрышками людей – ребром к ребру. Мы должны объединяться, быть единым целым, чтобы достигать духовных результатов.
Мы не можем друг без друга спастись. Вот кто-то подумает: зачем нам какой-то человек в церкви, который может быть обижает всех в Храме. Но, если этого человека не будет в Храме, то и мы не спасемся, потому что мы возгордимся и перестанем чувствовать духовную борьбу. Вспомните, что говорила Блаженная Матушка Матрона. Она говорила: «Лучше страдать от людей, чем страдать от бесов». Кто из нас сможет побороться с бесами, хотя бы с одним из них? Вспомните слова Серафима Саровского, который говорил: «Если дать силу одному маленькому бесу, он может перевернуть весь мир». А мы даём силы этим бесам, мы с ними заодно часто, когда грешим. Поэтому надо очень трепетно относиться к каждому человеку, который находится в церкви, пусть он нас раздражает, пусть он вмешивается во всё, но надо беречь этого человека. Для чего? Потому что Господь поставил его сюда. Не мы поставили этого человека, а Господь призвал этого человека, и значит нам это необходимо для нашего спасения. Готовы ли мы, выгнав этого человека, бороться с бесами, как боролись Святые люди? Этот человек является громоотводом. Вот как, когда сверкает молния, и один маленький громоотвод спасает деревянные здания от молнии, так часто Господь через какого-то человека спасает всю общину.
Пусть каждый из нас очень внимательно относится друг к другу, бережет каждого человека, находящегося в Храме. Представьте себе, что, если в Церковном здании будет выломано целое бревно в стене, то потом выломается и вся стена. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем беречь друг друга, несмотря на то, что мы разные, но мы едины во Христе. Во всём второстепенном могут быть различия, но во всём должна быть любовь. Аминь.
12.07.2021 г.
Свидетельство о публикации №121112308764