Ладога. Память дорОги ДорогА
А я, так и осталась: с комом в горле, мурашками по телу,брызнувшими слезами ... притулившись к оконной раме в фирменной булочной на Невском, шокированная увиденным.
..."И так каждый день у нас" - участливо обращаясь ко мне, продавец, отдала сдачу, ставя на прилавок такой же ХЛЕБ - покупку.
...Это было моё очное знакомство с историей города и героев -ГОРОЖАН: студентки - туристки,(награждённой поездкой в ЛЕНИНГРАД) за отличную учёбу.
Впервые посетила эту многострадальную землю, так близко ощутила живую историю.
..."Ой, сколько можно об этом говорить, за окном 21 век, пережили и хватит, 80 лет прошло" - такого цинизма мир ещё не видел.
Обрывая меня на полуслове, (мордастая, говорящая маска, кусок пережаренного бифштекса) - пытается закрыть рот.
СКОЛЬКО НАДО, СТОЛЬКО и БУДЕМ ГОВОРИТЬ, вдалбливать в тупые головы, как сваи... на которых будет построена ПАМЯТЬ ИСТОРИИ, народа, государства.
"И снова вечный бой!
Атаки в Интернете,
И пули, ложью бьющие в умы
По светлой Памяти,
по Правде и Бессмертью,
Которые отстаиваем мы"!
...Стратегическая транспортная магистраль, связывавшая с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный немцами Ленинград с тылом страны проходила через Ладожское озеро. ... Проект трассы— Военно-автомобильная дорога №101 (№102), жители осажденного Ленинграда дали название — "Дорога жизни".
... Кроме водителей и механиков - были те, кто прокладывал пути:подводные,надлёдные.
Занимался разведкой льда.
Регулировщики, что отправляли колонны безопасными маршрутами.
Каждый день подвергая опасности свои жизни.
...Футболист-динамовец, Борис Орешкин, служивший в охране Дороги жизни, вспоминал: «Первыми соединили берега Ладоги по льду БУЕРИСТЫ: это были не только большие мастера своего дела, но и люди храбрости необыкновенной. Это именно они доставили по льду первые тонны хлеба».
...Первый начальник Дороги жизни, ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ МОНАХОВ оценил буера потенциал. Едва толщина льда достигла 10 см., в разведку по всей будущей трассе отправились ледовые парусники – никакой другой транспорт лед не выдерживал, а лыжная разведка была медлительной и грозила сорвать все планы. Буера же развивали скорость до 80 км/ч.
Буеристы вывозили на Большую землю эвакуированных, путь в 35 км проходил под парусом за 20 минут, быстро доставляли в блокадный Ленинград горючее для автоколонн, которые не могли двинуться с места.
..."РУСАЛКА" Нина Соколова: за время работы на Ладожском озере провела под водой 644 часа.
Ей принадлежала дерзкая до безрассудства ИДЕЯ, которая спасла Ленинград от холодной смерти - Строительство НЕФТЕПРОВОДА по ДНУ ЛАДОГИ (орден Красной Звезды).
Инженер-гидротехник ЭПРОНа – Экспедиции подводных работ особого назначения – проявила инициативу: «Коль скоро я отвечаю за работу водолазов, то сама должна видеть, как и что они там делают!» Нина Соколова влезла в водолазный костюм и спустилась к своим подопечным... пришлось создавать особый костюм – ростом Нина не вышла, всего 157 см. Нина Васильевна принимала участие в строительстве и Дороги жизни, наравне со своими товарищами, ничем особым не выделяясь. Но весной 1942 года, когда топлива в осажденном Ленинграде, несмотря на бесперебойную работу Дороги жизни, оставалось едва ли на 100 дней, Соколова предложила ИДЕЮ подводного трубопровода.
Иван Зубков, возглавлявший управление военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, дал знать об этом в ставку.
Соколова летала в Москву, доказывая необходимость прокладки.
Сроки невероятные – 30 км трубопровода проложить за 50 дней...Управились за 41.
Топливная блокада Ленинграда была прорвана.
Нине Васильевне Соколовой оказалось мало.
Осенью она возглавила прокладку подводного силового кабеля, работая с опережением – на укладку и монтаж подводного электрического кабеля длиной в 23 км ушло 47 дней!
23 сентября 1942 года в блокированный город поступило электричество, во время выполнения задания Нина Васильевна получила контузию и осколочные ранения в руку и ногу, оставаться в госпитале не захотела.
Алексей КОСЫГИН: советский политический деятель - абсолютный рекордсмен по историческим номинациям, возглавлявший правительство страны в течение 16 лет, –не удавалось никому за всю историю России и СССР. 42 года в составе правительства – случай уникальный.
Предали забвению его заслуги в деле эвакуации промышленности в первый период войны: переброшено на восток 1360 заводов, «с колес» начавших выдавать продукцию.
Мало, кто помнит, что Алексей Николаевич -главный в работе Дороги жизни ответственного и сложного периода,зимы 42.
Пропускная способность транспортной артерии недостаточна. Требовался специалист, способный изыскать внутренние резервы за счет грамотного управления и организации.
Самый молодой сталинский нарком КОСЫГИН – Нарком легкой промышленности в 34 года. 17 января 1942 года, 37-летнего Косыгина, зампред Совнаркома, на заседании Государственного Комитета Обороны было решено направить в Ленинград: «Для руководства и принятия на месте необходимых решений по всем вопросам, связанным с эвакуацией населения и оборудования, а также по вопросам обороны Ленинграда».
«До отъезда оставались сутки, Алексей Николаевич договорился о подготовке для Ленинграда колонны из 40 автобусов и 200 грузовых машин с водителями и ремонтниками и загрузке их продовольствием и запчастями. Ярославский и Горьковский обкомами партии, отправят 260 грузовиков. Нарком путей сообщения доставляют к линии фронта людей и машины», – вспоминал о начале работы Косыгина в проекте «Дорога жизни» его помощник Анатолий Болдырев.
Алексей Косыгин - автор проекта, гиганта и шедевра логистики, не имеющего аналогов в мире: в феврале 1942 года дорога приведена в образцовое состояние – трассы расчищены, через каждые полтора километра оборудованы съезды, из снега и льда сооружены домики регулировщиков. На 9, 11, 20 и 24-м километрах поставлены четыре большие утепленные палатки, где можно отогреться, оказывалась первая помощь раненым и обмороженным.
На Дороге жизни было занято около 19 тысяч человек, почти 3800 грузовых машин, автобусов, тракторов, а также три полевых госпиталя, пять эвакогоспиталей, эвакоприемники, воинские части, несшие охрану дороги, пункты связи.
Лично, в два-три дня выезжает на объекты дороги, проверяя, как идут дела. Помнят и сегодня ленинградцы, передавая потомкам, бывшие свидетели, как уполномоченный Государственного Комитета Обороны делится хлебом с теми, кому предстоит покинуть блокадный Ленинград. Косыгин, заметив среди закоченевших трупов малыша, поднимал его на руки и, убедившись, что ребенок жив, нес в медпункт, а потом следил за его лечением.
Одна жизнь... а спасенных Косыгиным, как и всех участников огромного проекта - 550 тысяч людей, что вывезли по Дороге жизни.
"Опалят душу протуберанцы
Вечной искры, что в сердце храню.
В СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ – ВЫ, ЛЕННИГРАДЦЫ,
Я душой ВАС и сердцем люблю!
Я налью в свой стакан боль блокады,
Двести грамм скорбных дум пригублю
За помин светлых душ Ленинграда,
Что не сдались в голодном бою!
Поклонюсь до земли, умудрённый
Тем, что в городе вашем дышу
Ветром волюшки непокорённой
И о вашем бессмертье пишу.
Дети города, вы вечно живы
В дневниках – как страшна ваша правда! –
И сердец вашей скорби мотивы
Не утихнут в Душе Ленинграда.
Никогда не исчезнуть вам зАмятью
В кривде западных толков брожения!
Ибо время в сражении с памятью
Вечно терпит пред ней поражение…"
Автор ПОЭЗИИ: Валерий Старостин,
stihi.ru›2021/01/27/103
http://stihi.ru/2021/01/27/8248
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ НЕСЛОМЛЕННЫХ, НЕПОКОРЁННЫХ на той ДОРОГЕ ЖИЗНИ!
К 80-летию начала её деятельности, 22 ноября 1941.
ПОСТСКРИПТУМ:
"Спасибо, уважаемая Надежда, за своевременное и вдохновенное эссе,
посвящённое 80-летию открытия «Дороги Жизни»!!!
Душа откликнулась созвучными строками стихотворения
«Светлой памяти горькую правду…»:
Воды Ладоги льдом покрылись…
Только ПАМЯТЬ не тронул лёд.
Вечно помнит ОНА как бились
Здесь за жизнь в сорок первый год.
Как по хрупкого наста нити
ЖИЗНЬ тянула в бессмертье путь.
Ленинградцев моля: «Живите!»
Говоря Ленинграду: «Будь!!»
Всех героев, кто бился в блокаду,
Помнит сердце…и скорбный гранит.
Светлой ПАМЯТИ горькую ПРАВДУ
Ленинград в своём сердце хранит!
http://stihi.ru/2021/11/24/131
С искренней признательностью, вдохновенным созвучием и теплом питерской души,Валерий (Чёрный Водолей)".
Валерий Старостин 24.11.2021 00:18
PSS:
БЛАГОдарю за оперативность отклика питерской ДУШИ, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Удалось посетить торжественное мероприятие, посвящённое 80-летию начала работы этого бесстрашного проекта - ДОРОГИ ЖИЗНИ, не имеющего в МИРЕ аналогов в том подвиге, ради жизни ЛЕНИНГРАДЦЕВ.
ИХ пришли "ровнять с землёй", а ОНИ - по льду ввозили хлеб и всё необходимое, вывозили женщин и детей. По дну озера с его сложными географическими характеристиками,подводным течением - проложили нефтепровод и электрокабель, дав городу свет.
Прикоснулась к памяти тех дней и ночей, что сохранены в музее «Дорога жизни», начиная с прошлого Ладожского озера, его истории с древнейших времен: строительству крепости «Орешек», Северной войне. Собранные артефакты громко говорят о пережитом. Захватывающая экскурсия, с использованием современного интерактивного оборудования - подробности о блокаде Ленинграда, о снабжении города в то время.
...Красивая, ухоженная территория музея на берегу Ладожского озера, в том месте, где была организована переправа - ДАНЬ УВАЖЕНИЯ ленинградцев, напоминание
о том, что ДОЛЖНЫ знать нашу историю,ПОМНИТЬ,как тяжело достался людям Мир на Земле, какова ЦЕНА, которую положили на алтарь истории РОССИИ.
СПАСИбо, уважаемый ВАЛЕРИЙ, спасиБО!
Ввела ВАШ отклик в текст, отправляя в тираж.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ!
Искренне.
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №121112308487
всем- и мёртвым, и ныне живущим! С глубоким уважением и преклонением перед Вашим талантом, спасибо!
Лена Ник 25.11.2021 21:24 Заявить о нарушении
чувства ВЫСОКИЕ - уважаемая ЕЛЕНА!
СПАСИбо большое, спасиБО!!
Искренне
Надежда Зернова 26.11.2021 05:10 Заявить о нарушении