Можно ли возлюбить ближнего без 10-ти заповедей?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Можно ли возлюбить ближнего своего
без исполнения 10-ти заповедей?
Проповедь на Божественной Литургии в Казанском Храме
пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались на Божественную Литургию в Божий Храм Казанской Пресвятой Богородицы. Мы с вами сегодня слышали на Божественной Литургии Евангельские Чтения. Первое Евангельское Чтение было посвящено воскресному дню и там было повествование, как подошёл богатый юноша ко Господу и спросил Его о том, как наследовать жизнь вечную. А второе Евангельское чтение было о том, как Господь говорит, чтобы каждый человек взял Его благое и лёгкое бремя.
Давайте сегодня с вами порассуждаем на тему богатого юноши. Вы скажите: «Мы же с вами не богаты, мы простые, и может даже бедные люди. Как же это относится к нам, если говорится о богатом юноше?»
Что есть богатство для человека? Всё, что написано в Евангелие, всё это касается лично нас, просто в разной степени мы с вами в этой жизни продвигаемся к Богу, и часто мы не вникаем в то, что нам предлагается в Евангелии. Но, если бы мы постарались вникать во всё, что доносит до нас Господь, то многое в жизни у нас изменилось.
Давайте по порядку вспомним, что же мы слышали за сегодняшним Евангельским Воскресным зачалом. Юноша подошёл и спросил о вечной жизни. Посмотрите, как удивительно юноша задаёт вопрос о вечности. Посмотрите сейчас на нашу жизнь. Чем интересуется наша молодёжь? Чем угодно, но только не Богом. Почему? Да потому что мы подаём им такой пример, потому что мы сами, взрослые люди, интересуемся всем чем угодно, но не Богом. Молодёжь прежде всего копирует своих родителей, своих близких, своих знакомых, своих авторитетов. А, если их авторитет занимается совсем не Божьими делами, то конечно же и молодёжь не будет ничем таким интересоваться. Но вот здесь мы с вами видим, что юноша интересуется вечной жизнью. Это очень похвально для молодых людей и тем боле для людей, находящихся в возрасте, которые подходят уже к рубежу вечности. Господь даёт старость человеку для того, чтобы человек, видя свои немощи и болезни, задумался о вечности. Но когда думают о вечности молодые люди, это является неким очень важным сигналом о том, что общество начинает выздоравливать. А когда мы с вами видим, что молодёжь интересуется чем-то мирским, то значит мы с вами показали им такой пример, потому что, как мы знаем, «рыба тухнет с головы».
И вот богатый юноша, подойдя к Господу, задаёт Ему такой вопрос и называет Его благим. На это Господь отвечает: «Никто не благ, как только Бог». Вот на это некоторые протестанты и мусульмане укоряют православных христиан и говорят, что здесь Иисус Христос показал, что Он Бог. На самом деле здесь очень тонкая вещь, и каждому православному христианину нужно знать ответ на этот вопрос, иначе протестанты и мусульмане «Легко нас заткнут за пояс». Мы должны знать Священное Писание и разбираться в толковании Святых Отцов.
Почему Господь Иисус Христос отвечает: «Никто не благ, как только Бог»? Здесь, во-первых, вот этот богатый юноша, будучи благочестивым, подошёл к Иисусу Христу не как к Богу, а подошёл, как к Учителю, потому что очень много было учителей, которые ходили и проповедовали. И здесь он обращается к Иисусу Христу как к Учителю, поэтому Бог наш Иисус Христос и отвечает ему так, как обычный человек. Вот это очень важно, потому что Бог Иисус Христос никому не навязывается. Мусульмане нас обвиняют и говорят: «Почему в Евангелие Господь не говорит явно о себе, что Он Бог?» Бог Иисус Христос не говорит о Себе явно, лишь потому, что люди не были к этому готовы, но наедине своим ученикам Он говорит, что он Бог. И когда к Нему подошёл юноша, и так как юноша воспринимает Его, как учителя, потому Он и открывается ему как Учитель и простой человек. Здесь Иисус Христос затронул ещё важный момент. Когда Он сказал, что никто не благ, как только Бог, Он показал, что Он есть истинный человек.
А мы и верим, что Иисус Христос есть Истинный Человек, и одновременно Он есть Истинный Бог. Именно в Иисусе Христе соединены две природы во всей своей полноте: и Божественной, и человеческой. Поэтому, когда мы говорим, что Иисус Христос есть Человек, то в этом мы не погрешаем, потому что это так и есть. И Он, как Истинный Человек, страдал за каждого из нас, как Истинный Человек, Он отдал свою жизнь, по-настоящему страдал, по-настоящему умер и по-настоящему воскрес, потому что, если бы Он был каким-то иллюзорным человеком, то и страдание, и смерть, и воскресение – всё это были бы не настоящие. Надо чётко понимать, что Иисус Христос есть Истинный Настоящий Человек, поэтому Он так и отвечал этому юноше. Но Он ещё есть и Настоящий Бог. Своё Божество Он до времени скрывал, чтобы люди созрели для того, чтобы принять это в своих сердцах.
Давайте с вами рассмотрим всё, что произошло дальше в этом событии. Господь Иисус Христос спрашивает этого юношу: «Как ты соблюдаешь заповеди?» И этот юноша ответил, что он все заповеди соблюдает от своей юности. И Господь говорит ему дальше: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною». Т.е., что Он делает? Он приглашает его в Свои ученики.
Многие люди, особенно неверующие укоряют православных христиан за этот момент и говорят, что как будто Иисус Христос повелевает всем людям на земле продать своё имение и идти за Ним и быть Его учениками. На самом деле это не так. Посмотрите внимательно на это происшествие. Господь сначала испытал его и спросил о его духовной жизни, и когда увидел, что он готов уже быть Его учеником, только для этого Он ему потом и говорит продать имение и следовать за Ним. Он не говорит это всем людям на земле. Почему? Потому что у каждого человека есть свой путь жизненный. Если есть семья, есть дети, то родители должны кормить своих детей, выращивать из них настоящих христиан. Кроме родителей детям никто не поможет. Всему своё время. Многие православные христиане мечтали исполнить Евангелие во всей своей полноте и стать монахами или монахинями. Но всё это они совершали в конце своей жизни, когда дети у них уже выросли, и внуки уже встали на ноги, когда люди были уже в преклонном возрасте и их в семье ничего не связывало, и когда у них появлялось много свободного времени, именно тогда многие православные христиане: это были простые люди и князья, и цари становились монахами и монахинями. Настоящее монашество – это и есть исполнение Евангелия во всей своей полноте, это и есть быть настоящим учеником Христа, когда человек полностью себя отдаёт во служение Богу и Церкви. Поэтому, здесь, мы православные христиане, можем ответить, что это зов был именно конкретному человеку – этому богатому юноше.
Но должны понимать, что этот зов есть и для каждого человека в будущем, потому что, когда человек занят семьёй, работой – всё это хорошо. Но мы должны понимать, что, если у нас наивысшая планка отдания себя полностью на волю Божью, нужно ждать и искать этот момент, который настанет для каждого человека. Если мы этого не ждём, не имеем никакого желания исполнения Евангелия, то мы с вами никогда не заметим этот зов Божий, когда Господь обратится к нам, как к этому юноше, и скажет: «Отдай всё что у тебя есть и следуй за Мной». Мы этого никогда не заметим, если мы этого не ждём. Чтобы нам этого ждать, нам нужно полюбить нашего Создателя, нашего Иисуса Христа, и ждать этого момента, когда же Господь нас позовёт на особое служение. А это может произойти и в старости, и в молодости – у всех это происходит по-разному, лишь бы мы этого искали.
Когда мы с вами слышим о богатом юноше и о продаже своего имения, тут тоже возникает вопрос: «Мы же не богатые», как мы сегодня сказали в начале проповеди. Но на самом деле Господь Иисус Христос здесь имеет нечто другое. Посмотрите на поведение юноши. Когда он услышал этот зов, он сказал и отошёл в сторону. Он не смог отдаться на служение Господу. Почему? Потому что, как сказано в Евангелие, имение у него было велико. А что же у нас, если мы бедные и простые люди? Как говорит Святитель Феофан Затворник: «Каждый человек имеет своё богатство». Разве наша душа – это не богатство? Разве наше здоровье – это не богатство? Разве наше время – это не богатство? Посмотрите на богатых людей: они имеют всё что угодно, но не имеют времени. Их разрывают на части их магазины, заводы, фабрики. Они не имеют никакого успокоения. И только простой человек, который работает на простой работе, который устаёт от физического труда, является самым счастливым человеком, Он может прийти к себе домой, обнять своих детей, свою жену и сказать: «Я счастлив», потому что он не приносит свою работу домой. А что же происходит с богатыми людьми? Они постоянно думают о своей работе, они являются рабами своей работы, они являются заложниками своих богатств. Поэтому они не имеют никакого времени, они являются рабами своих богатств.
Простой человек – это и есть самый богатый, самый счастливый человек на свете. Почему? Потому что он богат временем. Он придёт домой и может сделать это или это. У богатого нет выбора, он должен сохранять своё богатство. Нам нужно переоценить всё, что происходит вокруг нас. Нам через телевидение, через рекламу говорят о том, что нужно стремиться к различным покупкам, богатствам, к светской и культурной жизни. Но, если мы с вами придём в Храм Божий и причастимся Святых Христовых Тайн, разве это не богатство? Посмотрите, что говорят Святые Отцы о причащении Святых Христовых Тайн: «Одна капля Божественной Крови, которая находится в Чаше Христовой во время причащения превыше всех богатств на земле». Мы можем с вами причащаться на каждой Божественной Литургии – какое это счастье для христианина. Разве христианин не является самым богатым на свете, потому что во время причастия Христос входит в сердце человека, и человек начинает владеть Богом. И чтобы этот человек не попросил у Бога, Бог всё это выполнит.
Если с человеком есть Бог, а значит этот человек самый богатый, потому что у него есть весь мир, потому что Бог и есть Властитель всего нашего мира.
Дорогие братья и сестры, пусть каждый из нас сегодня в этот воскресный день почувствует себя настоящим духовным богачом, пусть каждый из нас, прежде всего, поблагодарит нашего Создателя за Таинства Исповеди, где мы можем оставить свои грехи и уйти чистыми и светлыми, и лёгкими от греха, и наполнившись благодатью света, мы можем разнести этот Божественный Свет для самых близких для нас людей. Пусть каждый из нас сегодня, в этот день постарается возжелать то, что мы когда-то сможем отдать всю свою жизнь нашему Богу. Нам нужно только нашего любимого Спасителя попросить об этом, постараться всю свою жизнь направить в сторону тесных и узких врат.
Ведь о чём же просил этот богатый юноша? Он спросил: «Что мне нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Откуда у него возник этот вопрос? Он возник от неудовлетворенности его духовной жизни. Он исполнил все заповеди, но чего-то ему не хватало. Но посмотрите, что говорит Господь. Вместе с заповедями Он спрашивает: «Любишь ли ты ближнего, как самого себя?» И этот юноша говорит, что он всё соблюл от своей юности. Но здесь кроется тонкая нить, тонкая грань: если бы юноша полюбил по-настоящему своего ближнего, как самого себя, то ему бы не жалко было отдавать своё богатство.
Господь и каждого из нас спрашивает: «Любишь ли ты ближнего, как самого себя?» В Ветхом Завете было 10 заповедей, которые запрещали человеку делать то-то и то-то. Господь говорит, что все эти 10 заповедей помещаются всего в 2-х заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Когда человек начинает любить своего ближнего, он начинает любить Бога, и в этот момент для человека уже ничего не жалко для своего ближнего, потому что всё встаёт на свои места. У человека уже не существует кумиров, у него есть единственный и любимый Бог, Творец и Отец, к которому он стремится и идёт.
Если мы с вами хотим войти в Царствие Божье, нам нужно сначала постараться возлюбить ближнего и исполнить заповеди. Нам нужно стараться исполнить 10 заповедей Христова – это фундамент, на котором можно строить здание любви к Богу. И только после исполнения заповедей мы начнём чувствовать ближнего и любить его. Нам нужно по ступеням 10-то заповедей подойти к любви к ближнему, и только потом мы сможем войти в Царствие Божье. Эти заповеди похожи на то, как мать спелёнывает маленького ребёнка. Посмотрите, когда ребёнок плачет и не унимается. Что делают матери? Они его пеленают, потому что младенец 9 месяцев находился в утробе матери, был стеснён там. Но после того, как он вышел в этот мир и родился, он плачет, потому что для него это совершенно неподходящая среда, где он ещё не может найти себя. И вот, когда младенца спелёнывают, вот тогда он успокаивается. Учёные заметили, что, если первые месяцы спелёнывать маленького ребёнка, то он вырастает более послушным, его характер становится более терпеливым, и он имеет послушание к родителям. И вот, как раз сейчас люди перестали спелёнывать своих детей и слишком много уделяют им внимания, это и сказывается на характерах наших детей. Поэтому наши предки делали всё очень разумно и проверено жизнью. Каждое действие наших предков согласовывалось с Евангелием.
Если мы хотим с вами, чтобы наши дети имели желания о вечной жизни, нам нужно стараться их телесно и духовно спелёнывать, то есть ограничивать 10-ю заповедями, а потом и через некоторое время и показывать им настоящую любовь к ближнему.
Пусть каждый из нас постарается наполниться благодатью Христовой через причащение Святых Христовых Тайн, чтобы и наши семьи наполнились этой благодатью. Пусть каждый найдёт молитву Святителя Филарета, который говорит такие слова: «Господи, не знаю о чём молиться, не знаю о чём просить у Тебя. Ты Сам всё знаешь, Ты Сам во мне молись. И я буду молиться».
Пусть каждый из нас постарается умолить Создателя, чтобы, если мы ещё не начали творить эти 10 заповедей, не начали строить фундамент, то пусть каждый построит этот фундамент, пусть боится Бога, и потом потихоньку придёт к настоящей любви к ближнему, чтобы втиснуться сквозь узкие врата Царствия Небесного. Именно любовь к ближнему, эта заповедь является истинной, творческой заповедью из всех заповедей.  А потом человек придёт и к заповедям блаженства, о которых мы пели сегодня на Божественной Литургии, где говорится о блаженствах и о том, как Иисус Христос может изменить наше сердце.
Помогай нам всем Господь наполнится благодатью Христовой! Аминь.

12.09.2021 г.


Рецензии